Нарушения мышления в психопатологическом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть сущность проблемы нарушений и патологии мышления и показать некоторые особенности их проявления.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность проблемы нарушения и патологии мышления.
2) Выделить и раскрыть формы нарушения и патологии мышления.
3) Описать характерные особенности проявления нарушений и патологии мышления.

Содержание

1. Введение 3
2. Нарушение операциональной стороны мышления 4
3. Нарушение личностного компонента мышления 8
Разноплановость мышления 9
Резонерство 12
4. Нарушение динамики мыслительной деятельности
4.1.Лабильность мышления 15
4.2. Инертность мышления 19
5. Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности 23
6. Вывод 26
7. Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

психопатология.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Введение                                                                                                    3

2. Нарушение операциональной стороны  мышления                               4

3. Нарушение личностного компонента мышления                                 8

    1. Разноплановость мышления                                                           9
    2. Резонерство                                                                                     12

4. Нарушение динамики мыслительной деятельности

4.1.Лабильность мышления                                                                        15

4.2. Инертность мышления                                                                         19

5. Нарушение процесса  саморегуляции познавательной деятельности 23

6. Вывод                                                                                                        26

7. Список используемой литературы                                                         27

Введение.

Актуальность темы определяется тем, что нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из них считаются типичными для той или иной формы болезни. При установлении диагноза заболевания психиатр часто руководствуется наличием того или другого вида нарушений мышления. Поэтому во всех учебниках и монографиях по психиатрии, посвященных самым различным клиническим проблемам, мы встречаем высказывания относительно расстройства мышления, много работ, описывающих расстройства мыслительной деятельности, мы встречаем в психологической литературе. Однако единой квалификации или единого принципа анализа этих расстройств нет; происходит это потому, что при описании и анализе нарушений мышления исследователи базировались на различных психологических теориях мышления, на различных философско-методологических положениях.  
Цель данной работы раскрыть сущность проблемы нарушений и патологии мышления и показать некоторые особенности их проявления.  
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:  
1)  Раскрыть сущность проблемы нарушения и патологии мышления.  
2) Выделить и раскрыть формы нарушения и патологии мышления.  
3) Описать характерные особенности проявления нарушений и патологии мышления.  
Объект исследования - мышление  
Предмет исследования- нарушения и патологии мышления  
 
 

 

1. Нарушение операциональной  стороны мышления

Выделяется три вида патологии мышления:

  1. Нарушение операциональной стороны мышления.
  2. Нарушение динамики мышления.
  3. Нарушение личностного компонента мышления.
  4. Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности.

К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение (абстрагирование), анализ, синтез.

Обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Существует несколько уровней процесса обобщения:

  • категориальный – отношение к классу на основании главных, существенных признаков;
  • функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков;
  • конкретный – отношение к классу на основании конкретных признаков;
  • нулевой (нет операции) – перечисление предметов либо их функций без попытки обобщить.

При всем многообразии нарушения  операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:

  1. снижение уровня обобщения;
  2. искажение процесса обобщения.

При снижении уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что "на диване можно читать"). Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга другого генеза с деменцией.

Однако говорить о  снижении уровня обобщения можно  в том случае, если этот уровень  был у человека ранее, а затем снизился, что и происходит с больными эпилепсией, органическими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У больных же олигофренией отмечается недоразвитие понятийного, абстрактного мышления, а именно процессов обобщения и отвлечения.

При искажении процесса обобщения больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Эти больные устанавливают чисто формальные, словесные связи, реальное же различие и сходство не служит для них контролем и проверкой их суждений. Например, сходство между ботинком и карандашом для них в том, что "они оставляют следы". Подобные нарушения мышления встречаются у больных шизофренией.

Для исследования операциональной  стороны мышления используются следующие  методики:

  1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями (словесная классификация). Испытуемый раскладывает предметы на группы так, чтобы предметы, находящиеся в одной группе, имели общие свойства (одежда, мебель, животные, измерительные приборы, люди). Затем испытуемый укрупняет группы. Способность выделить две или три группы на последнем этапе свидетельствует о высоком уровне обобщения.
  2. Исключение. Также существует два варианта этой методики: словесный и предметный. Последний представляет из себя набор карточек с изображением четырех предметов, три из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один из них существенно отличается, он должен быть исключен. Решение испытуемого на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу свидетельствует о снижении уровня обобщения. Актуализация "слабых", чрезмерно обобщенных признаков свидетельствует об искажении процесса обобщения.
  3. Образование аналогий. В методике "Простые аналогии" представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный – таблицы Равена. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику "сложные аналогии".
  4. Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.
  5. Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления нарушений мышления по шизофреническому типу, а также при трудностях вербализации понимаемого переносного смысла, когда фраза облегчает объяснение.
  6. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнять пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова и др.

