Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:28, курсовая работа
Объект исследования данной работы: одаренные дети.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические основы проблемы особенностей воспитания и обучения одаренных детей……………………………………………………….5
1.1. Сущность понятия «одаренность» и «одаренные дети»…………………………………………………………………………….....5
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии……………………………….………………………………………..9
Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей....16
2.1. Роль родителей в воспитании и обучении одаренных детей……...16
2.2. Роль педагога в обучении и воспитании одаренных детей……………………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………....28
Большой вклад в дело воспитания и обучения одарённых детей вносят международные организации и программы: Европейская ассоциация повысшим способностям (European Councilfor High Abilities- ECHA), Международный Форум «Одарённые дети» (Москва), Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, федеральная целевая программа «Одарённые дети» (Россия), программа «Merit» (США), программа «Дети России» и др.
Главная цель Европейской ассоциации по высшим способностям (ECHA) - исследование и поощрение обучения одаренных детей. Изучаются критерии детской одаренности, возможности поощрить развитие талантливых школьников.
Ученые из Европейского комитета по обучению талантливых детей впонятие «одаренный ребенок» вкладывают способность достигать превосходных результатов в интеллектуальной и художественной областях, либо обладание необыкновенными психомоторными и социальными способностями. Судьба одаренного ребёнка может быть попросту драматичной. В обычном классе одаренные дети без особых усилий достигают успеха, затем останавливаются в развитии или продвигаются вперед не так быстро, как могли бы. Нередко учителя не уделяют ему особого внимания, а родители не в состоянии обеспечить нестандартное образование. Выходом из этой ситуации может быть наличие наставника одарённого ребёнка.
Модель наставника талантливых школьников предложили, например, П. Торенс (США), П. Дебраи-Ритзен (Франция). Специфическими качествами такого учителя названы: энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику и спрогнозировать его успех, увлеченность. Как и любой другой учитель, наставник должен обладать гибким профессиональным мышлением, быть открытым для общения, способным пробудить интерес к предмету, уметь защитить своего питомца.
В США выявление и специальное обучение наиболее даровитыхучащихся является ключевой политикой. Согласно программе «Merit»отбирают 35 тыс. одаренных подростков, которым предоставляют различные льготы для продолжения образования (стипендии, гарантии поступления в престижные университеты и др.).
Главным инструментом отбора талантов среди юных американцев служат наборы тестов. К одаренным относят тех, у кого IQ более 115 единиц. К ним относят также тех учащихся, которые, благодаря своим ярковыраженным способностям, «перескакивают» из класса в класс. Выделяютдетей с «творческой жилкой», которые могут и не иметь высокого коэффициента умственного развития, но обладают блестящими способностями в какой-либо деятельности. Умение нестандартно мыслить и действовать становится важным критерием отбора талантливых. Обучают талантливых чаще всего в обычных школах. Для них проводятся занятия по продвинутым программам школы, с альтернативными подтемами. Есть и специальные учебные заведения для талантливых (в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго и др.) организуются специальные летние курсы при университетах. В США интенсивно развиваются исследования по психологии одаренности.
Как отметил на Международном конгрессе президент всемирного совета по одаренности детей Х. Пассов, хотя общество всегда нуждалось в творчески одаренных людях, только в середине ХХ века исследования по психологии талантов развернулись широким фронтом. Этому способствовали два фактора: накопленные в психологии данные о природе таланта, условиях, обеспечивающих его развитие и стремительный рост научных технологий. В 1949 году был организован институт изучения личности при университете Южной Калифорнии. Ряд исследований провели молодые ученые Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Барон, К. Тэйлор и др. Эта группа исследователей заявила о себе тем, что в отличие от обычных традиционных экспериментов, строила свои задачи, исходя из наблюдений за поведением творчески одаренных людей не в лаборатории, а в естественных ситуациях общения, работы и отдыха.
Около десяти лет потребовалось США, чтобы сделать реальной перестройку школы. Этому мешал низкий профессиональный и культурный уровень учителей,отсутствие вариативности программ, позиция многих учителей, считающих,что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Такая позиция учителей имеети объективные предпосылки: учителя отмечают у нестандартных детей демонстративность, упрямство, истеричность, нежелание и неумение следовать образцам. Хотя некоторые психологи считают, что такая оценка является следствием непонимания учителями личности и развития одаренного ребенка.
Так исследования Торренса [32] показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ, что оценивается учителями как упрямство, лень и глупость. Сложность состоит в том, что одаренный ребенок не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми.
Одаренные дети намного быстрее сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации, в подростковом возрасте оказывают сопротивление групповым интересам и ориентации на лидеров. Они более чувствительны к новым ситуациям, что тоже создает трудности в общении. Доводы психологов, качественный скачок в развитии новых технологий и резкое возрастание потребностей общества, в людях обладающих нестандартным мышлением, и многие другие обстоятельства вызвали в США широкую волну общественного движения среди учителей, психологов, школьных администраторов и родителей одаренных детей, которая привела к тому, что к концу 70-х годов не только частные, но и государственные школы стали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение переходит от составления углубленных программ к программам с альтернативными подтемами, типами упражнений и разными стилями текстов. В основу положена разрабатываемая теория функционального доминирования левого и правого полушарий и связанных с этими особенностями предпочтений в восприятии, интеллектуальных операциях и личностном поведении. Популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учителем и учеником и позволяют учителю экономить время, а ученику работать в индивидуальном темпе.
