Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель работы: изучение влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи:
1) дать определение понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение»;
2) рассмотреть психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
3) дать психологическую характеристику юношеского возраста;
4) изучить личностную предрасположенность к профессии в юношеском возрасте.
Введение……………………………………………………………………..........
Глава 1. Психологический анализ влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников………………….
1.1. Характерные особенности юношеского возраста. Роль самоопределения в этот период……………………………………..........
1.2. Профессиональное самоопределение…………………………..........
1.3. Особенности влияния склада характера на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте…………………………...........
Глава 2. Эмпирическая часть……………………..........................................
2.1. Комплекс психодиагностических методик для исследования влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………............
2.2. Проведение и анализ результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Приложения………………………………………………………………………
Альмира Х. – выбрала профессию – бухгалтер. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек», к областям профессиональной деятельности профессиональной деятельности «медицина», «строительство», «транспорт». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Данные по результатам проведения методики «Карта интересов» отражены в таблице 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте позволяют прийти к следующим выводам.
Профессиональное
Процесс профессионального самоопределения представляет собой существенный фактор становления личности в юношеском возрасте, поскольку затрагивает развитие интеллекта и познавательных функций, способствует становлению самосознания личности, формированию адекватной самооценки. Исходя из этого, можно сказать, что воздействие профессионального самоопределения на личность в юношеском возрасте имеет комплексный характер.
Профессиональное
Результатом профессионального самоопределе
Гипотеза исследования подтвердилась: у большинства испытуемых имеет место противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней, профессиональное самоопределение обусловливается личностными качествами.
Библиография
Приложение 1
Анкета для учащихся
Ниже приводится ряд вопросов относительно ваших профессиональных намерений и планов на будущее. Просьба как можно добросовестнее и точнее ответить на предложенные вопросы: напишите свой вариант ответа или отметьте (подчеркните, обведите кружочком и др.) ответ, совпадающий с Вашим мнением.
а) учиться дальше, где;
б) работать;
в) работать и учиться;
г) еще не решил(а);
д) другой вариант ответа
а) да (укажите какую);
б) нет
а) престижная профессия;
б) интересная;
в) высокооплачиваемая;
г) полезная;
д) востребованная на рынке труда
а) родители или другие родственники;
б) учителя;
в) друзья;
г) состояние здоровья;
д) материальное положение в семье;
е) преемственность профессии в семье;
ж) собственное мнение;
з) другое
а) да, мне это необходимо;
б) нет
Благодарим за ответы!
Приложение 2
Текст опросника
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
1а. Ухаживать за животными.
1б. Обслуживать машины,
приборы (следить,
2а. Помогать больным.
2б. Составлять таблицы,
схемы, программы для
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
4б. Доводить товары
до потребителя, рекламировать,
5а. Обсуждать научно-
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
7б. Управлять какой-либо
машиной (грузовым, подъемным или
транспортным средством) –
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
11б. Конструировать, проектировать
новые виды промышленных
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
14б. Оказывать людям
медицинскую помощь при
15а. Художественно
описывать, изображать события
(наблюдаемые и представляемые)
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
20б. Работать на
клавишных машинах (пишущей
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
II. «Человек-техника» – все технические профессии;
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в т.ч. музыкальные специальности;
V. «Человек-художественный образ» – все творческие специальности.
Лист ответов
I |
II |
III |
IV |
V |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а | ||
7б |
8а |
8б | ||
9а |
9б |
|||
10а |
10б |
|||
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
16б |
17а | ||
17б |
18а |
18б | ||
19а |
19б |
|||
20а |
20б |
Информация о работе Образ «Я» и характер профессиональной деятельности