Общая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Психические явления – это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой.

Вложенные файлы: 1 файл

5 (2).docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

Гениа́льность — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной творческой деятельности.

В отличие от большинства  талантливых индивидуумов, гений  создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

 

39.

Этапы формирующейся психики ребенка  можно разделить на:

моторный - до года;

сенсомоторный - до 3 лет;

аффективный - с 3 до 12 лет;

идеаторный - с 12 до 14 лет.

1. Моторный этап развития психики.

Созревание моторики, ее совершенствование  и дифференциация происходят на протяжении всей жизни индивидуума. Моторный же этап развития весьма непродолжителен (от рождения и до года). Реакции ребенка  в первые дни и месяцы жизни - рудименты  последующих психических реакций - это в первую очередь двигательные реакции (крик, плач, двигательное беспокойство). Они возникают в ответ на голод, холод И изменения положения  тела.

2. Сенсомоторный период развития  психики.

С полугода и до 6-7 лет значение формирующихся моторных реакций  продолжает оставаться ведущим. Однако они утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными - «сенеомоторными» - актами.

Моторные реакции, приобретая в  ходе усложнения сенсомоторный характер, становятся основой для формирования «психомоторных», т.е. таких двигательных актов, которые носят уже осознанный характер.

Сенсомоторная дифференциация является базой формирования всех психических  функций: перцепции (восприятия), внимания, целенаправленной деятельности (воли), аффектных реакций, мышления и сознания.

Важной особенностью сенсомоторного периода развития ребенка является формирующаяся у него способность  к сопоставлению  и противопоставлению воспринимаемых объектов и образов  представления их.Сложная сенсомоторная  дифференциация является основой для  формирования уже в дошкольном возрасте первых понятий, умозаключений, категорий  абстрактного и причинного мышления. Наиболее отчетливо этап сенсомо-торного  периоды, развития завершается формированием  у ребенка представления «схемы тела» (к 6-7 годам); это выступает  вначале в виде ориентировки ребенка  в сторонах тела, уверенно на себе, а  нередко уже и на собеседнике.

3. Аффективный этап развития  психики.

Данный этап развития психики продолжается с 3 до 12 лет. Чувства, аффективные реакции  значительно более общи, чем другие явления психики.По мере развития идеаторной сферы ребенка аффективные реакции  его все более усложняются. Образы непосредственно воспринятого пересочетаются то с радужными, то с неприятными  образами представлений. Возникает  первичное осмысленно э предвидение  приятного или неприятного, доброго  или злого.

4. Идеаторпый этап развития психики.

Он начинается еще в глубине  сенсомоторного этапа развития и  находит свое выражение в сложных  формах пересочетания представления, в появлении и развитии речи, формировании простых и усложняющихся понятий, суждений, умозаключений. Однако истинное начало его должно быть датировано возрастом 11-12 лет. В это время  при продолжающемся усложнении и  обогащении сознания ребенка понятиями, суждениями возникает возможность  строить самостоятельные сложные  умозаключения. Ребенок все больше обретает возможность наряду с практическим оперированием непосредственно  наличествующими объектами и  представлениями о них строить  предварительный план действий, поступков  в уме.Период этот знаменателен и  другим: на основе присущего индивидууму  темперамента и сложившегося в детстве  характера завершается формирование личности. Без социальной среды и, в частности, без осознания индивидуумом своей общественной, социальной принадлежности зрелая личность не существует. Она  всегда является следствием взаимопроникновения  видового (темперамента), индивидуального (характер) и общественного, социального  опыта.

 

40.

группа -совокупность элементов, имеющих  нечто общее.

разновидности групп: 1) условные и  реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному  признаку (пол, возраст, профессия и  т.п.). Реальные личности, включенные в  такую группу, не имеют прямых межличностных  отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться  друг с другом.

Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые  объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных  отношений, выработке групповых  норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

 

33.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

2 уровня развития  способностей: репродуктивный и  творческий. Человек, находящейся  на первом уровне развития  способностей, обнаруживает высокое  умение усваивать знания, овладевать  деятельностью и осуществлять  ее по предложенному образцу.  На втором уровне развития  способностей человек создает  новое, оригинальное.

Самый высокий уровень  развития и проявления способностей обозначается терминами талант  и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.

Наиболее благоприятные  условия для формирования талантливости  и гениальности возникают при  всестороннем развитии личности

 

30.

Направленность личности -совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

·         влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

·        установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта.

·         желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

·         интерес — познавательная форма направленности на предметы. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности к познанию. Но когда наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается и вызывает возникновение новых интересов. Интересы различают по содержанию, по широте, степени их устойчивости;

·         мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

·         убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества.

Мотивы могут быть в большей  или меньшей мере осознанными  или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит  осознанным мотивам.

 

28.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся  в поведении человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу, в характере  отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и  физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Физиологической основой характера  является сплав черт типа высшей нервной  деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных  связей играют более важную роль, так  как тип нервной системы можно  сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы  связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы  и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости  от типов. Например, решительность характера  можно воспитать и у представителя  сильного, возбудимого типа нервной  системы, и у представителя слабого  типа. Но воспитываться она будет  по-разному и проявляться будет  по-разному в зависимости от типа.

четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

* отношение человека к  другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям,  коллективизм и противоположенные  черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к  людям, индивидуализм);

* черты, показывающие отношение  человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное  отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные  им черты — лень, склонность  к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к  делу, пассивность);

* черты, показывающие, как  человек относится к самому  себе (чувство собственного достоинства,  правильно понимаемая гордость  и связанная с ней самокритичность,  скромность и противоположные  ей черты — самомнение, иногда  переходящее в наглость, тщеславие,  заносчивость, обидчивость, застенчивость,  эгоцентризм как склонность рассматривать  в центре событий

* себя и свои переживания,  эгоизм — склонность заботиться  преимущественно о своем личном  благе);

* черты, характеризующие  отношение человека к вещам  (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение  с вещами).

 

 

32.

Личность- относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Характеристики  личности:

1)положительная  направленность на людей

2)интеллектуальные: внимательность, сообразительность,  любознательность.

3)Эмоциональные:  Доброжелательность, эматичность

4)волевые:  самообладание, уравновешенность, смелость

К интеллектуальным характеристикам  относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдательность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать  поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место  другого человека.

Условием успеха во взаимоотношениях является соответствующая воспитанность  эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы  человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

 

38.

Т.Бауэр – "Я-концепция" понимается как представление о себе или  «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок  осознает свое тело.

Э.Бернс – "Я-концепция" - это  система устойчивых, непротиворечивых представлений о себе. Появляется поздно. Этому предшествует: представление  о телесном Я, узнавание себя в  зеркале, феномен «Я сам» и «Я хороший», завышенная самооценка дошкольника, самооценка младшего школьного возраста, неустойчивая самооценка подростка. И только потом  происходит стабилизация Личности.

Структура Я-концепции:

Я-реальное

Я-идеальное

Я-зеркальное

Между Я-реальным и Я-идеальным  должен быть оптимальный разрыв, как  стимул к самосовершенствованию.

Я-реальное имеет три компонента: 1) когнитивный (кто я на самом  деле); 2) оценочный (что я в себе ценю?); 3) поведенческий (определяет стиль  поведения в зависимости от 1 и 2.

«Я-образ» – не статическое, а динамическое образование Личности индивида. Становление  «Я-концепции», будучи в конечном счете  обусловлено социально-культурным процессом, возникает в обстоятельствах  обмена Деятельности между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало другого человека» (К. Маркс), и тем самым отлаживает, утончает, корректирует образы своего Я, то есть Личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которые являются ее идеалами, интересы – ее интересами и так далее.

Информация о работе Общая психология