Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат

Краткое описание

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии образования.docx

— 228.36 Кб (Скачать файл)

Определить «внутреннюю позицию» будущего школьника

определить уровень развития мотивационной сферы.

 Исследование  проходило по следующим этапам:

1 этап –  изучение аффективно-потребностной сферы

2 этап –  изучение произвольной сферы

3 этап –  изучение интеллектуальной и  речевой сферы.

 По исследованиям  были составлены сводные протоколы.

 Методика  №1 по определению доминирующего  мотива в сфере детей.

 Сводный  протокол уровня развития познавательного  мотива.

      Познавательный мотив был ведущим в данном эксперименте у всех детей. Для чистоты эксперимента были выбраны равнозначные стороны: новые игрушки; новая книга с красочными картинками и увлекательными сказками.

     Каждую сказку останавливали на самом интересном месте. Во всех случаях дети выбирали вариант – узнать продолжение истории. Необходимо ответить, что не все дети уверенно просили продолжить чтение истории, некоторые, а именно 6 детей (40 %) некоторое время колебались – выбрать игру или книгу, задавали вопрос «А что надолго ли принесли игрушки, книгу?», когда был дан ответ, что игрушки и книга будут отнесены одновременно, выбирали слушание сказки.

   

                                                       54               

       Отмечается изобретательность детей в придумывании вариантов – задержать игрушки в группе, чтобы потом после чтения увлекательных историй хорошо рассмотреть игрушки и поиграть, если разрешат. Борьба мотивов наблюдалась у 9 детей (60 %), это выражалось в отдельных мимических реакциях на лице, но, тем не менее, дети выбирали чтение сказки. Кроме того, следующее, что хотелось отметить в данном эксперименте, что борьба мотивов в основном наблюдалась только у мальчиков. Таким образом, у детей доминирует познавательный мотив, что соответствует готовности к школе в данной сфере.

        Методика № 2. «Беседа с детьми».

    Сводный протокол определения уровня развития «внутренней позиции школьника».

           В ходе беседы отмечается следующее: 

- дети все  без исключения имеют желание  идти в школу;

- 11 детей (73,3 %) довольно убедительно доказывают - зачем нужно ходить в школу  и 4 детей (26,7 %) с помощью наводящих  вопросов, но без доказательств стараются ответить на этот вопрос;

- дети не  осведомлены о том, чем занимаются  в школе, ответы односложны, простые, типа «учатся» - а что это такое  рассказать не могут;

- понятие  «урок» для детей малознакомое  слово, о котором слышат со  стороны от старших братьев  и сестер, но, тем не менее, пытаются объяснить, что это такое занятие;

- на вопрос  «как нужно себя вести на  уроке?» - отвечают просто «хорошо», а что значит «хорошо» не  всегда могут объяснить;

                                                        55

- о домашних  заданиях также что-то слышали, но объяснение давалось с относительным  трудом;

- на вопрос  «зачем выполняют домашнее задание?» - отвечали дети, чтобы лучше знать  о том, что говорил учитель;

- после школы  дети считают, что нужно сначала  отдохнуть, а потом повторить, что  сказал учитель;

- дети осведомлены, о том, что произойдет, когда они пойдут в школу: день будет проходить в школе, а не в садике, будут уроки.

 По количеству  баллов у детей можно определить, что дети готовы к обучению  в школе.

Методика № 3 «Домик».

 Сводный  протокол определения уровня развития произвольности психических процессов.

 Дети  рисуют правой рукой, работают  с образцом по-разному.

- 3 детей (20 %) сначала проводят воздушные  линии над рисунком образом, повторяя  контуры картинки;

- 3 детей (20 %) сверяют сделанное с образцом;

- 3 детей (20 %) рисуют в основном по памяти, мельком бросая взгляд на рисунок.

 Темп  рисования у детей разный:

- 9 детей (60 %) рисуют быстро;

- остальные 6 детей (40 %) медленно.

