Общения в психологическом развитии человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 06:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение общения в психо-логическом развитии человека.
Объектом исследования является изучения общения как социальное явление.
Предметом исследования являются изучения понятия общения и виды общения.

Содержание

Введение 4
1Теоритические основы общения человека и изучения процесса общения 5
1.1 Сущность и определение общения 5
1.2 Виды общения 10
1.3 Роль общения в психологическом развитии человека 14
2 Эмпирическое исследование 17
2.1 Методика «Ведущая репрезентативная система» 17
2.2 Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» 18
2.3 Тест «Общительность» коммуникативная компетенция» 18
2.4 Методика Опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиен, Н. Энштейн 19
Заключение 21
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

b)  я могу нарисовать лица, различные подробности того, что я видел;

  1. я знаю, что именно думают близкие люди по поводу тех или иных воп-росов;
  2.   я хорошо различаю интонацию голосов моих друзей.

10) Чаще всего:

    1. я учусь понимать какие-то вещи;
    2. я учусь делать какие-то вещи;
    3. я учусь слушать новое;
    4. я учусь видеть новые возможности.

11) Когда я думаю о принятии нового решения, я скорее

a) приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;

    1. приму решение в зависимости от моего настроения;
    2. приму те решения, которые вижу наиболее отчетливо;
    3. приму их с помощью логики и разума.
  1. Я отличаюсь тем, что
    1. мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;
    2. мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
    3. я легко могу вспомнить, как говорил мой друг;
    4. мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.

 

Обработка результатов

 

Таблица ранжирования ответов

 

Ответ

1

2

3

12

1

         

2

         

3

         

4

         

                                         Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

Ключ

А – аудиальная репрезентативная система; В – визуальная репрезе-нтативная система; К – кинестетическая репрезентативная система; Д – ду-мающий, анализирующий, компьютерный тип.

 

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

К

А

В

А

Д

К

Д

В

К

Д

К

А

2

А

В

К

Д

А

В

В

Д

В

К

А

В

3

В

Д

А

К

К

Д

К

К

Д

А

В

Д

4

Д

К

Д

В

В

A

A

A

A

В

Д

К


 

Та репрезентативная система, которая в сумме набирает наибольшее числовое значение, окажется наименее значимой для вас, репрезентативная система с наименьшим суммарным числовым значением – ваша ведущая репрезентативная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении»

Данный тест разработан американским психологом М. Снайдером. Тест на определения  оценки самоконтроля в общении.

Инструкция «Внимательно прочтите 10 предложений описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – «Н».

  1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.
  2. Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

 

Ключ

По 1 баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму результатов.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Тест «Общительность» коммуникативная компетентность»

Тест Оценка уровня общительности В.Ф. Ряховского, дает возможность определить уровень коммуникабельности человека.

Инструкция: « Вам предлагается 16 вопросов отвечать следует, используя три варианта ответов – «да»,  «нет», «иногда»».

1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

 

2. Откладываете ли вы визит  к врачу до тех пор, пока  станет невмоготу?

 

3. Вызывает ли у вас неудовольствие, и даже смятение поручение выступить с докладом, сообщением на каком-либо собрании, совещании?

 

4. Вам предлагают выехать в  командировку, в город, где вы  никогда не бывали. Приложите  ли вы максимум усилий, чтобы  избежать этой командировки? 

 

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

 

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый  человек на улице обращается  к вам с просьбой?

 

7. Верите ли вы, что существует  проблема «отцов» и «детей»  и что людям разных поколений  трудно понимать друг друга?

 

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл  вернуть вам   50  руб.,   которые  он  занял  несколько месяцев назад?   

 

9. В ресторане или в столовой, если вам подали явно некачественное  блюдо, вы промолчите, лишь рассержено  отодвинув тарелку?

 

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

 

11. Вас приводит в ужас любая  длинная очередь — в магазине, кинотеатре... Предпочитаете ли вы  скорее отказаться от своего намерения, нежели чем встать в хвост и томиться в ожидании?

 

12. Боитесь ли вы участвовать  в комиссии по каким-либо конфликтным  ситуациям?

 

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ  В

 

13. У  вас  есть  собственные,  сугубо   индивидуальные критерии  оценки   произведений  литературы,   искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете? это так?

 

14. Услышав в «кулуарах» явно  ошибочное высказывание по хорошо  известному вам вопросу, предпочитаете  ли вы промолчать и не вступать  в спор?

 

15. Вызывает ли у вас досаду просьба помочь кому-то разобраться в служебном запросе, учебной теме?

 

16. Охотнее  ли  вы  излагаете  свою  точку  зрения   в письменной  форме, чем устной?

 

Ключ

Оценка ответов: «да» – 2 очка; «иногда» – 1 очко; «нет» – 0 очков. Полученные очки суммируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Методика Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейн

Способность к сопереживанию - эмпатии - понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединится с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества.

Для диагностики способности к эмпатии может быть применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений-утверждений.

Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.

Опросник

  1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
  2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
  3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
  5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
  8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
  9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
  10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Г

  1. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
  2. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
  3. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
  4. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
  5. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
  6. Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.
  7. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
  8. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
  9. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
  10. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
  11. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
  12. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
  13. Чужой смех меня не заражает.
  14. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
  15. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
  16. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
  17. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
  18. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
  19. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
  20. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
  21. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

 

 

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Г

  1. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
  2. Маленькие дети плачут без причины.

Обработка результатов

Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.

Ключ

Ответ 

Номера утверждений-предложений

Согласен "+" 

1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Не согласен "-" 

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33


 

 

 

 

 

 


 


 


 



Информация о работе Общения в психологическом развитии человека