Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа
Цель курсовой работы - теоретический анализ проблемы места мышления в структуре психики.
Задачи:
1. Рассмотреть психику как систему
2. Описать мышление как когнитивный элемент психики
3. Выявить связи мышления с другими психическими явлениями
4. Обобщить результаты исследования в виде выводов
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....3
1. ПСИХИКА КАК СИСТЕМА…………………………………………..….5
2. МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПСИХИКИ...............8
2.1. Психологическая природа мыслительного процесса……....................8
2.2. Основные фазы мыслительной деятельности………………….……....10
2.3. Основные виды мышления…………………….. ……………………..10
2.4. Основные операции и закономерности мышления……………………12
3. СВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ С ПСИХИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ……........15
3.1. Связь мышления с когнитивными процессами (восприятие, ощущение, воображение, речь, память)……………………………......15
3.2. Связь мышления с эмоциями………………………………………......20
3.3. Связь мышления с мотивацией………………………………………...21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………......26
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
Кафедра общей психологии
МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ
(курсовая работа)
студентка группы 381-у
Петрова Е.А.
Казань – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....3
2. МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПСИХИКИ...............8
2.1. Психологическая природа
мыслительного процесса……....................
2.2. Основные фазы мыслительной деятельности………………….……....10
2.3. Основные виды мышления…………………….. ……………………..
2.4. Основные операции и закономерности мышления……………………12
3. СВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ С ПСИХИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ……........15
3.1. Связь мышления с когнитивными
процессами (восприятие, ощущение, воображение, речь,
3.2. Связь мышления с эмоциями………………………………………......
3.3. Связь мышления с мотивацией………………………………………...21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………......26
Введение
В настоящее время исследование мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде как некоего идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при этом характер внутренних умственных действий. Мы думаем, что на данный момент исследование мышления требует более глубокого изучения и анализа, это объясняется развитием всех отраслей существования человечества и еще более скорым развитием в будущем. Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи, проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности и еще очень много неизвестного, непонятного, скрытого. Это требует глубокого познания мира, открытия новых процессов, свойств и взаимоотношений человека и всего окружающего его при помощи мышления [13]. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Цель курсовой работы - теоретический анализ проблемы места мышления в структуре психики.
Задачи:
Предмет исследования - мышление.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, а также списка использованной литературы.
Глава 1. Психика как система
Психика - особое свойство высокоорганизованной
материи, т.е. мозга, заключающееся в |
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.
Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни [10].
Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.
Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.
Психические состояния -
Итак, на основе вышеизложенного, сделаем следующие выводы:
- психика - это свойство
мозга, заключающееся в
- особенность психики
- способность опережающего
- психика имеет 2 уровня
– низший (бессознательная сфера)
и высший (сознание). Животные, в
отличие от человека, обладают
только психикой низшего
- психика имеет структуру, в нее входят психологические свойства, процессы, качества, а также состояния.
Глава 2. Мышление как когнитивный элемент психики
Мышление - психолого-
Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное [1].
2.1 Психологическая природа мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Реальный мыслительный акт субъекта исходит из различных мотивов. Моментом начала мыслительного процесса является проблемная ситуация. Тогда же и появляется потребность что-то понять. Удивление или недоумение, противоречие, вопрос или проблема это то, с чего обычно начинается мышление. «Наличие знаний и уменье владеть ими — необходимые предпосылки продуктивной работы мысли и развития ума» [5, С. 234].
Эти ситуации они затягивают личность в мыслительный процесс. Итак ситуация возникла, и она является фактором к возникновению, но если есть начало, то в этом случае должен быть определенный конец. Конец достигается тогда, когда поставленная задача решена. Тот случай, когда поставленная задача не решена, переносится субъектом как срыв или неудача. Процесс мышления в целом является сознательно регулируемой операцией. Эмоциональное состояние мыслящего, напряжение в начале и удовлетворение в конце напрямую связано с динамикой мыслительного процесса. В общем, конечно, весь процесс связан со всей психической жизнью человека. Мышление своеобразно окрашивается под действием определенных эмоциональных состояний субъекта, включая в себя каждый интеллектуальный процесс, исходит из потребностей и интересов человека.
Мыслительный процесс включает в себя слабо и сильно обобщенные образы - представления. Как отвлеченное значение слова, так и наглядный образ могут быть носителями смыслового содержания и значения.
«Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление» [15, С. 319].
Существенно и качественно
отличаясь от всех других психических
процессов, сохраняя специфику мышления,
мыслительный процесс всегда вплетен
в целостность психической
2.2 Основные фазы мыслительной деятельности
В развернутом мыслительном процессе можно различать несколько этапов или фаз.
Начальная фаза - более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Необходимо осмыслить проблему как таковую, что требует работы мысли. Первым признаком мыслящего человека является умение видеть проблему там, где она есть. Возникновение вопроса является признаком начинающей работы мысли и зарождающего понимания.
Решение задачи - следующая фаза мыслительного процесса. Оно совершается множеством разнообразных способов, в зависимости от характера самой задачи. Самыми простейшими являются задачи, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для их решения требуется просто соотнести по - новому наглядные данные и переосмыслить ситуацию.
Завершающая фаза - окончательное суждение в пределах данного мыслительного процесса, фиксирующее достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы переходит в непосредственную практику. Практика подвергает мысль решающему испытанию и ставит новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения [2].
2.3. Основные виды мышления
Теоретическое - познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.
Практическое - разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом являются образы, которые извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением.
Наглядно-действенное -
Наглядно-образное - при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени.