Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 15:03, курсовая работа
Актуальность вопроса. Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своим речевым и слуховым аппаратом.
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи». К концу первого года появляются первые слова. Сначала второго года начинается дифференциация звуков. К трем годам ребенок овладевает всей системой звукового языка. Труднее всего ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. А уже к пяти годам ребенок овладевает правильным произношением.
Введение ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. Теоретические основы современного состояния изучаемой проблемы……………………………………………………………………... 6
1.1. Развитие учения о слоговой структуре в педагогической литературе..6
1.2. Общие принципы обследования речи детей дошкольного возраста.13
1.3. Обследование у дошкольников звуковой стороны речи……………..15
Выводы по I главе……………………………………..………………..….....17.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ …………………………………….22
2.1. Организация и методы исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи…………………………………………………………22
2.2. Результаты собственного исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи………………………………………………………... 27
2.3. Практические рекомендации по профилактике нарушений звуковой стороны речи …………………………………………………………………...29
Выводы по II главе……………………………………………………..…..…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Средний уровень развития - 10 - 20 баллов (80 – 40%),
Низкий уровень развития - 0 – 10 баллов (40 – 0%).
2.2.
Результаты собственного
По результатам
1) дети с высоким
уровнем развития
2) дети со средним
уровнем развития
3) дети с низким уровнем развития фонематического восприятия – сюда вошли 8 детей.
Причём, изучение состояния фонематического восприятия у детей выявило что:
– У всех детей имеются
нарушения фонематического
– Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки, которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка;
– У 50% детей имеются
нарушения фонематического
– У 50% детей, кроме того,
имеют место нарушения
– В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия. При относительном благополучии фонетического произношения оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость: чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше их нарушено и в восприятии.
Для проведения формирующего эксперимента мы сформировали две группы:
1. Экспериментальная
группа, которая состояла из 10 детей.
Из них 6 детей по результатам
обследования имели средний
2. Контрольная группа, которая также состояла из 10 детей. Из них 6 детей по результатам обследования имели средний уровень развития фонематического восприятия и 4 ребёнка имели низкий уровень развития фонематического восприятия.
2.3. Практические рекомендации по профилактике нарушений звуковой стороны речи
При организации работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, целесообразно использовать комплексный подход:
· использование разнообразных форм работы (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия);
· коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития на основании результатов обследования речи детей.
На начальных этапах коррекции большое значение придается принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; он базируется на понимании речи как речесмыслитеной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира. По мере продвижения в исправлении звуков выдвигаются следующие принципы:
· коммуникативно–деятельностный подход к развитию речи, учитывающий психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций – от речевого навыка к речевому умению, речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
· активизация речевой практики, т.е. употребление и воспитание различных форм речи в меняющихся условиях общения. Используются наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
При планировании коррекционных занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с ФФН. Организуя логопедическую работу с ними целесообразно:
· осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;
· обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий с тем, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;
· чередовать различные виды деятельности;
· включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
Работа по формированию фонематического восприятия начиналась с развития слухового внимания и слуховой памяти. Приведем примеры некоторых из них:
а) Бывает – не бывает.
Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить («не бывает»), ребенок стоит на месте. Примеры: корова лает, лошадь выступает в цирке, рыба бежит к реке, курица дает молоко, петух кукарекает и т. п.
б) Исправление смысловых несоответствий в прослушиваемых рифмовках, с опорой на изображение. Речевой материал находится в приложении 1.
в) Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале логопед не произносит неверный вариант ответа. Затем неверный ответ в рифмовке логопед предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией. Речевой материал находится в приложении 1.
Развитие фонематического восприятия осуществлялось с самых первых этапов работы и проводилось в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Логопедическая работа по развитию у детей фонематического восприятия проводилась в 5 этапов:
а) узнавание неречевых звуков;
б) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
в) различение слов, близких по звуковому составу;
г) дифференциация слогов;
д) дифференциация фонем.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений мы развивали у детей способность узнавать и различать неречевые звуки.
Одновременно эти занятия способствовали развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
На первом этапе использовались следующие задания:
– после прослушивания выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);
– чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
– запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
– прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз).
На протяжении второго этапа дошкольников учили различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
– Различить на слух варианты слов, произнесенные с различной силой голоса (громко, тихо).
– Различить на слух варианты слов, с различным тембром голоса.
– Различить на слух различные звукокомплексы, произнесенные различной силой или тембром голоса (уа-уа-уа - как кричит голодный ребенок, довольный ребенок, и т.д.).
– Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т.д.
Этим целям служил целый ряд игр. Игры, проводимые нами на этом этапе, находятся в приложении 3.
На протяжении третьего этапа детей обучали различать слова, близкие по звуковому составу.
– выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
– подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и т.д.
Первоначально использовались более легкие слова, а затем задания все более усложнялись.
На четвертом этапе детей учили различать слоги.
Мы проводили работу в следующем порядке:
а) воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
т/а - та - та
п/а - па - па
к/а – ка – ка
та - т/а - та
па - п/а - па
ка - к/а – ка
та - та - т/а
па - па - п/а
ка – ка - к/а
б) воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:
та - то – ту
ну - ны - на
бо - ба - бы
ты - та – то
но - на - ну
бу - бо - ба
му - мы - ма
да - ды - до
па - пу - по
мо - ма – мы
Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводилась с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). На данном этапе нами вводились графические обозначения звуков (например, гласный – красный кружок, согласный – синий квадратик и т.п.)
В заключение следует отметить, что характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие обусловливается разными причинами:
1) Этиологией нарушения процессов произношения.
2) Компенсаторными возможностями ребенка.
3) Индивидуальными личностными качествами.
4) Конкретными условиями предшествующего воспитания.
Проанализировав результаты анализа обследования, полученные в ходе эксперимента, нами было выявлено: дошкольникам со средним уровнем выполнения экспериментальных заданий доступно произнесение односложных , двусложных, трехсложных слов. При спонтанном воспроизведении слоговой структуры более сложных (знакомых и незнакомых) слов у детей этой группы выявляются известные в логопедической практике искажения.
На основе анализа результатов обследования можно сделать следующие выводы диагностического и методического характера.
1. Для дошкольников
с общим недоразвитием речи
свойственна разная степень
2. Дети с более выраженными затруднениями в слоговом оформлении слов имеют более грубые недостатки в формировании динамических и ритмических возможностей.
3.При определении содержания
коррекционной работы
Нарушение слоговой структуры слова является сложным для коррекции, специфическим видом речевой патологии, ведущего к возникновению дисграфии и дислексии. Раннее выявление этой речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений — важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика
нарушений речи
у детей и организация
дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
2.
Варенцова Н.С., Колесникова Е.В.
Развитие фонематического
дошкольников. – М., 1997.
3.
Выготский Л.С. Мышление и
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 2002.
6.
Гусарова Н.Н. Беседы по
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
9.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К
вопросу о формировании
восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2003.
10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
11. Каше Г.А.,
Филичёва Т.Б. Программа
фонематического строя речи. – М., 1978.
12. Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В.
Информация о работе Обследование у дошкольников звуковой стороны речи