Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:52, дипломная работа

Краткое описание

Объект дипломной работы – психологические особенности взрослых мужчин и женщин.
Цель работы – изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.
Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические методы, методы статистического и математического анализа данных. Степень внедрения: частичная.
Область применения: в процессе психологической работы с населением, в частности с семьей.
Эффективность: повышение качества психологической помощи населению, в частности семье.

Содержание

Введение
3
1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

1.1 Сущность понятия «гендер»
8
1.2 Гендерные теории
9
1.3 Изучение гендерных различий в психологии
14
1.4 Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях

26
2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин
2.1 Процедура и методики эмпирического исследования


33
2.2 Образ идеального мужчины у
взрослых мужчин и женщин

36
2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых
37
2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью

40
2.5. Образ мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью
43
Заключение
48
Список использованных источников
52
Приложение А (обязательное) Методика определения маскулинности-феминности С. Бем

57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ОБраз идеального мужчины 1.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Методика содержит 60 качеств, которые характеризуют особенности  поведения и личности человека. Методика была модифицирована нами под цели исследования и дополнена еще двумя параметрамим: представления об идеальном мужчине и муже. В ходе индивидуального опроса испытуемые трижды заполняли бланки методики С. Бем: 1) относительно себя, 2) относительно идеального мужчины, 3) относительно идеального мужа. Дополненный вариант методики позволяет выявить особенности гендерных представлений респондентов с разными гендерными типами.

Методика  предполагает оценку респондентов по двум основным критериям — маскулинности и фемининности. По каждому критерию в методике по двадцать утверждений, представляющих из себя личностные качества, каждое из утверждений оценивается от 1 до 7 баллов. Респонденту следует указать на те качества, которые характеризуют его как человека. Затем в соответствии с ключом за каждое совпадение  начисляется 1 балл, в последствие определяется показатель феминости и миаскулинности и подсчитывается основной индекс IS. Диапазон измерительных баллов по каждому критерию от 20 — минимум до 140 — максимум.

Обработка результатов  исследования проводилась методами описательной статистики. Были обобщены первичные результаты, данные сгруппированы по их значениям, выявлены центральные тенденции распределения, применены методы расчета значимых различий, определено процентное соотношение некоторых показателей, проведен графический анализ. Достоверность полученных результатов проверялась с помощью статистического анализа: сравнение двух независимых выборок проводилось с помощью критерия Манна-Уитни, сравнение трех независимых выборок проводилось с помощью критерия Краскала-Уоллеса. Статистический анализ проводился с помощью программы Statistica.

Критерий U Манна-Уитни – статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны, т.е. каждая выборка данных независимая и имеет право на содержательный анализ. [40, 49]

Критерий Н Краскала-Уоллеса  является непараметрическим аналогом однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок, поэтому другое его название – однофакторный дисперсионный анализ  Краскала-Уоллеса. Критерий позволяет проверить гипотезы о различии более двух выборок по уровню выраженности изучаемого признака. Критерий Н-Краскала-Уоллеса оценивает степень пересечения (совпадения) нескольких рядов значений измеренного признака. Чем меньше совпадений, тем больше различаются ряды, соответствующие сравниваемым выборкам. Чем больше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны, т.е. каждая выборка данных независимая и имеет право на содержательный анализ. [40, 56]

 

 

 

2.2 Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

 

Образ идеального мужчины  – одна из составляющих общих гендерных установок личности. С помощью опросника С. Бем  выявлены представления респондентов о том, какие мужские и женские качества они видят в образе идеального мужчины (таблица 1).

Для установления достоверности  различий результатов, полученных в мужской и женской выборках, проведен статистический анализ с помощью критерия Манна-Уитни. Принцип критерия: чем меньше полученное значение Uэмпир  табличных значений для  Uтеорет при р≤0,05 и уж тем более Uтеорет при р≤0,01   тем достовернее существование различий в выборке, т.е. каждая выборка данных независимая и имеет право на содержательный анализ и сравнение.

