Общая характеристика эмоций и чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы были поставлены задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных процессов.
2) Дать общую характеристику эмоциональным процессам.
Цель этой работы - изучение общей характеристики эмоциональных процессов.

Содержание

Введение
1. Сущность эмоций
1.1 Виды эмоций и их общая характеристика
2. Чувства человека
2.1 Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Obschaya_kharakteristika_emotsy_i_chuvstv4.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Отвращение - отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое объекты (предметы, людей, обстоятельства и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в острый конфликт с идеологические, моральные или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение - отрицательное  эмоциональное состояние, возникающие  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, отношений и поведения субъекта с жизненными позициями, взгляды и поведение объекта чувств.

Страх - отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся после получения оператором информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд - негативное состояние, выражающееся в осознании несовместимости своих собственных мыслей, поступков и внешний вид не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем виде.

Следует отметить, что  эмоциональные являются неубедительными. Один и тот же объект может вызвать непоследовательные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Как правило, амбивалентность связано с тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства - это еще один вид эмоциональных состояний. Основная разница эмоций и чувств, заключается  в том, что эмоции, как правило, имеют характер ориентировочные  реакции, т.е. несут основную информацию об отсутствии или избыток чего-то, поэтому они часто являются неопределенными, и мало осознаваемыми (например, чувство чего-либо). Чувства, наоборот, в большинстве случаев предметны и конкретные. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неуверенности в себе чувства и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений, чувств. Другим распределением эмоций и чувств является то, что эмоции-в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства - социальной сферой. Еще одним существенным отличием эмоций и чувств, на которые нужно обратить внимание, является то, что эмоции  в большей степени связаны со сферой бессознательного, а чувства-до в нашем сознании. Кроме того, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции, в основном, не имеют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чувства человека

 

2.1 Высшие чувства  личности, их формирование в современных  условиях

 

 

Чувство это особая форма  отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствия или несоответствия потребностям человека. Я чувствую, как эмоциональное отношение человека к различным явлениям и лицам самом деле проявляется характер этого отношения особенности этого человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

“Ничего, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно  нас самих, и наши отношения к  миру, как наши чувства в них  слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а содержание я нашей души и ее комиссии”, - сказал К.Д. Ушинский.

Чувства эти очень разнообразны и разнообразны как по содержанию, так и значения. Когда психологи 19-го века пытались создать каталог  чувств, сталкиваются с большими трудностями, так как нюансы и различия чувств безграничны

Новые условия личной и общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая характер и содержание деятельности, источником новых впечатлений и создания новых чувств.

С.Л.Рубинштейн считал: “ Что в  эмоциональными личности можно разделить  на три сферы: ее неотъемлемой частью жизни, ее интересы материальной и ее духовных и нравственных потребностей. Он определил их, соответственно, в качестве неотъемлемой чувствительность, эти чувства и обобщенные мировозренческие чувства. К органической чувствительности есть, по его мнению, основные удовлетворенности и неудовлетворенности, в основном связанные с удовлетворением органических потребностей. Эти чувства, связанные с обладанием определенными предметами и занятия отдельными видами деятельности. Эти чувства, соответственно, их предметы делятся на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они появляются в восторге одними предметами, людьми и деятельностью, и в устранении других. Мировозренческие чувства, связанные с моралью и отношений человека к миру, людей, событий, общественных, нравственных категорий ценностям.”4

Чувства классифицируются не только в содержании, но и в силе. По силе стремления к объекту отличаются страсть и хобби.

Страсти называется, крепкие, устойчивые, длительные чувства, которые рождаются нескончаемой энергии, которая надостижение для одного или предмета страсти предметом страсти могут быть самые различные области знаний и деятельности человека. Объектом страсти, может быть, человек другого пола, некоторые вещи, которые вызывают непреодолимое желание владеть ими.

Сегодня, когда человек страстно стремится к одному, а завтра уже  что-то другое, то следует говорить о хобби. Увлечение отличается от страсти, не в том, что человек  менее активно работает, и, тем  более, что страсть, менее стабильным и органично, не связанные с основными жизненными установками личности. Хобби чаще всего относятся к людям, способным быстро загораются и так же быстро погаснуть, это зависит от возраста.

Чувства, места деятельности, ее изменением, успешностью или неуспешностью, выделяют еще один тип чувств. Практические или праксические чувства - это эмоциональная реакция на все богатство и разнообразие человеческой деятельности.

Сложность деятельности, добавление в нее творчество рождает реакцию  на сам процесс ее реализации в виде творческих чувств. Творческие чувства выделяют в отдельный жанр в области практических чувств.

Особую группу чувств, являются более  высокие чувства, моральные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственной (этической), чувство называется эмоциональное отношение личности к другим людям и своему собственному. В сфере чувств высших нравственных чувств, следует особое место. Нравственные чувства возникают и развиваются в процессе сотрудничества людей и оказывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поведения других людей и своих собственных. Эти переживания - своеобразный результат оценки деятельности, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Позитивные оценки действий вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные - внутренний протест.

Для нравственного чувства, относятся :

чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчуждения, уважения и презрения, благодарности и  неблагодарности, любви и ненависти.

Среди нравственных чувств, в частности, следует подчеркнуть, чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Особенность моральных  чувств - их эффективно, это резко, стенический  характер. Они будут осуществляться не только в мыслях и ощущениях, но и в активной деятельности, которой  человек отдает все свои силы, всю  энергию.

Чувство долга, может возникнуть также в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть и сесть за уроки. То же чувство заставляет его помощь в хозяйстве маме, посвятив себя игрой с друзьями.

Переживания, возникающие  в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любопытство, удивление, уверенность в правильности решения задачи, а в том, если нет , чувство нового, побуждающее к поиску более глубокие знания - вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства  выражают отношение человека к мысли, процесса и результатов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства, связанные с умственной, познавательной деятельности человека и постоянно  сопровождают его.

Осуществляется познавательная деятельность, вызывает целую гамму эмоций. Чувство удивления появляется тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, незнакомым. Способность удивлять - очень важная особенность, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникают в случае, когда используется гипотез и предположений, с некоторыми фактами и соображениями. Это условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверки полученных данных.

И.П. Павел подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверить себя. Чувство уверенности рождается из сознания истинности и достоверности фактов, предположений и гипотез, которые, оказалось, что в результате комплексной проверки их. Плодотворная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно дидактическую задачу, остроумно решенная задача, вызывают у ученика чувство удовлетворения и радости.

К интеллектуальным чувства-чувства  юмора и иронии, в которых имеет  отношение человека к познанному и расчетные им объекта. Чувство юмора есть явления или человека, которые, с одной стороны, рассматривается положительно, и вызывают добродушный смех. Чувство юмора характерно для людей добродуш

организаций, любящих  жизнь и тонко чувствующих, как  замечательно, как и безвредными  недостатки и слабости.

Чувство иронии, - выражение  резко критическое отношение  к миру, людям и самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые безжалостно бичуют те или  иные недостатки человека, недостатки и ошибки, совершенные им в жизни. В иронии важный рассматривается с позиции идеального

К интеллектуальным чувств, чувство нового - мотив поиска нового, борьбы за новое, прогрессивное. Это  преломляется во всех сферах познавательной творческой деятельности: науке и  технике, культуре и искусстве.

Эстетические чувства  возникают и развиваются в  восприятии и создании человек, прекрасный. Сколько раз мы, ни восхищаться  красотой природы, как и шедевры  искусства, мы хотим еще и еще  раз насладиться ими. Красивые, притягивает  к себе, и в тем большей степени, чем глубже человек проникает в это красивая, лучше его понимает.

Эстетические чувства  возникают не только в восприятии физически красивый. Морально красиво, так же вызывает эстетические чувства. Часто восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, которая во имя блага других. Такие люди вызывают в нас чувство глубочайшего уважения.

Таким образом, предложенное разделение чувств на отдельные виды представляет собой, в определенном смысле, условным, так как в переживаниях человека, сопровождающих его деятельность, чувства возникают в слитном комплексе, в разных комбинациях, учителя, обогащая и, проходя к себе.5

Высшие чувства возникают  у человека на основе удовлетворения или недовольства с его высших духовных потребностей. Высшие чувства  имеют выраженный общественный характер, свидетельствуют об отношении человека как общественного существа в разных сторон и явлений жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировозрением человека, правила нравственного поведения и эстетическими оценками.

Сложный процесс формирования личности состоит из трех компонентов: влияние социальной среды, планомерного воспитательного воздействия на личность через социальные институты, сознательного целенаправленного  воздействия человека на самого себя, то есть самовоспитания.

Процесс формирования личности не должно быть однобоким. Он проходит в этом эффектнее, чем интенсивнее  используется энергия самих воспитуемых  и их сознательной и целенаправленной работы по самосовершенствованию.

Воспитание как социальное явление отражает характерные человеческого общества объективное явление передачи общественно-исторического опыта от старшего до младшего поколения, формирования личности и подготовки ее к участию в работе, культурной и общественной жизни.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, планомерную и систематическую передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Формирование высших чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст-это период первоначального  фактического представления личности. Детей дошкольного возраста с большим энтузиазмом строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кусочков, забивают гвозди, гвозди с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не подавлять эти естественные потребности детей.

Воспитание детей устойчивого  интереса к работе, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги, уже  в этом возрасте можно закладывать основы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.

До конца преддошкольного  возраста ребенок может испытывать элементарные эстетические чувства  и сша. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (перед сном), веселая песня, веселый марш. Ребенок пользуется прекрасной банту на голове, любуется, чем это гениальный: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих опытах сначала четко возникает прямая подражательность взрослому, в виде опыта. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, разговаривая с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их свойств, и сказал: “какой красивый красный мяч”, “как интеллектуальные, одетая кукла” и так далее.

Очень быстро дети сами начинают различать явно некрасиво, дисгармоничное от мелодичный, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуки.

Необходимо пробудить  у детей интерес к произведениям  литературы. Во время рассказа детям  коротеньких художественных и народных песен, стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое лицо” и так далее), у детей развивается способность вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.

Информация о работе Общая характеристика эмоций и чувств