Одаренность детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:47, творческая работа

Краткое описание

Целью проекта является изучить проявление одаренности у детей дошкольного возраста и возможные пути ее диагностики.
В процессе исследования были выдвинуты такие задачи:
1. рассмотреть концепции одаренности зарубежных и отечественных исследователей;
2. раскрыть проблему одаренности у детей дошкольного возраста;
3. проанализировать методы диагностики интеллектуальных способностей и одаренности у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

проект ПОКАЗАТЕЛИ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ - полная работа.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

В серии А испытуемый должен дополнить недостающую часть  изображения. Он должен проявить умение дифференцировать элементы и выявлять связи между элементами гештальта, а также дополнять недостающую часть структуры, сличая ее с образцами. В серии В испытуемый должен найти аналогии между парами фигур, дифференцируя их элементы. При выполнении серии С нужно решить задачу, определив принцип изменения фигур по вертикали и горизонтали.

В серии D требуется определить закономерность перестановки фигур основного изображения и составления недостающей фигуры по частям. Серия Е для своего решения требует анализа фигур основного изображения и составления недостающей фигуры по частям.

За каждое правильное решение присваивается 1 балл, подсчитывается число правильных решений в каждой серии и общее число баллов, которые переводятся в стандартный  коэффициент IQ.

Данные, полученные с  помощью прогрессивных матриц Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0,70 до 0,89. Таким образом, стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена являются стандартизированным тестом, позволяющим измерять уровень интеллектуального развития младших школьников.

Для диагностики личностных особенностей может использоваться методика на основе экспертных оценок – «Модифицированная методика диагностики личностных особенностей одаренных детей» (А.И.Савенков, Н.М. Мякишева)21.

Предпосылкой для данной методики явилась теория психосоциального развития одаренного ребенка, разработанная А.И. Савенковым22. В данной теории представлены наиболее выраженные личностные особенности, присущие одаренным детям. Методика, представлена в виде опросника и направленная на выявление следующих личностных особенностей интеллектуально одаренных детей: исследовательская направленность на содержание деятельности; перфекционизм; социальная автономность; социальная компетентность; лидерство; особенности эмоционального развития; адекватный уровень самооценки.

Опросники представляют собой группу психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение ребенка к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.

Личностные особенности детей могут быть диагностированы при помощи методики «Незаконченные предложения»23.

Представляет собой  адаптированный вариант списка незаконченных предложений. Главная особенность проективных методик состоит в том, что они представляют собой относительно неструктурированные задачи, т.е. задачи, допускающие почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того, чтобы фантазия одаренного ребенка могла свободно разыгрываться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые задания (стимулы) обычно расплывчаты и неоднозначны.

Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на который отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т.п.

В основе методики «Незаконченные предложения» лежит хорошо известный список незаконченных предложений Дж.М. Сакса и С. Леви. Методика направлена на диагностику социальной позиции ребенка и самопонимание. Социальную позицию исследуют предложения, направленные на изучение отношения к группе сверстников, родителям, членам семьи и учителям.

Большим преимуществом  данной методики является то, что она  способна изучить самопонимание  одаренного ребенка с помощью предложений, направленных на исследование оценки ребенком своих личностных особенностей, а именно: возможностей, рефлексивной самооценки, а также значимых переживаний.

Тесты творческого мышления Торренса – 12 тестов творческого мышления Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышления, вторая – изобразительное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и как все время подчеркивается в инструкциях, занятиями веселыми. Тесты предназначены для использования в детскому саду и во всех классах школы, хотя до IV класса их нужно предъявлять индивидуально и устно24.

Рисуночный тест на интеллект (French). Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3х до 8 лет. Он состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста25.

Для повышения уровня развития интеллекта дошкольника, на занятиях можно использовать развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, таблицы, схемы, книги. Следует предлагать детям задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п.

Для развития способностей мыслить системно и стратегически обязательно нужно включать в работу такие пособия, как кубики Кооса, развивающие игры Б.П. Никитина, В.Воскобовича, логические блоки Дьенеша.

Стимулируя познавательную активность одаренных дошкольников, помимо вышеперечисленных средств, на занятиях следует внедрять и инновационные методы. Один из которых – использование в работе с детьми персонального компьютера.

Общение с компьютером  вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развиваются важные мыслительные операции, воспитываются усидчивость и интерес к учебной деятельности, развивается мелкая моторика. Для развития разнообразных интересов дошкольников следует вовлекать в интеллектуальные занятия, занятия музыкой, танцами, доступными видами спорта.

Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одаренность очень многогранна. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализированно развивается и одаренность. Одаренность одного ребенка так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности.

Анализ исследований и концепций по проблеме одаренности позволил определить особенности познавательной сферы, психосоциального и эмоционального развития одаренных детей.

Важной особенностью познавательной сферы одаренных детей являются высокие познавательные потребности в связи со стремлением к исследованию окружающего мира. Также для них характерна сверхчувствительность к проблемам, неспособность к корректировке своих идей в сторону целенаправленного отказа от сложившихся стереотипов в пользу общепринятого мнения.

Такие дети отличаются оригинальностью мышления, способностью выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых. Гибкость и продуктивность мышления, его высокий уровень, свидетельствуют об исключительности, характерной для одаренных. Дополнительно к вышеперечисленным особенностям отмечаем высокую концентрацию внимания, выраженную в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели, отличную операционную память, мнемонические способности (классификация, структурирование, систематизация и т.п.).

Среди особенностей психосоциального развития считаем необходимым выделить самоактуализацию, лежащую в основе раскрытия природных способностей и перфекционизм, обеспечивающий максимально высокий уровень достижений. Особенностями эмоциональной сферы ребенка индивида является, прежде всего, повышенная уязвимость, как следствие специфики интеллектуального развития и склонности к самоанализу. Они характеризуются высокой эмпатией по отношению к другим людям, терпимостью, готовностью поделиться своими идеями с окружающими.

Одаренные  – не просто абстрактные носители талантов, а, прежде всего, дети. Именно поэтому необходимо за способностями видеть, прежде всего, ребенка с его достоинствами и недостатками. Такой подход способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей.

Для диагностики детской  одаренности активно используются тестовые методики, среди них –  прогрессивные матрицы Равена, которые  относятся к невербальным тестам интеллекта; интеллектуальная шкала Векслера, предназначенная для выявления уровня развития интеллекта детей от пяти лет и старше; фигурные тесты П. Торренса на творческое мышление детей пяти лет и старше и т.д.

Однако только на основе результатов комплексной диагностики  можно сделать вывод о наличии одарённости у дошкольников.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М., 2004.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Монография. – Самара: Изд. дом «Федоров», 2009. – 416 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008. – 672 с.
  4. Дъяченко О. Особенности развития одаренных детей // Дошкольное воспитание. – 1993, № 10. – С.46-51.
  5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб., 2004.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: 2005.
  7. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.
  8. Леднева С.А. Психологические особенности оценки детской одаренности педагогами: дис. … канд психол. наук. – М., 2003. – 133 с.
  9. Лейтес Н. С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 13 – 19.
  10. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 624 с.
  11. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.
  12. Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. – М., 1992. – 244 с.
  13. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – С. 88 – 97.
  14. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.
  15. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  16. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. – СПб., 2005.
  17. Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф., посвящ. памяти В.Н. Дружинина / Рос. акад. наук, ин-т психологии ; отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 476 с.
  18. Рабочая концепция одаренности [Текст]. – М.: ИЧП «Магистр», 1998. – 68 с.
  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии  – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
  20. Савенков А. Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография / А.И. Савенков, Р.А. Данилина, Е.П. Титков, И.Ю. Троицкая; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 206 с.
  21. Савенков А.И., Травкина Е.М. Экспериментальная оценка основных параметров эмоционального интеллекта дошкольников // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. – М.: Центр «Школьная книга», 2007.
  22. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб., 2002.
  23. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. – СПб.: Союз, 1997.
  24. Щелбанова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – Е. И. Щелбанова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.

1 Рабочая концепция одаренности [Текст]. – М.: ИЧП «Магистр», 1998. – 68 с.

2 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: 2005.

3 Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 624 с.

4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии  – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

5 Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997.

6 Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. – СПб.: Союз, 1997.

7 Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф., посвящ. памяти В.Н. Дружинина / Рос. акад. наук, ин-т психологии ; отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 476 с.

8 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008. – 672 с.

9 Лейтес Н. С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 13 – 19.

10 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Монография. – Самара: Изд. дом «Федоров», 2009. – 416 с.

11 Дъяченко О. Особенности развития одаренных детей // Дошкольное воспитание. – 1993, № 10. – С.46-51.

12 Леднева С.А. Психологические особенности оценки детской одаренности педагогами: дис. … канд психол. наук. – М., 2003. – 133 с.

13 Леднева С.А. Психологические особенности оценки детской одаренности педагогами: дис. … канд психол. наук. – М., 2003. – 133 с.

14 Савенков А. Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография / А.И. Савенков, Р.А. Данилина, Е.П. Титков, И.Ю. Троицкая; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 206 с.

15 Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб., 2004.

16 Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф., посвящ. памяти В.Н. Дружинина / Рос. акад. наук, ин-т психологии ; отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 476 с.

17 Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М.,2005.

18 Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

Информация о работе Одаренность детей дошкольного возраста