Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:52, дипломная работа
Объект дипломной работы – психологические особенности взрослых мужчин и женщин.
Цель работы – изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.
Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические методы, методы статистического и математического анализа данных. Степень внедрения: частичная.
Область применения: в процессе психологической работы с населением, в частности с семьей.
Эффективность: повышение качества психологической помощи населению, в частности семье.
Введение
3
1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин
1.1 Сущность понятия «гендер»
8
1.2 Гендерные теории
9
1.3 Изучение гендерных различий в психологии
14
1.4 Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях
26
2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин
2.1 Процедура и методики эмпирического исследования
33
2.2 Образ идеального мужчины у
взрослых мужчин и женщин
36
2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых
37
2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью
40
2.5. Образ мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью
43
Заключение
48
Список использованных источников
52
Приложение А (обязательное) Методика определения маскулинности-феминности С. Бем
57
Все женские группы хотят видеть мужчин маскулинного типа: во всех женских группах вне зависимости от типа гендерной идентичности выявлены самые высокие показатели мужественности в образе идеального мужчины – 120 баллов.
Готовы ориентироваться на такие ожидания только представители мужской маскулинной группы (119,17, 120,31 и 119,38 баллов). Во всех других мужских группах показатели мужественности в образе идеального мужчины ниже: 107 баллов в андрогинной группе и 103 балла – в феминной. Эти данные позволяют говорить о следующей взаимосвязи: чем более феминны респонденты, тем значимее в образе идеального мужчины традиционно женские качества.
Кроме того, разрыв значений маскулинности и феминности заметно снижается со снижением уровня маскулинности в гендерной идентичности респондентов-мужчин. Так, если в мужской маскулинной группе разрыв между мужетсвенностью и женственностью составляет 22 балла, то в андрогинной группе этот разрыв составляет 9 баллов в андрогинной группе и всего 3 балла – в феминной.
Кластерный анализ полученных данных позволил уточнить психологические особенности респондентов. В результате кластерного распределения представлений респондентов об идеальном мужчине, выделилось две пары. Первую составляют обе маскулинные группы - мужская и женская. Вторую - андрогинная и феминная женские группы, то есть имеют сходный взгляд на то, каким должен быть «настоящий мужчина». Эти две пары составляют единый кластер. Отсюда можно заключить, что маскулинные мужчины - единственная мужская группа, готовая оправдывать социальные ожидания современных женщин. Другими словами, как бы активно не меняли женщины в современном мире свои социальные позиции и роли, их взгляд на мужчин остается консервативным.
2.5 Образ идеального мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью
Для дополнения гендерных представлений взрослых мужчин и женщин об образе идеального мужчины, мы изучили их представления об идеальном муже, поскольку муж – это одна из основных гендерных ролей мужчины. В ходе исследования испытуемые заполняли опросник С. Бем относительно того, какими качествами должен обладать идеальный муж. Средние арифметические показатели маскулинности и феминности для образа идеального мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью представлены ниже в таблице 5 и на рисунке 4.
Представленные выше в таблице 5 и на рисунке 4 результаты позволяют говорить о том, что в образе идеального мужа у мужчин и женщин вне зависимости от гендерного типа значительно преобладает маскулинность. Наибольший показатель маскулинности в образе мужа выявлен в женской андрогинной группе (118,04 балла), наименьший – в мужской андрогинной (109,6 балла). Это может говорить о том, что расхождения в представлениях о мужественности мужа будут максимальными именно у андрогинных личностей, что может приводить даже к конфликтам в семьях, где оба супруга имеют андрогинный гендерный тип.
Таблица 5 – Представления об образе идеального мужа в мужских и женских гендерных группах (баллы)
Мужчины |
Женщины | ||||||
|
маскул |
андрог |
фемин |
маскул |
андрог |
фемин | |
идеал Муж |
мужественность |
114,08 |
109,60 |
112,13 |
114,26 |
118,04 |
110,10 |
женственность |
97,56 |
98,93 |
105,87 |
98,30 |
96,33 |
92,48 |
Рисунок 4 – Представления об образе идеального мужа в мужских и женских гендерных группах (баллы)
Наибольший разрыв между маскулинностью и феминностью наблюдается в женских гендерных группах
В представленной диаграмме
видно, что во всех группах респондентов
мужественность значительно преобладает
над женственностью: в среднем
по выборке он составляет 113,04 балла,
тогда как уровень женственност
Это говорит о том, что андрогиния, возможно, является фактором, приводящим к различию во мнениях андрогинных мужчин и андрогинных женщин. У маскулинных женщин и маскулинных мужчин, напротив, показатель мужественности в образе мужа идентичен – 114,08 балл и 114,26 балл. Сходная ситуация и в группе феминных мужчин и женщин: показатели мужественности у них достаточно близки – 112,13балл и 110,1 балл. Это позволяет сделать вывод о том, что ни маскулинность, ни феминность не приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно мужских качеств в образе мужа.
