Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:46, контрольная работа
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
Введение………………………………………………………………………………...3
Потребности и их классификации…………………………………………………….4
Образовательные потребности………………………………………………………...6
Мотивы и их виды……………………………………………………………………...9
Образовательные мотивы, их классификация………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………………...19
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Общая психология
Образовательные потребности и мотивы: их функция, структура и развитие
Контрольная работа
Зайцева М.В.
1 курса П группы 1512
Дата сдачи
контрольной работы____________
Оценка выполненной работы______________________
Санкт-Петербург 2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Потребности
и их классификации……………………………………………
Образовательные
потребности…………………………………………………
Мотивы и
их виды……………………………………………………………………
Образовательные мотивы, их классификация………………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………..
Введение
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности и их классификация
Потребность — это жизненно важная
нужда в чем-либо, которая свойственна
человеку, как психическое состояние,
выражающееся через интерес, желание,
чаяние (ожидание), предпочтение и (или)
стремление разрешить противоречие
между «действительным и
Потребности связаны с наличием
у человека чувства неудовлетво
Наличие потребности сопровождается эмо
Потребности определяют избирательность восприятия мир
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
Существует множество
а) потребности труда
б) познания
в) общения
г) отдыха
2. по объекту потребностей:
а) материальные
б) биологические
в) социальные
г) духовные
д) этические
е) эстетические и др.
3. по значимости:
а) доминирующие/второстепенные
б) центральные/периферические
4. по временной устойчивости:
а) устойчивые
б) ситуативные
5. по функциональной роли:
а) естественные
б) обусловленные культурой
6. по субъекту потребностей:
а) групповые
б) индивидуальные
в) коллективные
г) общественные
В последнее десятилетие все возрастающий интерес ученых и практиков вызывают идеи «информационного общества» и «непрерывного образования». Одновременно растет заинтересованность в путях удовлетворения потребностей специалистов в повышении квалификации на протяжении всей их активной профессиональной деятельности.
С психологической точки зрения,
эти потребности могут быть связаны
с формальным и неформальным обучением,
позволяющим специалистам последовательно
развивать уровень
Образовательные потребности
Потребности являются мотивационной силой деятельности
и возникают в результате действия внутренних
и внешних побудителей.
Внутренние побудители в основном представляют
собой систему ценностей, которая в виде
внутренних «ресурсов» определяет направленность
деятельности и самовыражение человека.
Эта система недостаточно динамична. Поэтому
познание ценностей на основе явлений
или предметов, которым человек отдает
предпочтение, позволяет нам прогнозировать
его поведение. В роли внешних побудителей
деятельности выступают разнообразные
позитивные и негативные стимулы,
связанные с «ресурсами» окружающей среды.
Познание того, к чему человек относится
позитивно, а к чему — негативно по отношению
к окружающей среде, представляет нам
возможность оказать рациональное воздействие
как на внутренние, так и на внешние «ресурсы»
человека путем усилий по созданию условий,
благоприятных для удовлетворения его
потребностей.
Из этого следует, что чтобы познать
образовательные потребности, нужно исследовать,
кроме всего прочего, интересы, оценки,
желания, чаяния, предпочтения и (или) стремления респондентов,
связанные как с их внутренней системой
ценностей (направленностью человека),
так и с внешними условиями, стараясь определить,
к каким «ресурсам» респонденты относятся
позитивно или негативно.
Для образовательного учреждения потребителями его услуг выступают те, кому нужен тот или иной уровень подготовленности человека к какой-то деятельности.
С одной стороны, это обучающийся,
который может быть или не быть
покупателем услуги. Оплачивая свое
образование, он повышает стоимость
своей рабочей силы и становится
в определенном смысле свободным
агентом на рынке труда. Не оплачивая
сам свое образование, человек выступает
только как потребитель и принимает
на себя обязательства тех, кто платит
за него. С другой стороны, потребителем
образовательной услуги является субъект
рынка труда, которому нужны специалисты
с определенным уровнем подготовленности
и который платит при найме
на работу за этот уровень. Потребителем
образовательных услуг может
быть и другое образовательное учреждение,
которому нужны обучающиеся для
осуществления своей
Тем самым образовательная
Нужда в образовании может
Например, необходимость подтвердить
при аттестации свою квалификацию формирует
у работника потребность
Удовлетворение нужды в
С другой стороны, у человека может формироваться образовательная потребность, если он испытывает нужду в подтверждении определенного статуса (хороший ученик, успешный руководитель), своих результатов (умелый работник) или в смене деятельности. В этом случае человек воспринимает образование и как средство (инструмент) самореализации, и как цель своей деятельности на определенный период.
Образовательные учреждения ограничены в возможности воздействовать на нужды потребителей. Необходимость овладения знаниями, умениями, качествами у каждого человека конкурирует с другими нуждами и желаниями: общаться, отдыхать, работать. Такая внутренняя конкуренция толкает к отказу от образования или к снижению затрат на его получение.
Образовательному учреждению необходимо
формировать образовательные
Мотивы и их виды
Под мотивами понимаются
конкретные побуждения, причины,
заставляющие личность
1. По видам выделяют мотивы:
1) социальные и познавательные (когнитивные),
2) побудительные и
3) внешние и внутренние,
4) осознанные и неосознанные,
5) реальные и мнимые.
2. По уровням:
1) широкие социальные мотивы
2) узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление
3) мотивы социального сотрудничества
4) широкие познавательные мотивы
5) учебно-познавательные мотивы
6) мотивы самообразования
3. По направленности и содержанию:
1) социальные (социально-ценностные),
2) познавательные,
3) профессионально-ценностные,
4) эстетические,
5) коммуникационные,
6) статусно-позитивные,
7) традиционно-исторические,
8) утилитарно-практические (меркантильные).
Установлено, что:
1) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения;
2) группы мотивов находятся в
динамической связи между
Информация о работе Образовательные потребности и мотивы: их функция, структура и развитие