В начале 80-х прошлого века был осуществлён крупный международный проект,включавший исследователей семи стран, по развитию возможностейвысокоодарённых детей прогнозировать будущее, проигрывать ситуации риска и возможностей выхода из таких ситуаций. В США были созданы спецкурсы по обучению лидерству одарённых подростков. Они проигрывают в группах такие ситуации как выборы социальных лидеров, эвакуация людей в районах стихийных бедствий, решение конфликтных ситуаций. Разрабатываются специальные учебные программы, в рамках которых ученики могут продвигаться более свободно, чем в обычной программе. Вводится шкала свободного продвижения ребёнка в зависимости от его успехов и реальных возможностей внутри разновозрастной группы.
Для координации и поддержки
исследований и поддержки одаренным
детям в 1975 году был образован
Всемирный Совет «Одаренные и
талантливые дети». Его первый конгресс
состоялся в Лондоне в 1975 году.
В последнее десятилетие
Созданный и действующий в Великобритании центр исследований одаренных детей позволил создать Ассоциацию содействия одаренным детям, растет число школ, где для одаренных учащихся создают специальные отделения и потоки с курсами интенсивного, расширенного и обогащенного обучения. Английские педагоги накопили немалый опыт по диагностическому тестированию, методикам обучения одаренных детей, подготовке учителей [16, 17].
В Германии, в Гамбурге с середины 80-х годов действует особая служба консультаций по специальному обучению наиболее способных учащихся. В то же время во Франции в то же время в некоторых начальных учебных заведениях появились классы для одаренных учащихся. В Японии долгое время отношение к проблеме одаренных детей было сравнительно сдержанное. Страна традиционно ориентирована на коллективную деятельность. Вызовом традиционному скепсису явилась частная начальная школа в Токио.
Интересен опыт созданного
в Израиле 30 лет назад Института
развития наук и искусств для детей
и юношества, который работает с
более чем 35 тысячами детей от 5 до
15 лет из различных слоев общества.
Дети, родители и учителя получают
советы, как развивать одаренность
и как справляться с
Как гражданка мира Эрика Ландау видит в одаренных детях «креативный потенциал для решения проблем человечества, предпосылку создать для будущих поколений окружающий мир, в котором они смогут жить и созидать» [11].
Как воспитатель она обращает внимание на «индивидуальные различия, которые становятся особенно явными в курсах креативного мышления. Я вновь и вновь убеждаюсь, как важно помогать одаренным детям, чтобы они могли развиваться в соответствии со своими способностями».
Как терапевт, имеющий дело со взрослыми Эрика Ландау у многих пациентах находит «источник их душевных проблем в неразвившейся одаренности, которая в детстве была подавлена» [11].
Эксперименты, проводимые во многих странах мира, убедительно показывают насколько сложно и хлопотно перестраивать систему обучения, изменять отношение учителей к «нестандартным детям». Выявляются механизмы, блокирующие талант ребенка, заставляющие его маскировать свои возможности. Зарубежный опыт развития одарённости выявил определённые тенденции. Но ключевой из них является необходимая радикальная перестройка всей системы обучения.
Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей
2.1. Роль родителей
в проблеме воспитания и
Одаренный ребёнок в семье это не только большая радость, но и большая ответственность. Нередко уже в 2-4 года маленький вундеркинд опережает своих сверстников в развитии, легко запоминает интересные факты, услышанные из книг или в средствах массовой информации, обладает ярко выраженными способностями в математике, музыке, проявляет огромный интерес к окружающему миру [10].
Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними способностями. Хотя, вполне естественно думать, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню развития, не будет встречать трудностей в учебе, и ему уготовано более счастливое детство, а в последующем и сокрушительный успех во взрослой жизни. В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, зачастую принимающие характер настоящей драмы в ходе возрастного развития.
Многие родители считают,
что основное воспитание
Науке известны два типа одарённых детей: альтруистический и эгоцентрический, которые по своей сути представляют собой как бы два разнонаправленных вектора: один вектор идет в сторону человека (эгоцентрик), а другой – от него (альтруист) [10]. Образно говоря, альтруисты – это дети с высоким уровнем духовности и свои «таланты и дары» они направляют во благо других, стараются быть полезными обществу. Например, дети с высокими интеллектуальными способностями принимают активное участие в научных конференциях, олимпиадах, викторинах, культурных и спортивных мероприятиях, тем самым защищая интересы и честь своей школы. Им нравятся сложные игры, требующие смекалки, гибкости ума, проявления логических способностей.
Дети с эгоистическими
наклонностями более
1. Правильное и адекватное распознание одаренности: многие родители хотят надеяться, что их дети являются в какой-то степени одаренными. Ребенок может быть одаренным, если он способен завершить работу намного быстрее, чем его сверстники. Он может быть также способен читать и понимать вещи, которые не соответствуют его возрасту;
2. Диагностика и консультация психолога путем личной беседы и возможного тестирования на выявление характера и степени одаренности;
3. Безоговорочная любовь со стороны родителей и близких к нему людей, в том числе и демонстрация благодарности и похвалы за определенные достижения;
4. Знание реальности: ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того, как взрослеют, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят;
5. Разносторонность образования и воспитания. Одаренным детям может запросто надоедать то, что они с легкостью познали. Поэтому родителям необходимо стараться вовлечь в рассмотрение одаренным ребенком большого количества тем и интересов;
6. Рациональная организация
деятельности ребенка с