Однако, что касается
представлений о наличии
Данные таблицы 5 позволяет сделать вывод о том, что образ идеального мужа во всех группах является значительно более феминным по сравнению с образом идеального мужчины, но с преобладанием мужественности. Сохраняется тенденция того, что женщины ожидают большего проявления мужественности, чем мужчины готовы проявлять в супружеской роли. С повышением феминности в мужской выборке сокращается разрыв значений между маскулинностью и феминностью в образе мужа.
Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно подвести следующие итоги.
Представления об образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин различается незначительно. Представления о мужских качествах различаются больше, нежели представления о женских. Женщины представляет себе идеального мужчину более мужественным, чем мужчины.
Проведенный статистический анализ эмпирических данных позволил выдвинуть гипотезу о том, что различия в образе идеального мужчины у мужчин и женщин связаны не полом, а с гендерными особенностями.
Проведенный анализ выявил среди испытуемых 6 групп в зависимости от типа гендерной идентичности. Преобладающим среди мужчин является маскулиный тип – 53,8%, среди женщин – андрогинный 34,3%.
Анализ мужественности испытуемых показал, что мужчины в большей степени продолжают ориентироваться на традиционную гендерную маскулинную установку. Среди женщин наблюдается значительное увеличение числа лиц с маскулинной и андрогинной установкой, что позволяет предполагать стремление женщин занять мужскую нишу в социуме.
В каждом из трех типов идентичности женская группа имеет показатели маскулинности немного выше, чем в соответствующих мужских группах.
Исследование представлений об образе идеального мужчины позволяет говорить о том, что у всех респондентов в этом образе преобладает мужественность, описанная мужскими качествами, такими, например, как независимый, атлетический, напористый, сильная личность, способный к лидерству, властный, агрессивный, индивидуалист и др.
Все женские группы хотят
видеть мужчин маскулинного типа: во всех
женских группах вне
Готовы ориентироваться
на такие ожидания только
Достоверность полученных различий подтверждена с помощью методов математической статистики (критерий Краскала-Уоллиса).
Исследование образа мужа как одной из основных гендерных ролей позволяет сделать вывод о том, что образ идеального мужа во всех группах является значительно более феминным по сравнению с образом идеального мужчины, но с преобладанием мужественности. Сохраняется тенденция того, что женщины ожидают большего проявления мужественности, чем мужчины готовы проявлять в супружеской роли. С повышением феминности в мужской выборке сокращается разрыв значений между маскулинностью и феминностью.
Ни маскулинность, ни феминность не приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно мужских качеств в образе мужа. Однако, феминность приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно женских качеств в образе мужа.
Заключение
Гендер является одной
из базовых характеристик
Гендерная идентичность, наряду с другими (профессиональной, этнической и др.) является одной из сторон эго-идентичности и стремится к интеграции и целостности с ними.
Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий: Традиционный психоанализ, неофрейдизм, Теория социального научения "Теория половой типизации", теория когнитивного развития Л. Колберга, теория Э. Эриксона , зарубежная гендерная психология (Джин Милле, Кэрролл Гилиган, Нэнси Ходороу, Дж. Стоккард, М. Джонсон, С. Бем и др.)
"Новая психология
пола" дала толчок более
Гендерный подход к исследованию психологических проблем пола опирается на понимание гендерной идентичности как мультиполярного конструкта. В рамках данной концепции предполагается, что психологический пол личности кроме маскулинных и фемининных свойств включает также и другие характеристики гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Все эти составляющие гендерной идентичности взаимосвязаны между собой. Гендерная идентичность предстает как многоуровневая, сложноорганизованная структура, включающая основной (базовый) и периферические комплексы характеристик.
В психологии наиболее распространенными теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности являются следующие: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола). Теория гендерной системы подчеркивает влияние общества, системы сложившихся гендерных стереотипов и установок на формирование личностной социализации
Современная наука рассматривает гендерную идентичность преимущественно в наибольшей удаленности от биологической составляющей пола, стремится не к оценке и коррекции личности, а к пониманию индивидуальной ген-
дерной идентичности.
Такое направление
Гендер проявляет себя на уровне внутреннего мира человека через потребности, переживания и определенное информационное наполнение (модели поведения). Речь идет об определенной оперативности смысла. Образ мира динамичен в зависимости от того, как изменяется система оперативных образов. Для гендерной идентичности должна быть характерна своя система оперативных образов мира - это роль женщины и роль мужчины.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Представления об образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин различается незначительно. Представления о мужских качествах различаются больше, нежели представления о женских. Женщины представляет себе идеального мужчину более мужественным, чем мужчины.
Проведенный статистический анализ эмпирических данных позволил выдвинуть гипотезу о том, что различия в образе идеального мужчины у мужчин и женщин связаны не полом, а с гендерными особенностями.
С помощью методоки С. Бем выявлены 6 групп в зависимости от типа гендерной идентичности. Преобладающим среди мужчин является маскулиный тип – 53,8%, среди женщин – андрогинный 34,3%.
Информация о работе Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин