Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:52, дипломная работа

Краткое описание

Объект дипломной работы – психологические особенности взрослых мужчин и женщин.
Цель работы – изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.
Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические методы, методы статистического и математического анализа данных. Степень внедрения: частичная.
Область применения: в процессе психологической работы с населением, в частности с семьей.
Эффективность: повышение качества психологической помощи населению, в частности семье.

Содержание

Введение
3
1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

1.1 Сущность понятия «гендер»
8
1.2 Гендерные теории
9
1.3 Изучение гендерных различий в психологии
14
1.4 Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях

26
2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин
2.1 Процедура и методики эмпирического исследования


33
2.2 Образ идеального мужчины у
взрослых мужчин и женщин

36
2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых
37
2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью

40
2.5. Образ мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью
43
Заключение
48
Список использованных источников
52
Приложение А (обязательное) Методика определения маскулинности-феминности С. Бем

57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ОБраз идеального мужчины 1.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Все женские группы хотят  видеть мужчин маскулинного типа: во всех женских группах вне зависимости от типа гендерной идентичности выявлены самые высокие показатели мужественности в образе идеального мужчины – 120 баллов.

 Готовы ориентироваться на такие ожидания только представители мужской маскулинной группы (119,17, 120,31 и 119,38 баллов). Во всех других мужских группах показатели мужественности в образе идеального мужчины ниже: 107 баллов в андрогинной группе и 103 балла – в феминной. Эти данные позволяют говорить о следующей взаимосвязи: чем более феминны респонденты, тем значимее в образе идеального мужчины традиционно женские качества.

Кроме того, разрыв значений маскулинности и феминности заметно снижается со снижением уровня маскулинности в гендерной идентичности респондентов-мужчин. Так, если в мужской маскулинной группе разрыв между мужетсвенностью и женственностью составляет 22 балла, то в андрогинной группе этот разрыв составляет 9 баллов в андрогинной группе и всего 3 балла – в феминной.

Кластерный анализ полученных данных позволил уточнить психологические особенности респондентов. В результате кластерного распределения представлений респондентов об идеальном мужчине, выделилось две пары. Первую составляют обе маскулинные группы - мужская и женская. Вторую - андрогинная и феминная женские группы, то есть имеют сходный взгляд на то, каким должен быть «настоящий мужчина». Эти две пары составляют единый кластер. Отсюда можно заключить, что маскулинные мужчины - единственная мужская группа, готовая оправдывать социальные ожидания современных женщин. Другими словами, как бы активно не меняли женщины в современном мире свои социальные позиции и роли, их взгляд на мужчин остается консервативным.

 

2.5 Образ идеального мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью

 

Для дополнения гендерных  представлений взрослых мужчин и  женщин об образе идеального мужчины, мы изучили их представления об идеальном  муже, поскольку муж – это одна из основных гендерных ролей мужчины. В ходе исследования испытуемые заполняли опросник С. Бем относительно того, какими качествами должен обладать идеальный муж. Средние арифметические показатели маскулинности и феминности для образа идеального мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью представлены ниже в таблице 5 и на рисунке 4.

Представленные выше в таблице 5 и на рисунке 4 результаты позволяют говорить о том, что  в образе идеального мужа у мужчин и женщин вне зависимости от гендерного типа значительно преобладает маскулинность. Наибольший показатель маскулинности в образе мужа выявлен в женской андрогинной группе (118,04 балла), наименьший – в мужской андрогинной (109,6 балла). Это может говорить о том, что расхождения в представлениях  о мужественности  мужа будут максимальными именно у андрогинных личностей, что может приводить даже к конфликтам в семьях, где оба супруга имеют андрогинный гендерный тип.

 

Таблица 5 – Представления об образе идеального мужа в мужских и женских гендерных группах (баллы)

 

Мужчины

Женщины

 

маскул

андрог

фемин

маскул

андрог

фемин

идеал

Муж

мужественность

114,08

109,60

112,13

114,26

118,04

110,10

женственность

97,56

98,93

105,87

98,30

96,33

92,48


Рисунок 4 – Представления об образе идеального мужа в мужских и женских гендерных группах (баллы)

 

Наибольший разрыв между  маскулинностью и феминностью наблюдается в женских гендерных группах

В представленной диаграмме  видно, что во всех группах респондентов мужественность значительно преобладает  над женственностью: в среднем  по выборке он составляет 113,04 балла, тогда как уровень женственности по выборке – 98,25 балла. При сравнении женской и мужской частей выборки видим, что разница в средних показателях мужественности у женщин и мужчин не сильно различается: у женщин показатель мужественности в образе мужа составляет 111,94 балла, а у мужчин – 114,13 балла. Это касается и показателей уровня женственности: в женской выборке он составляет 100,79 балла, а в мужской – 95,7 балла. Это означает, что мужчины и женщины не расходятся в мнениях о том, что муж в большей степени обладает мужскими качествами.

Это говорит о том, что андрогиния, возможно, является фактором, приводящим к различию во мнениях андрогинных мужчин и андрогинных женщин. У маскулинных женщин и маскулинных мужчин, напротив, показатель мужественности в образе мужа идентичен – 114,08 балл и 114,26 балл. Сходная ситуация и в группе феминных мужчин и женщин: показатели мужественности у них достаточно близки – 112,13балл  и 110,1 балл. Это позволяет сделать вывод о том, что ни маскулинность, ни феминность не приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно мужских качеств в образе мужа.

Однако, что касается представлений о наличии женских  качеств в образе мужа, то можно  наблюдать несколько иную картинную: различия в показателях наблюдаются только в группах феминных женщин и феминных мужчин (105,87 балла и 92,48 балла соответственно). Это позволяет сделать вывод о том, что феминность приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно женских качеств в образе мужа.

Данные таблицы 5 позволяет  сделать вывод о том, что образ идеального мужа во всех группах является значительно более феминным по сравнению с образом идеального мужчины, но с преобладанием мужественности. Сохраняется тенденция того, что женщины ожидают большего проявления мужественности, чем мужчины готовы проявлять в супружеской роли. С повышением феминности в мужской выборке сокращается разрыв значений между маскулинностью и феминностью в образе мужа.

Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно подвести следующие итоги.

Представления об образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин различается незначительно. Представления о мужских качествах различаются больше, нежели представления о женских. Женщины представляет себе идеального мужчину более мужественным, чем мужчины.

Проведенный статистический  анализ эмпирических данных позволил выдвинуть гипотезу о том, что различия в образе идеального мужчины у мужчин и женщин связаны не полом, а с гендерными особенностями.

Проведенный анализ выявил среди испытуемых 6 групп в зависимости от типа гендерной идентичности. Преобладающим среди мужчин является маскулиный тип – 53,8%, среди женщин – андрогинный 34,3%.

Анализ мужественности испытуемых показал, что мужчины в большей степени продолжают ориентироваться на традиционную гендерную маскулинную установку. Среди женщин наблюдается значительное увеличение числа лиц с маскулинной и андрогинной установкой, что позволяет предполагать стремление женщин занять мужскую нишу в социуме.

В каждом из трех типов идентичности женская группа имеет показатели маскулинности немного выше, чем в соответствующих мужских группах.

Исследование представлений  об образе идеального мужчины позволяет  говорить о том, что у всех респондентов в этом образе преобладает мужественность, описанная мужскими качествами, такими, например, как независимый, атлетический, напористый, сильная личность, способный к лидерству, властный, агрессивный, индивидуалист и др.

Все женские группы хотят  видеть мужчин маскулинного типа: во всех женских группах вне зависимости  от типа гендерной идентичности выявлены самые высокие показатели мужественности в образе идеального мужчины.

 Готовы ориентироваться  на такие ожидания только представители  мужской маскулинной группы. Эти данные позволяют говорить о следующей взаимосвязи: чем более феминны респонденты-мужчины, тем значимее в образе идеального мужчины традиционно женские качества.

Достоверность полученных различий подтверждена с помощью  методов математической статистики (критерий Краскала-Уоллиса).

Исследование образа мужа как одной из основных гендерных ролей позволяет сделать вывод о том, что образ идеального мужа во всех группах является значительно более феминным по сравнению с образом идеального мужчины, но с преобладанием мужественности. Сохраняется тенденция того, что женщины ожидают большего проявления мужественности, чем мужчины готовы проявлять в супружеской роли. С повышением феминности в мужской выборке сокращается разрыв значений между маскулинностью и феминностью.

Ни маскулинность, ни феминность не приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно мужских качеств в образе мужа. Однако, феминность приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно женских качеств в образе мужа.

 

Заключение

 

Гендер является одной  из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные нормы и поведение, гендерные стереотипы; гендерная идентичность.

Гендерная идентичность, наряду с другими (профессиональной, этнической и др.) является одной из сторон эго-идентичности и стремится к интеграции и целостности с ними.

Существует несколько  теорий, описывающих и объясняющих  процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий: Традиционный психоанализ, неофрейдизм, Теория социального научения "Теория половой типизации", теория когнитивного развития Л. Колберга, теория Э. Эриксона , зарубежная гендерная психология (Джин Милле, Кэрролл Гилиган, Нэнси Ходороу, Дж. Стоккард, М. Джонсон, С. Бем и др.)

"Новая психология  пола" дала толчок более фундаментальным  исследованиям, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий. Концепция андрогинии С. Бэм позволяет нам исследовать личность с точки зрения соотношения характеристик маскулинности и фемининности, абстрагируясь от половой дифференциации.

Гендерный подход к исследованию психологических проблем пола опирается на понимание гендерной идентичности как мультиполярного конструкта. В рамках данной концепции предполагается, что психологический пол личности кроме маскулинных и фемининных свойств включает также и другие характеристики гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Все эти составляющие гендерной идентичности взаимосвязаны между собой. Гендерная идентичность предстает как многоуровневая, сложноорганизованная структура, включающая основной (базовый) и периферические комплексы характеристик.

В психологии наиболее распространенными  теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности являются следующие: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола). Теория гендерной системы подчеркивает влияние общества, системы сложившихся гендерных стереотипов и установок на формирование личностной социализации

Современная наука рассматривает  гендерную идентичность преимущественно в наибольшей удаленности от биологической составляющей пола, стремится не к оценке и коррекции личности, а к пониманию индивидуальной ген-

дерной идентичности. Такое направление рассматривается  как наиболее перспективное в плане изучения многообразия гендера и переживаний личностью своей гендерной идентичности в пространстве современного постоянно меняющегося мира.

Гендер проявляет себя на уровне внутреннего мира человека через потребности, переживания и определенное информационное наполнение (модели поведения). Речь идет об определенной оперативности смысла. Образ мира динамичен в зависимости от того, как изменяется система оперативных образов. Для гендерной идентичности должна быть характерна своя система оперативных образов мира - это роль женщины и роль мужчины.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Представления об образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин различается незначительно. Представления о мужских качествах различаются больше, нежели представления о женских. Женщины представляет себе идеального мужчину более мужественным, чем мужчины.

Проведенный статистический  анализ эмпирических данных позволил выдвинуть гипотезу о том, что  различия в образе идеального мужчины  у мужчин и женщин связаны не полом, а с гендерными особенностями.

С помощью методоки С. Бем выявлены 6 групп в зависимости от типа гендерной идентичности. Преобладающим среди мужчин является маскулиный тип – 53,8%, среди женщин – андрогинный 34,3%.

Информация о работе Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин