Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:52, дипломная работа

Краткое описание

Объект дипломной работы – психологические особенности взрослых мужчин и женщин.
Цель работы – изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.
Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические методы, методы статистического и математического анализа данных. Степень внедрения: частичная.
Область применения: в процессе психологической работы с населением, в частности с семьей.
Эффективность: повышение качества психологической помощи населению, в частности семье.

Содержание

Введение
3
1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

1.1 Сущность понятия «гендер»
8
1.2 Гендерные теории
9
1.3 Изучение гендерных различий в психологии
14
1.4 Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях

26
2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин
2.1 Процедура и методики эмпирического исследования


33
2.2 Образ идеального мужчины у
взрослых мужчин и женщин

36
2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых
37
2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью

40
2.5. Образ мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью
43
Заключение
48
Список использованных источников
52
Приложение А (обязательное) Методика определения маскулинности-феминности С. Бем

57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ОБраз идеального мужчины 1.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «МОРДОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П.ОГАРЕВА»

Институт дополнительного  образования

Отделение психологии и социальной работы

Кафедра управления системой образования

 

УТВЕРЖДАЮ

декан ФПКП

к. фил. н.                     Н. В. Жадунова

«    »                           2012 г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Образ идеального мужчины у взрослых

мужчин и  женщин

 

Автор дипломной  работы                                                            Э. Н. Якутина

Обозначение дипломной  работы   ДР-02069964-030301-62-12

Специальность 030301 психология

Руководитель работы

канд. психол. наук, доц.                                 О. О. Полякова

Нормоконтролер                                    Е. В. Кирдяшова                  

Рецензент

канд. филос. наук, доц.                                                             О. В. Мизонова 

 

 

 

 

Саранск

2012

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «МОРДОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П.ОГАРЕВА»

Институт дополнительного  образования

Отделение психологии и социальной работы

Кафедра управления системой образования

 

УТВЕРЖДАЮ

декан ФПКП

к. фил. н.                      Н. В. Жадунова

«    »                             2012 г.

 

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ  РАБОТУ

 

 

Студент                                                                                                 Э. Н. Якутина

1 Тема Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Утверждена по МордГу № 3873-с от 26.04.2012 г.

2 Срок представления  работы к защите ________________

3 Исходные данные для  дипломной работы: психолого-педагогическая  и психологическая литература, монографии по психологии, сборники научных статей, научные журналы, результаты эмпирического исследования

4 Содержание дипломной  работы

4.1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

4.2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

5 Приложение А

Руководитель работы  ______________________ О. О. Полякова

Задание принял к исполнению _______________

 

Реферат

 

Дипломная работа содержит 58 страниц, 5 таблиц, 4 рисунка, 54 использованных источника, 1 приложение.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

андрогинность, гендер, гендерный тип, женщина, женственный, личностные качества, маскулинность, методика С.Бем, мужчина, мужественный, образ, представление, феминность.

Объект дипломной работы – психологические особенности взрослых мужчин и женщин.

Цель работы – изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.

Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические методы, методы статистического и математического анализа данных.

Степень внедрения: частичная.

Область применения: в  процессе психологической работы с населением, в частности с семьей.

Эффективность: повышение  качества психологической помощи населению, в частности семье.

 

 

Содержание

 

Введение

3

1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

 

1.1 Сущность понятия «гендер»

8

1.2 Гендерные теории

9

1.3 Изучение гендерных различий в психологии

14

1.4 Гендерная идентичность  в современных психологических  исследованиях

 

26

2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин

2.1 Процедура и методики  эмпирического исследования

 

 

33

2.2 Образ идеального мужчины у

 взрослых мужчин  и женщин

 

36

2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых

37

2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью

 

40

2.5. Образ мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью

43

Заключение 

48

Список использованных источников

52

Приложение А (обязательное) Методика определения маскулинности-феминности С. Бем

 

57


 

 

Введение

 

Половая принадлежность – это первая категория, в которой человек осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мужчины и женщины имеют разные стратегии гендерного поведения. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки [17, 28].

Современное гуманитарное знание различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие казалось бы "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам – необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других [11].

Помимо биологических  отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении  и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [11].

В современной науке понятие «гендер» входит в проблемную область социологии, антропологии, психологии, а гендерные различия изучаются как в социальном, так и в психологическом аспектах.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов и психологических особенностей. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Психологи же все больше в своих исследованиях рассматривают не отличия мужчин и женщин, а гендерные различия испытуемых. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти [19, 5].

Таким образом, исследования гендерных особенностей в современной  психологии является весьма актуальным направлением.

Объект дипломной  работы – психологические особенности взрослых мужчин и женщин.

Предмет – образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.

Цель работы – изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.

Задачи исследования:

1 Проанализировать теоретические основы изучения гендерных особенностей мужчин и женщин.

2 Изучить особенности образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.

3 Изучить особенности образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.

Гипотезы исследования состоят в следующем:

1 Существуют различия  в образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

2 Существуют гендерные  различия в образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, системно-структурный анализ и обобщение); эмпирические (опрос, психодиагностика); математическая и статистическая обработка результатов исследования.

База исследования: Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и эмпирические результаты могут быть использованы психологами в психологической работе с населением, в частности, семьей.

 

1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

 

1.1 Сущность понятия «гендер»

 

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение  и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, как отмечает О. А. Воронина, гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу [11].

Психологи предпочитают использовать понятие «гендер», а  не пол, подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым биологического пола. Известная  американская исследовательница Шон Берн так определяет понятие «гендер»: «Социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина», «женщина» [8, 21].

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы  играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования [11].

Информация о работе Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин