Объект и предмет психологии. Задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Родоначальником идеализма явился Платон (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам — разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Содержание

1. Развитие психологии…………………………………………………………...3
2. Человек — существо социальное……………………………………………...6
3. Предмет психологии…………………………………………………………...7
4. Объект психологии……………………………………………………………10
5. Задачи психологии……………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пензенская государственная  технологическая академия»

«ПГТА»

 

 

 

Кафедра «Психология и  педагогика»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Психология»

 

Тема: «Объект и предмет психологии. Задачи психологии»

 

 

 

 

                                                        Группа: 10тп1з

                                                        Выполнила: Апкаева Э.Р. 

                                                               (Альдикаева)

                                                        Телефон: 8-937-448-31-16

e-mail: apkaev@yandex.ru

 

 

Преподаватель:

Желтов Павел Викторович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                      Пенза,2013 г.

Содержание:

1. Развитие психологии…………………………………………………………...3

2. Человек — существо социальное……………………………………………...6

3. Предмет психологии…………………………………………………………...7

4. Объект психологии……………………………………………………………10

5. Задачи психологии……………………………………………………………12

Список используемой литературы……………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие психологии.

Термин «психология» переводится    как наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – наука, учение). Никто не знает точно, кто является автором этого термина «психология». Когда он появился в XVII веке, перед психологической наукой, развивающейся в то время в рамках других научных дисциплин, стояла задача определения ее нового предмета. Хотя любое учебное пособие начинается с определения данной науки, ее объекта и предмета, сделать это в отношении психологии крайне трудно. 

       С древнейших  времен потребности общественной  жизни заставляли человека различать  и учитывать особенности психического  склада людей. В философских  учениях древности уже затрагивались  некоторые психологические аспекты,  из которых решались либо в  плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон.

        Родоначальником  идеализма явился  Платон (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам — разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Аристотель.

        Продолжателем  дела Платона был Аристотель. Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.             

          Труды Аристотеля, Платона и других  философов легли в основу работ  философов средних веков 17 в.  — это отправная точка от  материализма философии.

 

Этапы развития психологии.

        I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

       II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

        III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).         

        Вместе  с тем многие “традиционные”  психологи высказывали серьезные  возражения относительно некоторых  исходных компонентов бихевиористского  подхода. Поведение и психика  — это хотя и связанные,  но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного  и того же стимула возможно  наличие не одной реакции, а  некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают  при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит  на одно, а видит другое, думает  об одном, переживает другое, говорит  третье, делает четвертое.

        IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Методы психологии.

        Для  решения комплекса задач в  науке существует разработанная  система средств, направлений,  путей, приемов.

        Метод - это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.

        Методика - это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.     

       Набор  или система методов и методик  любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются  исторически, видоизменяются, развиваются,  подчиняясь определенным закономерностям,  методологическим правилам.

       Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.

       Психология изучает  возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др. 

        Основами  общепсихологических знаний должен  овладеть каждый образованный  человек. Познавать себя не  менее важно, чем познавать  различные стороны окружающей  действительности. Психологические  знания необходимы человеку для  правильной организации его взаимоотношений  с другими людьми, эффективной  организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь  древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».  Практическая потребность  применения психологических знаний  в различных областях человеческой  деятельности вызвала интенсивное  развитие наряду с общей психологией  и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии  искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга  и др. При этом изучение прикладных  отраслей психологии возможно  только на базе общепсихологических  знаний.

         Психологические знания нужны  везде, где возникает необходимость  научной организации труда и  эффективного использования ресурсов  человеческой психики. Психологи  плодотворно работают в школах  и клиниках, на производстве, в  центрах подготовки космонавтов  и управленческих структурах, системе  правоохранения и аналитических  центрах социального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Человек — существо социальное.

        Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир — поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», — глубоко подметил древнег реческий философ Прота гор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.  

         Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать — отражать не только окружающий мир, но и самого себя.     Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть — способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид — существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.  

          Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

 

 

 

3. Предмет психологии.

       Предмет  психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

       На уровне  человека психика приобретает  качественно новый характер в  силу того, что его биологическая  природа преобразуется социокультурными  факторами. С точки зрения современной  науки психика является своеобразным  посредником между субъективным  и объективным, реализует исторически  сложившиеся представления о  сосуществовании внешнего и внутреннего,  телесного и душевного.

        Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Определение предмета любой науки имеет не только методологическое, но и  прикладное (практическое) значение. От того, как формулируется предмет науки, зависит и то, каким образом он исследуется, как интерпретируются результаты исследований и как они используются на практике. Любая наука на деле существует лишь тогда, когда определяет свой специфический предмет, отличая его от более широкого понятия объекта. Объект многоаспектен, например, человек выступает объектом многих наук: антропологии, философии, медицины, психологии и др. Фактически человек как объект изучения неисчерпаем. Предмет – это аспект объекта, на который непосредственно направлено научное исследование. Если объектом психологического исследования является самооценка школьника, то предметом могут стать факторы ее формирования. Понятие объекта и предмета соотносительны и характеризуются во взаимной связи. Особенность психологической науки заключается в том, что в ней как бы сливаются объект и предмет изучения: человек с помощью психики познает окружающий его мир, а затем на этой основе исследует свою собственную психику, влияние на нее внешнего мира.

Информация о работе Объект и предмет психологии. Задачи психологии