Для мужской (n=36) и женской (n=44) выборок нашего исследования Uтеорет=1078 для р≤0,01. Полученные эмпирические величины критерия U Манна-Уитни составляют Uэмпир =1043,5 для маскулинности и Uэмпир =1006,5 для феминности (таблица 1). Полученные величины критерия меньше теоретического значения Uтеорет. Это позволяет говорить о достоверности различий в представлениях  о маскулинности и феминности в образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.

 

Таблица 1 – Представления о маскулинности и феминности в образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин (баллы)

 

Мужчины

n=36

Женщины

n=44

Достоверность различий, при Uтеорет=1078 для р≤0,01

маскулинность

111,03

119,62

Uэмпир =1043,5

феминность

95,63

92,34

Uэмпир =1006,5


 

Представленные в таблице 1 результаты показывают, что сочетание маскулинности и феминности в образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин различается незначительно: различия по маскулинности составляет 8,59 балла, по феминности – 3,29 балла. Представления о мужских качествах различаются больше, нежели представления о женских. В женской выборке показатель маскулинности в образе выше, чем у мужчин, а показатель женственности – напротив,  ниже. Это означает, что женщины представляет себе идеального мужчину более мужественным, чем мужчины.

Наличие статистических различий полученных данных и одновременно незначительная разница средних  показателей в мужской и женской  группах свидетельствует о том, что разница представлений связана скорее не с половым признаком, а каким –то другим. Рассмотрим взаимосвязь представлений об образе идеального мужчины с гендерными особенностями испытуемых.

 

 

2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых

 

Методика С. Бем позволила  нам выделить шесть групп испытуемых по гендерным особенностям: маскулинной, феминной и андрогинной.

Получено следующее  соотношение гендерных типов: мужчины маскулинного типа – 53,8% (19 чел.), мужчины андрогинного типа – 30,9% (12 чел.), мужчины феминного типа – 10,3% (5 чел.), женщины маскулинного типа – 20,7% (9 чел.), женщины андрогинного типа – 43,4% (19 чел.), женщины феминного типа – 35,9% (16 чел.). Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Только треть выборки  женщин составили группу с феминной тендерной идентичностью, что говорит о том, что в женской выборке наблюдается тенденция к гендерному сближению за счет увеличения количества женщин с андрогинной гендерной идентичностью (48,4%) и маскулинной (31,7%).

Одновременно, можно говорить и о встречном процессе со стороны  мужчин. Это не только значительный процент феминных мужчин (10,3%), но и высокий процент мужчин с андрогинной гендерной идентичностью (30,9%). Однако, мы видим, что у мужчин меньше, чем у женщин выявлен андрогинный гендерный тип.

Рисунок 1 – Распределение выборки по гендерным типам

 

Некоторые авторы (В.А. Геодакян, А. Д. Швецова и др.) отмечают, что  андрогинность с тенденцией к маскулинизации — это норма современного женского поведения. [19] Эту тенденцию можно  даже наблюдать в современной культуре, когда нормой становится освоение женщинами мужских профессий и мужских стереотипов поведения. В такой ситуации изучение представлений об идеальном мужчине является актуальным.

С целью уточнения гендерных особенностей респондентов мы изучили соотношение маскулинности и феминности  в представлениях о себе («Я»). В таблице 2 представлены результаты, полученные путем подсчета среднего арифметического значения по каждой шкале дополненного опросника С. Бем, в каждой выделенной группе в мужской и женской выборках.

Анализ средних арифметических показателей, полученных в результате применения методики С. Бем и представленных в таблице 2 и на рисунке 2, позволяют утверждать, что мужчины в большей степени продолжают ориентироваться на традиционную гендерную маскулинную установку. Среди женщин наблюдается значительное увеличение числа лиц с маскулинной и андрогинной установкой, что позволяет предполагать стремление женщин занять мужскую нишу в социуме.

Из представленной диаграммы (рисунок 2) видно, что в каждом из трех гендерных типов женская  группа имеет показатели маскулинности  немного выше, чем в соответствующих  мужских группах. Средний показатель мужественности у маскулинных женщин (112,22 балла), что выше, чем у маскулинной мужской группы (108,78 балла). В то же время, группы одного гендерного типа имеют очень близкие значения, что подтверждает тенденцию гендерного сближения.

