Общая характеристика речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Общая характеристика речи ………………………………...4
Физиологические основы речи……………………………...6
Основные виды речи и их развитие………………………...8
Внешняя речь ………………………………………………..8
Внутренняя речь……………………………………………...12
Основные функции речи…………………………………….14
Заключение…………………………………………..……………...16
Литература…………………………………………..………………17
Приложение .……………………………………….……………....18
Тесты………………………………………………………….……..21
Ученые, изучавшие речь…………………………………….……..26

Вложенные файлы: 1 файл

Выполнила студентка I курса.docx

— 139.74 Кб (Скачать файл)

7. Речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли.

Чарльз М. Де Таллейранд.

8. Способность выражать  идеи, почти также важна, как  сама идея.

Бернард М. Барух.

9. Вильсона как-то спросили, сколько времени ему требуется,  чтобы подготовить слова. Он  ответил: «Это зависит от многого.  Если я буду говорить 10 минут,  мне нужна неделя для подготовки. Если 15 минут, 3 дня. Если полчаса,  то два дня. Если час, то  я готов прямо сейчас.

Вудро Т. Вильсон.

10. Прежде чем я начну  говорить, есть кое-то, что я хотел  бы сказать.

Саул Горн.

11. Пишите, чтобы быть понятым,  говорите, чтобы быть услышанным, читайте, чтобы расти.

Лоуренс Кларк Пауэлл.

12. Речь как любовный  роман. Любой дурак может начать  его, но чтобы довести дело  до конца, требуется значительное  мастерство.

Лорд Мэнсфилд.

13. Речь это зеркало  души, как человек говорит, таким  он и является.

Публий Сир.

14. Братьям не обязательно  говорить что-либо друг другу,  они могут просто сидеть в  комнате и быть вместе, при  этом чувствую себя совершенно  комфортно друг с другом.Леонардо  Ди Каприо.

15. Самые ценные вещи  в речи это паузы.

Ральф Ричардсон.

16. Лучшим ответом на  плохую речь является хорошая  речь.

Алан М. Дершовиц.

17. Мудрая вещь это своевременное  молчание, и это лучше, чем любая  речь.

Плутарх.

 

 

 

 

 

Тест «Речь»

(на оценку «4»)

1. Средство общения  людей друг с другом – это

1) речь

2) язык 

3) губы

2. Процесс словесного  общения, который может осуществляться  в форме сообщения, указания, вопроса,  приказания называется

1) речью

2) языком

3)монологом

3. Общение между  людьми посредством произнесения  слов, с одной стороны, и восприятия  их людьми на слух – с  другой называется

  1)письменной речью

  2)выразительной речью

  3)внешней речью

  4)устной речью

  5)монологической речью

4. Речь, не выполняющая  функции общения, а лишь обслуживающая  процесс мышления конкретного  человека называется

1)внутренней 
2) внешней

3)монологической 
4) диалогической

5. В основе речи  лежит деятельность

1)Первой сигнальной системы

2) второй сигнальной системы

3) третьей сигнальной  системы

 

 

6. Способность  человека к анализу и синтезу  речи связана:

1) с левым полушарием  головного мозга

2) с правым полушарием  головного мозга

7. Кинетическая  речь – это простейшая система  передачи информации с использованием  движений тела

1) да

2) нет

3) не знаю

8. Человек теряет  способность произносить слова  при нарушении нормального функционирования  центра

1)Вернике 
2) Брока

3) Гипофиза 

9. Кто является  автором теории, согласно которой  развитие речи зависит от присущей  ребенку с рождения способности  воспринимать и интеллектуально  перерабатывать информацию.

1)Л.С.Выготский 
2)Ж.Пиаже 
3) Р.Л.Аткинсон

10. Система  условных знаков, с помощью которых  передаются сочетания звуков, имеющие  для людей определенный смысл  и значение:
  1. Речь 
  2. Язык
  3. Мышление
  4. Сознание
11. Речь двух и более лиц:
    1. Монолог
    2. Диалог

 

    1. Общение

Ключ к ответу: 1-2, 2-1, 3-4, 4-1, 5-2, 6-1, 7-1, 8-1, 9-2, 10-2,11-2

Тест «Виды речи» 

( на оценку «3»)


1. Определите  вид речи, смысл которой понятен  благодаря конкретной ситуации
  1. Письменная речь
  2. Монологическая
  3. Ситуативная
  4. Эгоцентрическая
  5. Диалогическая
2. Определите  вид речи с наиболее полно  выраженными грамматическими связями:
  1. Письменная речь
  2. Монологическая
  3. Ситуативная
  4. Эгоцентрическая
  5. Диалогическая
3. Определите  вид речи, представляющей развернутое  высказывание, предполагающей длительный  и сложный путь по переводу  смысла в значение:
  1. Письменная речь
  2. Монологическая
  3. Ситуативная
  4. Эгоцентрическая
  5. Диалогическая
4. Определите  вид речи, которая бессвязна и  отрывочна:
  1. Письменная речь
  2. Монологическая
  3. Спонтанная
  4. Эгоцентрическая
  5. Диалогическая
5. Определите  вид речи, высказывания которой  обусловлены высказываниями собеседника:
  1. Письменная речь
  2. Монологическая
  3. Ситуативная
  4. Эгоцентрическая
  5. Диалогическая
6. Определите  вид речи, которая заранее планируема  и программируема:
  1. Письменная речь
  2. Монологическая
  3. Ситуативная
  4. Эгоцентрическая
  5. Диалогическая
7. Определите  вид речи, которая обращена к  самому себе:
  1. Письменная речь
  2. Монологическая
  3. Ситуативная
  4. Эгоцентрическая
  5. Диалогическая
8. Сценарист написал пьесу для театра О каком виде речи можно говорить в данном случае:

 

  1. Диалогическая
  2. Монологическая
  3. Письменная
  4. Внутренняя
  5. Устная
9. Речь, обычно сопровождающая игру дошкольника и обращённая как правило к самому себе:
  1. Внешняя
  2. Внутренняя
  3. Спонтанная
  4. Аффективная
  5. Эгоцентрическая

Ключ к ответу: 1-3, 2-1, 3-2, 4-3, 5-5, 6-2, 7-4, 8-3, 9-5

Тест повышенной сложности ( на оценку «5»)

  1. Дайте общую характеристику речи.
  2. Дайте характеристику речи как средства общения.
  3. Что вы знаете о физиологических основах речи?
  4. Охарактеризуйте основные виды речи.