                                                      56

      Дети так были заняты выполнением задания, что не отвлекались даже на посторонние шумы. 11 детей (73,3 %) во время рисования задавали вопросы, уточняли выполнение тех или иных деталей. По окончании работы никто из детей не сверился с образцом, а постарались быстро отдать выполненную работу. Ошибки в выполнении задания были в целом типичные:

- прорисовка  прописных букв;

- количество  линий забора и дыма;

- основные  детали выполнены (стены, окно, труба, крыша);

      Исходя из того, что дети этого возраста ещё могут делать ошибки - к школьному обучению готовы. 0 ошибок- 1 (6,7 %); 1 ошибка-2 (13,4 %); 2 ошибки-2 (13,4 %); 3 ошибки-8 (53,3 %); 4 ошибки- 2 (13,4 %).

Методика № 4 « Да и нет».

 Сводный  протокол уровня развития действия  по правилу.

В эксперименте использовали вопросы двух групп: простые и сложные.

     Простые предполагали ответы, придерживаясь, правил игры типа «любишь ли ты гулять?»- дети могли обнаружить третий вариант ответа, на пример когда - как, иногда, всегда и т.д. Сложные вопросы, на которые ответ только «да» или «нет», типа – ночью ты спишь? С первой группой вопросов дети справлялись, не задумываясь, без обдумывания. Ответы были многосложные: «я люблю гулять в хорошую погоду, а в плохую сижу дома», - или «люблю гулять». Со второй группой вопросов было намного трудней. И здесь дети были изобретательны: одни долго обдумывали ответ, другие лихорадочно подыскивали слова для ответа, третьи или кивали головой, или давали «мычащий» ответ.

                                                            57

     Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что дети имеют внутренние мотивы для обучения в школе, понимают и осознают, что их в дальнейшем ожидает в учебной жизни. Дети могут действовать по правилам и контролировать произвольность психических процессов. Учебные мотивы у детей подготовительной к школе группе уже присутствуют и проявляются

                      Методика № 5 «Сапожки»

Сводный протокол уровня развития обучаемости детей.

     Дети справились с решением задач кодирования, но этапы обучения проходили по-разному:

-8 детей (53,3 %) быстро поняли правило решения  задачи кодирования, закрепляющий  этап также хорошо быстро, задачи  для них оказались простыми  в решении:

-3 детей (20 %) в процессе обучения задавали, уточняли вопросы решения, иногда  проговаривали «про себя» инструкцию  кодирования, процесс обучения шёл  медленно, постепенно закрепляющий  этап проходил уже в более подвижном темпе и с решением задач дети также справились:

-4 детей (26,6 %) довольно длительно проходили  этап обучения, но молча, и без  вопросов, старались больше слушать  педагога дающего задание, этап  закрепления - проходил по-разному - одни быстро закрепляли материал, другие тщательно и постепенно  работали на втором этапе, задачи  решили самостоятельно.

 

                                                   

                                                          58

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети обучаемы, понимают учебную задачу, закрепляют правила и затем их используют в решении задач. Достаточно многим (7 детей- 46,6 %) часто нужен зрительный образ - подсказка, но, тем не менее, при решении последних задач подсказка закрыта. Дети обучаемы, но темп обучаемости у каждого свой индивидуальный.

Методика №6 «Последовательность событий».

 Сводный  протокол уровня развития логического  мышления.

