Обследование у дошкольников звуковой стороны речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса. Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своим речевым и слуховым аппаратом.
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи». К концу первого года появляются первые слова. Сначала второго года начинается дифференциация звуков. К трем годам ребенок овладевает всей системой звукового языка. Труднее всего ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. А уже к пяти годам ребенок овладевает правильным произношением.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. Теоретические основы современного состояния изучаемой проблемы……………………………………………………………………... 6
1.1. Развитие учения о слоговой структуре в педагогической литературе..6
1.2. Общие принципы обследования речи детей дошкольного возраста.13
1.3. Обследование у дошкольников звуковой стороны речи……………..15
Выводы по I главе……………………………………..………………..….....17.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ …………………………………….22
2.1. Организация и методы исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи…………………………………………………………22
2.2. Результаты собственного исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи………………………………………………………... 27
2.3. Практические рекомендации по профилактике нарушений звуковой стороны речи …………………………………………………………………...29
Выводы по II главе……………………………………………………..…..…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Avdeeva_M_O_Kursovaya_rabota_IV.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

2) Ключевую роль для  достижения успеха при обследовании  произношения ребенка раннего  возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и «находят» нужное слово.

3) Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым.

4) Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме.

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно  использовать широко известную, стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

В возрасте до пяти лет, причиной неправильного произношения (при  отсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевого аппарата. Недостаточно развиты центры, управляющим речевспринемающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат. Так же, следует отметить возрастные и функциональные несовершенства речи детей. После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, и отсутствуем надлежащего воспитания.

Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется двумя способами называния звука:

1) В изолированном  произнесении.

2) В составе слова  в различных позициях (в начале  слова, в середине, в конце слова  и в стечениях согласных).

При отборе слов для проведения диагностики в составе слова, следует обратить особое внимание на доступность слова пониманию детей, позицию стечения согласных/гласных в слове (позиция в начале, середине и конце слова) и состояние словарного запаса ребенка.

Так, например, слова можно сгруппировать в последовательности:

1) Гласные звуки: [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

2) Согласные звуки:

губно-губные взрывные [п], [б],

переднеязычные взрывные [т], [д],

заднеязычные взрывные [к], [г],

губно-зубные фрикативные [ф], [в],

переднеязычные фрикативные [с], [з], [ш], [ж], [щ];

заднеязычные фрикативные [х],

аффрикаты [ц], [ч];

сонорные носовые [м], [н],

сонорные ротовые [л], [р], [р'].

Таким образом, выявляется умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность, построение предложений, правильное употребления простых предлогов, согласование членов предложения в роде, числе и падеже.

Обследование в составе  слова дает общую картину об ошибках  речи. Для детальной диагностики фонетических ошибок используется обследование в изолированном произношении.

1) При повторении одного слова выявляются ошибки звуко-слоговой структуры слова. Так, например, выявляется нарушение сочетания гласных:

Зря – сря, дождь –  дощь, мишка – миска.

2) В случае выявления  звуко-слоговых ошибок, используется изолированное проговаривание звука:

Кукла плачет: а-а-а.

Поезд гудит: у-у-у.

Собачка рычит: р-р-р.

Заблудились в лесу: ау.

3) Таким образом, выявляются  ошибки артикуляционной моторики:

1) Наличие или отсутствие  движений.

2) Тонус (нормальное  напряжение, вялость, чрезмерное  напряжение).

3) Объем движений (полный, неполный).

4) Способность к переключению  от одного движения к другому.

5) Замены движений.

6) Добавочные и лишние  движения (синкинезия).

7) Наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.

Выводы по первой главе

 Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что проблема является мало изученной и недостаточно описанной.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное  овладение правильной речью имеет  большое значение для становления  полноценной личности ребенка, а  усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова  приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями  речи как подготовительный этап в обучении грамоте.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры  слова предполагает воздействие  на все компоненты речевой системы. Для реализации этой задачи требуется  многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

2.1.    Организация  и методы исследования  у   детей  дошкольного возраста  звуковой стороны речи

 

Обследование фонематического  восприятия у детей старшего дошкольного  возраста проводилось   на базе МДОУ  детский сад № 228

В констатирующем эксперименте участвовали 10 детей с нормальной речью и 20 детей.

Возраст испытуемых на момент обследования 5 – 5,5 лет.

Перед процедурой исследования была изучена документация на каждого  ребёнка. Обобщая данные состояния звукопроизношения детей можно сделать следующие выводы: все дети имеют полиморфное нарушение звукопроизношения. Среди нарушений встречаются: отсутствие звуков, искажения, замены, смешение звуков.

Для изучения уровня развития фонематического  восприятия были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой [10, 26].

