Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности формирования у детей знганий о народных белорусских праздниках, разработать содержание и методику по данной проблеме.
Объект исследования: патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет: процесс формирования представлений о народных праздниках.
Задачи:
Проанализировать этнографическую литературу по проблеме исследования;
Определить состояние изучаемого содержания в опыте работы;
Разработать программу ознакомления дошкольников с календарными праздниками.
Ходили
на кладбища, оставляли на могилах
блины. Молились и поклонялись
праху родных.Сжигали
В Прощённый день целовались, как на Пасху.
Масленица загорела, всему миру надоела!
Шла к нам по заулочкам, по закоулочкам...
Несла блинов чугуны, надорвала животы!
Блинов напекла, сама всё пожрала,
Хвост редьки дала, весело играла![5.71]
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.
Например,
празднование Рождества
Обряды,
традиции, обычаи сопутствовали
каждому шагу человека от
Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.
Народные
традиции, передаваемые из поколения
в поколения создают в себе
разнообразные средства и
Праздники были «не просто эмоциональной разрядкой» от трудовых будней, а своеобразным итогом прожитого отрезка времени и одновременно «подготовкой» к следующему. Как «итог», так и «подготовка» осуществлялись через определенные обряды и ритуальные действия... В центре календарных праздников -- «мотивы продолжения человеческого рода, плодородия земли, плодовитости скота, птиц».
Крестьяне, в большинстве своем даже в конце XIX в. плохо понимали причины явлений природы и смены времен года. Так, приход весны они объясняли прилетом птиц и, желая приблизить это время, обращались к жаворонкам, ласточкам с просьбой вернуться в родные края, подражали птичьему щебетанию, выпекали фигурки птиц. Земледельцы считали, что на зиму земля засыпала, а в начале лета была беременна урожаем, страдала (отсюда, возможно, «страда»), рожая хлеб, лен (отсюда «урожай»).
Крестьянин был уверен, что особой силой воздействия на природу обладает слово. Поэтому в обрядовых текстах можно найти много повелительных обращений: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!», «Жаворонки, летите, весну-красну принесите!». Соединенное с музыкой и пением, слово приобретало еще большую силу. Отсюда в обрядовых действиях так много песен, музыки, ритмических плясок.
С магией слова были связаны и обрядовые песни; описывая изобилие, довольство, они призывали их в реальную жизнь. В песнях-пожеланиях, величаниях воспевались неправдоподобное благополучие, идеальные семейные отношения. С такими пожеланиями обходили дворы колядовщики на Святки и во время Масленицы, первого выгона скота. Выполняющие такой обход выступали не скромными просителями, а коллективом людей, магический обряд которых должен был вызвать желаемое в будущем. Поэтому ватага колядовщиков просила не смиренно и покорно, а требовала угощения. Вот какова роль народных праздников, именно они нам передают быт и традиции наших предков.
Глава 2 Работа дошкольного учреждения по формированию у дошкольников представлений о белоруской народной культуре.
2.1. Состояние изучаемого вопроса в практике работы дошкольного учреждения.
В результате изученой литературы была поставлена задача насколько сформированы знания детей старшего возраста о белорусских народных праздниках. Для этого было необходимо установить уровень их знаний. Нами были подобраны и разработаны ряд вопросов косающихся народных праздников, детям также были показаны иллюстрации, предлогалось назвать главных героев этих праздников, знают ли дети как проводятся праздники, знание обрядовых песен, игр, зазывалок , пословиц. Был также изучен матереал имеющийся в детском саду, литература. В данном уреждении имеется ряд литературы, которая помогает познакомить детей с народной культурой, конспекты занятий и праздников.
В данном дошкольном учреждении ведется работа по патриотическому воспитанию. Детей знакомят с родным городом, ремеслами белорусов, проводятся занятия на белорусском языке. Но тематических занятий, бесед и праздников посвященных многообразию беларуских праздников в детском саду не достаточно.Минусом являлось отсутствие наглядности, не используются ТСО.
Нами был проведен опрос педагогов по данной теме. В опросе участвовали 17 воспитателей. Проанализировав их ответы было выявлено, что 100% воспитателей заинтересованы в формировании у дошкольников знаний о беларуских народных праздниках. При беседе с педагогами мы изучили их трудности, которые они испытывают, проблемы с которыми они сталкиваются. При ответе на первый вопрос 14 воспитателй назвали основные народные праздники которые празднуются в детском саду: “Каляды”, “Масленица”, “Гуканне весны” и лишь только 3 воспитателя дабавили к названным праздникам: “Пасху”, “Радуницу”, “Купалле”. На второй вопрос опросника все педагоги одназначно ответили, что для подгтовки к празднику необходимио провести беседу, подготовить необходимые атрибуты, почитать детям художественную литературу, провести тематические занятия. Кто должен быть ответственнен за подготовку и проведение праздника? Воспитатели нашего дошкольного учреждения ответили так: 60%- считает, что это забота музыкального руководителя, 29% - считает, что это забота воспитателя и музыкального руководителя и только 11% ответили, что это забота всего коллектива. Однозначно ответили педагоги о роли праздников в воспитании детей. Все педагоги считают необходимым знакомить детей с народными праздниками. Очень важно знакомить детей народными традициями, тема патриотического воспитания сейчас актуальна, важно с раннего детства прививать детям любовь к родному краю, к его истории. Ведь именно праздники знакомят нас с историй нашего народа, дают возможность акунуться в далекое прошлое. Детей следует знакомить с праздниками более доступными для их понимания, где они сами могут непосредственно принимать участие – так считает 100% воспитателей. Трудностями в подготовке и проведении праздников педагоги называли нехватку наглядного материала, художественной литературы, а иногда даже и нехватку собственных знаний. Воспитатели иногда сами недостаточно глубако владеют знаниями о праздниках, откуда они пошли и с какой целью празднуют. Им интересна эта темы и они хотели бы расширить свой кругозор. В детско саду есть некоторая литература по патриотическму воспитанию все воспитатели активно используют ее в своей работе это: . для более качественной работы педагогам бы хотелось иметь и использовать на своих занятиях больше наглядности а еще лучше ТСО, картотек где собраны народные стихи, игры которые можно использовать на праздниках, конспекты бесед. Ведь фольклор –наилучшее средство воспитания детей. Жаль в наше время народное творчество мало используется для воспитания детей в семье и детском саду.
Был проведен и опрос детей. С целью выявить на каком уровне находятся знания о народных беларуских праздниках. В опросе принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
На первый вопрос “Какие праздники праздную в нашей стране?” дети их составило 70% -называли и народные и календарные праздники. Из народных праздников дети чаще всего называли “Рождество” и “Пасха”, трое детей дабавили к ним “Масленицу” , “Рождество” и “Каляды”, а 30% - назвали такие праздники, как “Новый год”, “8 марта” и не назвали не одного народного праздника. Только 40% детей ответили, что отмечают дома такие праздники как “Коляды”, “Пасху”, “Масленицу” добавив в к ним “Новы год”, “8 марта”, 60% детей ответили, что дома они отмечают только “День рождения и “Новый год”. Дети имеют некоторые знания о празднике “Коляды”, так 65% - ответило. Что его празднуют у нас в детском саду, переодеваются в “казу” и ходят по группам и поют песни. Одна девочка Кристина Д. сказала, что этот праздник похож на “Хелуин”, объяснив это тем что там тоже дети ходят по домам поют песни и за это им дают угощение. Остальные 35% детей не смогли ничего рассказать о празднике. Затруднялись с ответом дети на четвертый вопрос, только 30% могли дать более правильный ответ. Беларусы праздную “Коляды”что пожелать людям богатства, хорошего урожая, добробыта. Затруднялись дети и с ответом на вопрос , как праздновали наши предки “Коляды”. Зато дети охотно рассказывали, как празднуют “Коляды” в детском саду, учитывая тот факт, что праздник только недавно прошел. Дети говорили о “козе”, “черте”, “медведе”, и только не могли назвать “звезданоша” и кто это такой. О “Масленице” только 40% детей сказали, что это праздник на который пекут блиныи что этот праздник длится целую неделю, другие же 60% - не знают что это за праздник. Только 25% детей рассказали, что блины это символ сонца, и уход зимы. Кристина Д. и Лера З. рассказали , что были в прошлом году на центральной площади где было гулянье, и там сжигали соломяное чучело зимы. Двое детей могли рассказать стихи про колядки, и еще двое с нашей помощью вспомнили колядную песенку. Остальные дети не могли ничего вспомнить. Не все дети а это 45% не особо интересовались праздниками и они ничего не хотели узнать, а остальные особо пытливые сказали, что хотели бы узнать в какие игры играли раньше дети, во что одевались, какие пели песни.
По данным нашего опроса мы составили такую таблицу.
К высокому уровню относятся дети которые владеют знаниями о беларуских народных праздниках и о календарных, могут рассказать для чего и с какой целью они проводились, назвать и описать действующих лиц, вспомнить стихи, песни, рассказать о традициях празднования этих праздников дома, также о праздниках в которых они принимали участие, могли наблюдать их действие.
К среднему уровню мы отнесли детей которые, могут назвать праздники но не не достаточно могут объяснить почему они празднуются, из народных называют один-два праздника, не достаточно полно рассказывают о героях праздника, владеют опытом и знаниями получеными только в детском саду.
К детям низкого уровня мы отнесли детей которые ограничились в своих знаниях только календарными праздниками, и в большей части “Новым годом” и “Днем рождения”, называют “Рождество”, но не могут объснить . что это за праздник. Про “Каляды” слышали но не знают, что это за праздник и для чего он празднуется.
Таким образом из нашего опроса стало ясно, что и воспитателям и детям интересна тема о белоруских народных праздниках. И взрослым и детям хотелось бы больше узнать и обагатить свои знания.
2.2. Пути и способы формирования у дошкольников знаний о беларуских народных праздниках.
При
анализе опросников было
В первую очередь нами был разработан план нашей дальнейшей работы. И составлен проект на тему “Формирование знаний дошкольников о беларуских народных праздниках зимнего периода”. Данный проект недолгосрочный, на две недели. (Приложение №1)
Исходя из нашего проекта было решено подобрать и разработать конспекты занятий, подобрать тексты бесед, которые бы излагались в более доступной и понятной форме.( Приложение №2 и №3) Для этого нами был изучен ряд литературы, подчеркнем ваше внимание , тем что литература была предназначена для взрослых. А мы ее упращали, делали более доступной для детей.
Учитывая, то что у детей в данном возрасте все-таки развито наглядно-образное мышление, в своей работе мы решили использовать больше наглядностей. Так как данное дошкольное уреждение, в этом вопросе испытывало затруднения. Для наглядностей мы решили использовать современные технические средства – мельтимедиа. Для это нами были созданы презентации по народным праздникам зимнего периода. С помощью созданных нами презинтаций дети смогли более широко углубить свои знания. Рассматривая изображенных ряженых людей они слегкостью могли окунуться в атмосферу народных праздников, более ярче представить себе праздник.(Приложение №4) Для закрепления знаний детей о народных праздниках нами было разработана настольно-печатная игры: «Помоги хозяюшке накрыть стол к празднику», «Узнай и назови». (Приложение №5)