 Таблица  №6№ Имя Ф. Разложение картинок Составление рассказа Уровень развития

1. Света Т. + Рассказ полный, содержательный -

2. Петр И. + Простой, но по сюжету -

3. Катя Ч. + Рассказ составлен, но медленно с обдумыванием -

4. Маша Д. + Простой рассказ по сюжету, содержательный -

5. Игорь Р. + Содержательный -

6. Аня Ж. + В рассказ по сюжету вплела предположение. -

7. Настя Б. + Простой по сюжету -

8. Рома Д. + Простой по сюжету -

9. Саша О. + Простой по сюжету -

10 Вика К. + Содержательный с выделением отдельных деталей по сюжету -

11 Толя М, + Простой по сюжету -

                                               59

12 Сережа Б. + Простой по сюжету -

13 Костя Л. + Простой по сюжету -

14 Дима Л. + Большой содержательный рассказ -

15 Паша Н. + Простой по сюжету -

        Последовательность картинок составлена правильно, дети справились с заданием, легко определили сюжетную линию. Составленные рассказы у всех детей отвечали содержанию картинок и вплетались в общий рассказ. Качество составленных рассказов у детей было разное: простые рассказы по сюжету получились у 10 детей (66,6 %), 1 ребенок очень медленно составлял, подбирал слова; рассказы этих детей в основном состояли из простых типов предложений с преобладанием существительных и глаголов: «Он пошел», «Они стали»… и т.д. Более полные и содержательные рассказы получились у 5 детей (33,3 %). Не нарушая сюжетную линию рассказа, они включали предложения, события, происходящие до и после изображенного на картинках. В своих рассказах дети использовали наречия, прилагательные, союзы, встречались и сложные структуры предложений. Таким образом, можно сделать вывод, что дети правильно определяют линию сюжета, на основе которого строят свое повествование. Но отличительной особенностью является бедность или богатство словарного запаса. Очень многим детям не хватало слов сделать свой рассказ полным и содержательным. Дети готовы к обучению в школе, но необходимо обратить внимание на речевое развитие детей.

        Проведенная опытно-экспериментальная работа с детьми показала, что мотивационная готовность к школе формируется в результате систематической и последовательной работы. Под руководством педагогов дети узнают о школе и о роли деятельности ученика.

                                                    60

       Психологическая готовность к школе – это многоплановая структура, состоящая из отдельных сфер, которую необходимо изучить и скорректировать. Поэтому диагностика психологической готовности представляет собой программу исследования, в которую входят необходимые шесть методик для изучения уровня развития детей. Сферы психологической готовности взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому они изучаются в отдельности, и создается картина развития каждого ребенка. По результатам исследования можно сказать, что дети к школьному обучению психологически готовы, но в разной степени: одни качественнее, для других необходима помощь. Особенно нуждаются будущие школьники в развитии речи: обогащении словаря, развитие связной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         61

             Заключение

      Сложившиеся на протяжении веков, проверенные жизнью и повседневностью, встречающиеся в практике воспитания, содержание воспитательных взаимоотношений определяются факторами, которые основываются на внутренних механизмах и процессах, из которых формируется мотивационные отношения.

      Исходя из мотивационных отношений складываются составляющие воспитательного воздействия. Первая из составляющих – это высказывемое или невербально передаваемое указание того к чему и как ребенок должен относится, т.е. самым прямым образом определяется цель воспитания и выражает ее в форме, доступной для ребенка: надо помогать слабым, быть хозяином своего слова, беречь природу и т.п.

        Составляющая воспитательных воздействий имеет субъективную и предикативную части, обязательно указывая как на предмет, так и на должное к нему активное отношение к нему. Это естественно, т.к. мотивационные образования в принципе не могут быть охарактеризованы только ссылкой на некоторые предметы, например, религия является мотивом и для верующего и для атеиста. Вторая составляющая воспитательных воздействий, выражающая уже не цель, а основание воспитания то, что по замыслу воспитателя должно аргументировать предписывающую составляющую, подкрепить ее, обеспечить возникновение нового мотивационного отношения. Речь идет обо всех позитивных или негативных последствиях, которые в воспитательном воздействии ставятся в зависимость от того, появится ли у воспитуемого лица мотивационное отношение, указанное в предписывающей части воздействия. Отмечается исключительное разнообразие оснований, используемых в реальной практике воспитания. Оно свидетельствует о том, что для

Информация о работе Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)