Существует множество  других методик для исследования операциональной стороны мышления, описанных в литературе, но перечисленные  выше методики являются основными для  исследования патологии мышления.

2. Нарушение личностного компонента мышления

В клинике психических  заболеваний наблюдаются нарушения  мышления, обусловленные нарушениями  личности. К ним можно отнести

  • Разноплановость мышления
  • Нарушение критичности и саморегуляции.

Мышление является сложной  соморегулирующей формой деятельности. Оно определяется целью, поставленной задачей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Для того чтобы этот акт сличения выполнялся, человеческая мысль должна быть активной, направленной на объективную реальностью утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.

Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при разных формах душевных болезней. Уже при анализе того вида патологии мышления, который мы называли “искажением уровня обобщения”, можно, по существу, говорить о нарушении мотивационного компонента мышления.

Значимым, существенным является для человека то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности. Не частота появления того или иного признака или свойства предмета делает его значительным или существенным, а та осмысленность, та роль, которую этот признак сыграл в жизни человека. Существенность признака и свойства, значимость самого предмета или явления зависят от того, какой смысл они приобрели для него. Явление, предмет, событие могут в разных жизненных условиях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются те же.

Вместе с тем значение вещей, совокупность наших знаний о  них остаются устойчивыми. Несмотря на то что личностная направленность и содержание мотивов могут оказаться  различными, основная практическая деятельность формирует устойчивость предметного значения вещей.

Операция классификации  может проводиться в более  или менее обобщенном плане, но предметное значение объекта, с которым человек  совершает ту или иную операцию, остается устойчивым. Поэтому признаки, на основании которых проводится операция классификации, актуализирующиеся при этом свойства предметов носят в известной мере характер стандартности и банальности. У ряда больных шизофренией эта устойчивость объективного значения вещей нарушилась.

Конечно, и у них  вырабатывались общие (по сравнению с нормой) знания о вещах и явлениях. Но наряду с актуализацией обычных, обусловленных всей прошлой жизнью свойств признаков, отношений между предметами и явлениями могли оживляться и неадекватные (с точки зрения нормальных представлений о мире) связи и отношения, которые приобретали смысл лишь благодаря измененным установкам и мотивам больных. То единство, в которое включалось значение предмета и смысловое отношение к нему, терялось благодаря изменению в сфере мотивов и установок. Особенно ярко выступало нарушение личностного компонента в том виде нарушений мышления, который был назван “разноплановостью мышления”.

2.1. Разноплановость мышления.

Нарушение мышления, обозначенное как “разноплановость”, заключается  в том, что суждения больных о  каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. например, слон и лыжник – "предметы для зрелищ", лошадь и медведь – животные). Больные могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый им материал; актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Вместе с тем больные не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах.

Речь идет не о том  всестороннем, свойственном мышлению здорового человека подходе к явлению, при котором действия и суждения остаются обусловленными целью, условиями задания, установками личности.

Речь идет также не о тех колебаниях уровня и содержания суждений, возникающих как результат измененной динамики мышления. При непоследовательности суждений больные на какой-то отрезок времени лишаются возможности правильно и адекватно рассуждать. Однако это не представляет собой утерю целенаправленности мыслительной деятельности как таковой. Действия больного адекватны цели и условиям, поставленным экспериментатором (например, больной оставляет обобщенный способ решения и начинает объединять объекты на основании конкретного признака), но его действия поводятся в плане классификации: он объединяет предмеры на основании свойств, признаков самих предметов. При разноплановости мышления сама основа классификации не носит единого характера. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок. Процесс классификации протекает у больных в разных руслах.

В результате одновременного сосуществования, переплетения всех этих разных аспектов, различных подходов к заданию суждения, определения  и выводы больных не представляют собой планомерного, целенаправленного выполнения задания. В мыслительной деятельности больных переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

Информация о работе Нарушения мышления в психопатологическом аспекте