Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:01, шпаргалка
Психические явления – это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой.
Гениа́льность — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной творческой деятельности.
В отличие от большинства
талантливых индивидуумов, гений
создаёт качественно новые
39.
Этапы формирующейся психики ребенка можно разделить на:
моторный - до года;
сенсомоторный - до 3 лет;
аффективный - с 3 до 12 лет;
идеаторный - с 12 до 14 лет.
1. Моторный этап развития
Созревание моторики, ее совершенствование
и дифференциация происходят на протяжении
всей жизни индивидуума. Моторный же
этап развития весьма непродолжителен
(от рождения и до года). Реакции ребенка
в первые дни и месяцы жизни - рудименты
последующих психических
2. Сенсомоторный период развития психики.
С полугода и до 6-7 лет значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться ведущим. Однако они утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными - «сенеомоторными» - актами.
Моторные реакции, приобретая в ходе усложнения сенсомоторный характер, становятся основой для формирования «психомоторных», т.е. таких двигательных актов, которые носят уже осознанный характер.
Сенсомоторная дифференциация является базой формирования всех психических функций: перцепции (восприятия), внимания, целенаправленной деятельности (воли), аффектных реакций, мышления и сознания.
Важной особенностью сенсомоторного
периода развития ребенка является
формирующаяся у него способность
к сопоставлению и противопоставлению
воспринимаемых объектов и образов
представления их.Сложная
3. Аффективный этап развития психики.
Данный этап развития психики продолжается
с 3 до 12 лет. Чувства, аффективные реакции
значительно более общи, чем другие
явления психики.По мере развития идеаторной
сферы ребенка аффективные
4. Идеаторпый этап развития
Он начинается еще в глубине
сенсомоторного этапа развития и
находит свое выражение в сложных
формах пересочетания представления,
в появлении и развитии речи, формировании
простых и усложняющихся
40.
группа -совокупность элементов, имеющих нечто общее.
разновидности групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.
33.
Индивидуальные (индивидуально-
Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
2 уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.
Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности
30.
Направленность личности -
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
· влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
· установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта.
· желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;
· интерес — познавательная форма направленности на предметы. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности к познанию. Но когда наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается и вызывает возникновение новых интересов. Интересы различают по содержанию, по широте, степени их устойчивости;
· мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
· убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
28.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу, в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Физиологической основой характера
является сплав черт типа высшей нервной
деятельности и сложных устойчивых
систем временных связей, выработанных
в результате индивидуального жизненного
опыта. В этом сплаве системы временных
связей играют более важную роль, так
как тип нервной системы можно
сформировать все общественно ценные
качества личности. Но, во-первых, системы
связей формируются различно у представителей
разных типов нервной системы
и, во-вторых, эти системы связей
проявляются своеобразно в
четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:
* отношение человека к
другим людям, коллективу, обществу
(общительность, чуткость и
* черты, показывающие отношение
человека к труду, своему делу
(трудолюбие, склонность к творчеству,
добросовестность в работе, ответственное
отношение к делу, инициативность,
настойчивость и
* черты, показывающие, как
человек относится к самому
себе (чувство собственного
* себя и свои переживания,
эгоизм — склонность
* черты, характеризующие
отношение человека к вещам
(аккуратность или
32.
Личность- относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Характеристики личности:
1)положительная направленность на людей
2)интеллектуальные: внимательность, сообразительность, любознательность.
3)Эмоциональные: Доброжелательность, эматичность
4)волевые:
самообладание,
К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдательность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.
Условием успеха во взаимоотношениях
является соответствующая воспитанность
эмоциональной сферы личности, которая,
прежде всего, проявляется в том,
умеет ли человек сопереживать другим
людям, радоваться и огорчаться вместе
с ними. Регуляция волевой сферы
человека проявляется в его
38.
Т.Бауэр – "Я-концепция" понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело.
Э.Бернс – "Я-концепция" - это система устойчивых, непротиворечивых представлений о себе. Появляется поздно. Этому предшествует: представление о телесном Я, узнавание себя в зеркале, феномен «Я сам» и «Я хороший», завышенная самооценка дошкольника, самооценка младшего школьного возраста, неустойчивая самооценка подростка. И только потом происходит стабилизация Личности.
Структура Я-концепции:
Я-реальное
Я-идеальное
Я-зеркальное
Между Я-реальным и Я-идеальным должен быть оптимальный разрыв, как стимул к самосовершенствованию.
Я-реальное имеет три компонента: 1) когнитивный (кто я на самом деле); 2) оценочный (что я в себе ценю?); 3) поведенческий (определяет стиль поведения в зависимости от 1 и 2.
«Я-образ» – не статическое, а динамическое
образование Личности индивида. Становление
«Я-концепции», будучи в конечном счете
обусловлено социально-