5.Описать основные функции речи

 

\

 

 

 

Психологи, изучавшие речь.

Жан Пиаже

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ 
Не будет преувеличением назвать юного Жана Пиаже вундеркиндом — свою первую научную работу он опубликовал в возрасте 10 лет! Ее он выполнил как член Невшательского кружка юных натуралистов, объединявшего в своих рядах преимущественно старшеклассников. Опубликоваться в бюллетене кружка мальчика побудило главным образом стремление к самоутверждению — перед лицом не столько товарищей, сколько директора городского музея естественной истории семидесятилетнего господина Годеля, который не принимал юного натуралиста всерьез и отказывался допустить его в фонды музейной библиотеки. 
Своей цели Жан добился — не только снискал расположение Годеля, но и стал его внештатным помощником, временами получая в оплату своего труда кое-какие интересные экземпляры для своей коллекции (в самом деле — мальчишка хоть и смышлен, но не платить же ему деньги!). Эта первая научная работа представляла собой небольшой, объемом в одну страничку, отчет о наблюдениях за воробьем-альбиносом, которого Жан приметил в местном парке. Значение этой работы для науки не стоит переоценивать, но для начинающего исследователя это было первым серьезным шагом по пути научных изысканий. 
Интерес к птицам сменился интересом к моллюскам, который также нашел отражение в нескольких публикациях. На основании этих работ Жану Пиаже было сделано предложение занять место куратора коллекции моллюсков Женевского музея естественной истории. Каково же было изумление администрации, когда выяснилось, что «эксперт» еще ходит в школу! 
Интерес к психологии пробудился у Пиаже далеко не сразу.

Биолог по образованию (Пиаже окончил  Невшательский университет в 1915 г. и в 1918-м стал доктором естественных наук), он не получил никакого формального  психологического образования, по крайней  мере за всю жизнь не сдал ни одного экзамена по психологии. (Однако вот  уже много лет студенты разных стран штудируют его классические труды по возрастной психологии!)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЕЧИ 
Через год он начинает серию исследований, которые открыли новую эпоху в психологии развития. Именно в 1921 году — в пору прохождения психоанализа — Пиаже публикует первую свою статью, посвященную развитию речи и мышления ребенка. В эти годы он совершает открытие эгоцентрической речи, которая составляет примерно половину речевой продукции шестилетнего ребенка и нужна ему для расширения внутренних мыслительных задач. В этих ранних работах Пиаже эгоцентрическая речь противопоставляется социализированной речи, которая постепенно вытесняет первую, позволяя ребенку полноценно общаться с родителями и сверстниками. Эта идея Пиаже, развивавшаяся им во множестве экспериментальных работ на протяжении более чем полувека, завоевала мировое признание. 
Годом ранее, в 1920-м, Сабина Шпильрейн сделала доклад на VI Международном психоаналитическом конгрессе в Гааге. Доклад в сокращенном виде был опубликован в официальном органе Международной психоаналитической ассоциации. Он назывался «К вопросу о происхождении и развитии речи». Шпильрейн рассказывала коллегам, что есть два вида речи — аутистическая речь, не предназначенная для коммуникации, и социальная речь. Аутистическая речь первична, социальная речь развивается на ее основе. Первые слова социальной речи — «мама» и «папа» — выводятся Шпильрейн из звуков, издаваемых ребенком при сосании.

Первые взаимодействия с внешним  миром, приносящие ему удовольствие, дают ребенку позитивные представления  о внешней реальности, которые  связываются с издаваемыми им звуками. 
Ставя ту же проблему, которую тогда же или чуть позже ставил Пиаже, Шпильрейн идет в другом направлении: не к логике формальных операций, которые станут открытием Пиаже, а к анализу взаимосвязи речи, мышления и эмоционально насыщенных отношений ребенка с родителями. 
А.М. Эткинд, известный смелостью своих гипотетических допущений, полагает, что сходство и различие позиций в ходе анализа могло обсуждаться между Шпильрейн и Пиаже, когда пациент подвергал сомнению теоретические основы анализа, а терапевт, помня о своих «пропагандистских» задачах, в ответ приводила свои аргументы. 
Можно ли на этом зыбком основании допустить приоритет Шпильрейн в отношении концепции раннего Пиаже? Вопрос это спорный, но влияние Шпильрейн на определение научного пути Пиаже так или иначе представляется весьма значительным. С той поры интересы его определились, с тем чтобы найти воплощение в ярких экспериментах и новаторской теории умственного развития

Лев Семенович Выготский 

Научный вклад

Становление Выготского как учёного  совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и

поведения личности Выготский подверг  критическому анализу ряд философских  и большинство современных ему  психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Культурно-историческая теория

В незаконченной рукописи работы, опубликованной в 1960 г. под названием «История развития высших психических функций» (не позднее 1930) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Информация о работе Общая характеристика речи