 

Таблица 2 – Соотношение маскулинности и феминности  в представлениях о себе мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью (баллы)

 

Мужчины

Женщины

 

маскул

андрог

фемин

маскул

андрог

фемин

Я

мужественность

108,78

95,83

84,60

112,22

96,52

85,86

 

женственность

84,14

92,37

104,87

92,48

97,40

108,67


 

 


 

Рисунок 2 – Уровень мужественности у респондентов с разной гендерной идентичностью

Самый низкий показатель мужественности наблюдается в мужской феминной группе (84,60 балла), немного уступает даже феминной женской группе (85,86 балла).

 

 

 

 

2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью

 

Методика С. Бем позволила  выделить 6 групп испытуемых, описанных  выше. Рассмотрим, каким представляют себе образ идеального мужчины респонденты этих шести групп разных гендерных типов (таблица 4, рисунок 3).

Поскольку различия результатов  в мужской и женской выборках статистически доказаны, был проведен статистический анализ отдельно внутри мужской и женской выборок. При статистической обработке результатов использован непараметрический критерий Н Краскала-Уоллеса. Принцип критерия: чем больше полученное значение Нэмпир  табличных значений для  Нтеорет при р≤0,05 и уж тем более Нтеорет при р≤0,01   тем достовернее существование различий в выборке, т.е. каждая выборка данных независимая и имеет право на содержательный анализ и сравнение. Для данных выборок Нтеорет=5,992 для р≤0,05. Полученные эмпирические значения Нэмпир по маскулинности и феминности в мужских и женских группах больше, чем Нтеорет для р≤0,05 (таблица 3), что удовлетворяет требованиям критерия. Это означает, что различия данных по мужским и женским гендерным группам достоверны и могут быть подвергнуты содержательному анализу.

Для содержательного  анализа представлений взрослых мужчин и женщин об идеальном мужчине были подсчитаны среднеарифметические показатели по маскулинности и феминности в каждой из шести гендерных групп. Результаты представлены ниже в таблице 4 и на рисунке 3.

 

 

Таблица 3 – Статистический анализ данных по мужественности и женственности в образе идеального мужчины в мужских и женских гендерных группах

 

Нэмпир

Нтеорет

для р≤0,05

Нтеорет

для р≤0,01

мужские

группы

женские группы

мужественность

6,007

6,066

5,992

9,211

женственность

8,532

7,555

5,992

9,211


 

Таблица 4 – Представления об образе идеального мужчины в мужских и женских гендерных группах

 

Мужчины

Женщины

 

маскул

андрог

фемин

маскул

андрог

фемин

 

Идеал

мужчины

мужественность

114,56

110,53

108,00

119,17

120,31

119,38

женственность

90,50

94,80

101,60

90,57

95,08

91,38


Рисунок 3 – Представления об образе идеального мужчины в мужских и женских гендерных группах

 

Как видно по представленным  таблице 4 и на рисунке 3 результатам, в образе идеального мужчины во всех группах, безусловно, преобладает мужественность. В среднем по выборке, мужественность в образе идеального мужчины преобладает над женственностью на 18,7 балла: показатель мужественности составляет 113,7 балла, женственности -  95 баллов. Это означает, что идеальный мужчина скорее всего должен обладать следующими мужскими качествами: независимый, атлетический, напористый, сильная личность, надежный, аналитичный, прямой, способный к лидерству, самодостаточный, быстрый в принятии решений, тщеславный, властный, мужественный торжественный, важный, имеющий собственную позицию, агрессивный, индивидуалист, удачливый и др. Идеальный мужчина скорее всего не должен обладать или должен обладать в незначительной степени следующими женскими качествами: застенчивый, нежный, театральный, падкий на лесть, непредсказуемый, женственный, умеющий сочувствовать, понимающий других, сострадающий, привлекательный, теплый, сердечный, мягкий и др.

Информация о работе Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин