Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:46, контрольная работа
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
Введение………………………………………………………………………………...3
Потребности и их классификации…………………………………………………….4
Образовательные потребности………………………………………………………...6
Мотивы и их виды……………………………………………………………………...9
Образовательные мотивы, их классификация………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………………...19
Индивиды по-разному осознают свои потребности.
1. В зависимости от этого
2. В психологии различают две
группы взаимосвязанных между
собой мотивов жизни,
3. По степени общественной
4. Различают также мотивы
Образовательные мотивы, их классификация
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя:
- познавательные потребности;
- цели;
-интересы;
-стремления;
-идеалы;
-мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.
Названная система мотивов образует учебн
А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. По ее мнению, качества мотивов могут быть:
Учебная мотивация определяется
как частный вид мотивации, включенный
в определенную деятельность, - в данном
случае деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация позволяет развивающейся
личности определить не только направление,
но и способы реализации различных форм
учебной деятельности, задействовать
эмоционально-волевую сферу. Она выступает
в качестве значимой многофакторной детерминации,
обусловливающей специфику учебной ситуации
в каждый временной интервал.
Как и любой другой вид, учебная
мотивация определяется целым рядом
специфических для той
- характером образовательной системы;
- организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
- особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
- личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
- спецификой учебного предмета.
Учебная
деятельность является полимотивированной,
так как активность обучаемого имеет различные
источники. Принято выделять три вида
источников активности: внутренние, внешние,
личные.
К внутренним источникам учебной
мотивации относятся познавательные и
социальные потребности (стремление к
социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной
мотивации определяются условиями жизнедеятельности
обучаемого, к которой относятся требования,
ожидания и возможности. Требования связаны
с необходимостью соблюдения социальных
норм поведения, общения и деятельности.
Ожидания характеризуют отношение общества
к учению как к норме поведения, которая
принимается человеком и позволяет преодолевать
трудности, связанные с осуществлением
учебной деятельности. Возможности - это
объективные условия, которые необходимы
для развертывания учебной деятельности
(наличие школы, учебников, библиотеки
и т.д.).
Личные источники. Среди
названных источников активности, мотивирующих
учебную деятельность, особое место занимают
личные источники. К их числу относятся
интересы, потребности, установки, эталоны
и стереотипы и другие, которые обусловливают
стремление к самосовершенствованию,
самоутверждению и самореализации в учебной
и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.
На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:
М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в
самой учебной деятельности:
1) Мотивы, связанные с содержанием
учения: ученика побуждает учиться стремление
узнать новые факты, овладеть знаниями,
способами действий, проникнуть в суть
явления и т.п.
2) Мотивы, связанные с самим процессом
учения: ученика побуждает учиться
стремление проявлять
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные
и социальные мотивы. Если у школьника
в ходе учения преобладает направленность
на содержание учебного предмета, то можно
говорить о наличии познавательных мотивов
К познавательным мотивам относятся такие,
как собственное развитие в процессе учения;
действие вместе с другими и для других;
познание нового, неизвестного.
К социальным — такие мотивы, как понимание
необходимости учения для дальнейшей
жизни, процесс учения как возможность
общения, похвала от значимых лиц. Они
являются вполне естественными и полезными
в учебном процессе, хотя их уже нельзя
отнести полностью к внутренним формам
учебной мотивации.
Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:
Эти мотивы могут оказывать и
заметное негативное влияние на характер
и результаты учебного процесса. Наиболее
резко выражены внешние моменты в мотивах
учебы ради материального вознаграждения
и избегания неудач.
Одной из основных задач учителя является
повышение в структуре мотивации учащегося
удельного веса внутренней мотивации
учения.
По мнению Марковой А.К., и познавательные,
и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие
познавательные мотивы проявляются в
принятии решения задач, в обращениях
к учителю за дополнительными сведениями;
учебно-познавательные - в самостоятельных
действиях по поиску решения, в вопросах,
задаваемых учителю по поводу разных способов
работы; мотивы самообразования обнаруживаются
в обращениях к учителю с предложениями
рациональной организации учебного процесса,
в реальных действиях самообразования.
Широкие социальные мотивы проявляются
в поступках, свидетельствующих о понимании
учеником своего долга и ответственности;
позиционные мотивы - в стремлении к контактам со сверстниками и в получении
их оценок, в инициативе и помощи товарищам;
мотивы социального сотрудничества - в
стремлении к коллективной работе и к
осознанию рациональных способов ее осуществления.
Осознанные мотивы выражаются в умении
школьника рассказать о том, что его побуждает,
выстроить мотивы по степени значимости;
реально действующие мотивы выражаются
в успеваемости и посещаемости, в развернутости
учебной деятельности и формах ухода от
нее, в выполнений дополнительных заданий
или отказе от них, в стремлении к заданиям
повышенной или пониженной сложности
и т.д.
Заключение
Потребность в образовании обусловлена,
таким образом, не только состоянием общественного
производства, социальных отношений, уровнем
духовного развития общества в целом и
составляющих его групп и слоев, но и обстоятельствами
жизни конкретных людей, вытекающими из
этих обстоятельств материальными и духовными
интересами. Вот почему планирование и
прогнозирование развития образования
не может опираться только на учет факторов,
действующих в масштабе всего общества,
оно неизбежно наталкивается на проблемы
жизнедеятельности социальных групп и
отдельных индивидов.
Вместе
с тем прогнозирование образования не
может быть ограничено педагогической
прогностикой, предметом которой являются
лишь педагогические объекты, главным
образом учебно-воспитательная система.
С социологической точки зрения такое
прогнозирование требует прежде всего
анализа диалектики социальных и личностных
факторов, обеспечивающих поддержание
и рост уровня образования населения в
масштабах, отвечающих потребностям общества,
социальных групп и индивидов в образовании.
С этой позиции можно поспорить с И. В.
Бестужевым-Ладой, который в качестве
главного прогностического ориентира
в сфере образования избирает диалектику
«равных возможностей и разных способностей»
Конечно, это ориентир важный и необходимый,
но, на наш взгляд, далеко не решающий,
ибо основную роль в развитии образования
играет прежде всего диалектика общественных,
групповых и индивидуальных потребностей
в образовании, а также взаимодействие
этих потребностей и их осознание.
Информация о работе Образовательные потребности и мотивы: их функция, структура и развитие