Обследование проводилось  с каждым ребенком индивидуально. Стимульный речевой и наглядный материалы  соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме.

При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предложенные Л. Г. Парамоновой [31]:

– создание доброжелательной обстановки, установление контакта с  ребенком;

– выяснение понимания  ребенком смыслового значения предлагаемых в процессе обследования слов и разъяснение значения незнакомых ребенку слов;

– применение четких инструкций по выполнению заданий.

Эксперимент состоял  из пяти блоков заданий.

1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Инструкция: Давай поиграем в ловишки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [а] ([п], [с], [з], [р]) хлопни в ладоши. Ребенку предлагалось прослушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши на определенном звуке.

Материалом для обследования служили ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

1) Для звука [а] звуковой  ряд состоял из гласных: [а], [о], [и], [у], [а], [ы], [э], [а].

2) Для звука [п] звуковой  ряд состоял из: [а], [о], [у], [п], [и], [э], [п], [т], [д], [н], [п], [к], [б], [г], [п].

3) Для звука [с] звуковой  ряд состоял из: [а], [у], [и], [с], [о], [э], [ы], [с], [м], [н], [в], [п], [с], [б], [д], [к], [г], [с], [ф], [ф'], [т], [т'], [с], [х], [х'], [с'], [с], [з], [з'], [ц], [ш], [с].

4) Для звука [з] звуковой ряд состоял из: [з], [а], [у], [и], [з], [о], [э], [ы], [м], [з], [н], [п], [б], [з], [к], [в], [в'], [д], [з], [д'], [г], [г'], [з'], [ж], [з].

5) Для звука [р] звуковой ряд состоял из: [и], [о], [э], [ы], [м], [н], [п], [б], [к], [х], [ы], [в], [в'], [д], [д'], [т], [т'], [г], [г'], [ж], [у], [а], [й], [л], [л'], [р'].

Звуковые ряды для  сложных в артикуляции звуков были составлены по такому принципу: в  начале ряда находились звуки далекие  по артикуляции и звучанию от заданного  звука; затем звуки близкие по артикуляции и звучанию. В заключении ряда мы включали искаженные варианты фонем, если такие имели место в произношении у данного ребёнка.

Оценка задания проводилась  в баллах:

1 балл – без ошибок  выделил звук в звуковом ряду.

0,5 балла – затруднялся  в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически.

0,25 балла – затруднялся  в дифференциации заданного звука  от звуков далеких акустически  и артикуляторно.

0 баллов – не справился  с заданием.

2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Ребёнку предлагалось послушать  и повторить за логопедом серии  из слогов:

1) ба – па, па –  ба,

2) са – ша, ша –  са,

3) ша– жа – ша, жа  – ша – жа,

4) ца – са – ца, са – ца – са,

5) ра – ла – ра, ла – ра – ла.

Система оценки:

1 балл – точное, и правильное воспроизведение слоговой структуры,

0,5 балла – первый  член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба  – па, ба – па),

0,25 балла – неточное  восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском,.

0 – балла – отказ,  невозможность восприятия

3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазиомонимов, которые  содержат артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки:

Почка – бочка

Трава – дрова

Корка – горка

Сова – софа

Крыша - крыса

Система оценки:

1 балл - правильный показ  картинки,

0,5 балла - показ картинки  после стимулирования,

0,25 балла - восприятие  слов – паратипов как одинаковых,

0 – балла - отказ, невозможность восприятия.

4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении

Инструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Суп – зуб

Челка – щёлка

Сайка – чайка

Галка – галька

Лак – рак

Система оценки:

1 балл - правильный показ картинки,

0,5 балла - показ картинки  после стимулирования,

0,25 балла - восприятие  слов – паратипов как одинаковых,

0 – балла - отказ,  невозможность восприятия.

5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах. Материалом для обследования служили различные картинки с изображениями предметов. Ребенку предлагалось отобрать картинки с заданным звуком.

Задание: «Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я  буду их называть. Выбери те из них, в  которых ты слышишь звук [с] ([з], [л], [ш], [ц])».

Система оценки:

1 балл – картинки  отобраны полностью верно,

0,5 балла - неверно отобраны 1 – 2 картинки, самостоятельно исправляет  ошибки, либо после утрированного  произношения звука в слове  логопедом,

0,25 – больше половины  картинок на заданный звук выбрано неверно,

0 баллов – не справился  с заданием.

Максимальное количество баллов – 25, приняв эту цифру за 100 %, были определены уровни развития фонематического  восприятия:

Высокий уровень развития - 20 - 25 баллов (100 – 80 %),

Информация о работе Обследование у дошкольников звуковой стороны речи