Одаренные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования данной работы: одаренные дети.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические основы проблемы особенностей воспитания и обучения одаренных детей……………………………………………………….5
1.1. Сущность понятия «одаренность» и «одаренные дети»…………………………………………………………………………….....5
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии……………………………….………………………………………..9
Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей....16
2.1. Роль родителей в воспитании и обучении одаренных детей……...16
2.2. Роль педагога в обучении и воспитании одаренных детей……………………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………....28

Вложенные файлы: 1 файл

._курсовик (2) - копия.docx

— 68.62 Кб (Скачать файл)

В зарубежной психолого-педагогической науке проблема воспитания и обучения одаренных детей рассматривается  в трудах Дж. Гилфорд, Э. ДеБоно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Большое количество практических рекомендаций по развитию одаренности у детей разного возраста разработано сотрудниками международных и национальных научно-исследовательских организаций, например, Европейская ассоциация по высшим способностям (EuropeanCouncilforHighAbilities- ECHA), Международный Форум «Одарённые дети» (Москва), Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, федеральная целевая программа «Одарённые дети» (Россия), программа «Merit» (США), программа «Дети России».

Для успешного обучения и  воспитания одаренных детей требуется  активность и работа как родителей, так и педагогов. При воспитании и обучении одаренного ребенка родители должны руководствоваться следующими основными принципами:

1. Правильное и адекватное  распознание одаренности;

2. Диагностика и консультация  психолога путем личной беседы  и возможного тестирования на  выявление характера и степени  одаренности;

3. Безоговорочная любовь со стороны родителей и близких к нему людей;

4. Знание реальности: ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально;

5. Разносторонность образования и воспитания;

6. Рациональная организация  деятельности ребенка с чередованием времени работы и отдыха.

Педагоги при работе с  одаренными детьми должны руководствоваться  определенными рекомендациями, из которых  основными являются:

  • Изучайте индивидуальные особенностей личности и поведения одарённого ребёнка;
  • Формирование учителем адекватной способностям одаренного ребенка самооценки;
  • Упор в обучение на совершенствование системы развития способностей, а не запаса знаний; применение определенной методики обучения;
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, организация самостоятельной и кружковой работы с одаренными детьми;

В заключении необходимо напомнить, что работа педагога и родителей  с одаренными детьми – это сложный  и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от взрослых личностного  роста, хороших, постоянно обновляемых  знаний в области психологии одаренных  и их обучения, а также тесного  сотрудничества с психологами, другими  учителями, администрацией.

 

 

Список литературы

  1. Богачев Н.Ф. Русские афоризмы. Афоризмы про воспитание: http://www.aphorismos.ru/education/. 19.03.2012
  2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.– М.: Школа-Пресс, 1995. - 448с.
  3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991. 80с.
  4. Даль В.И. Токовый словарь живого великорусского языка – Том 1-4. – М.: Русский язык, 1989 – 1990. – 2717с.
  5. Запорожец А. В. Ленинская теория познания и проблемы обучения и умственного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №4. – М., 1970. - С. 28-36.
  6. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - №4. – М., 1972.-С. 37-47.
  7. КондратьеваТ. И.: http://school2.mogilev.by/index.php?option=com_ content&view=article&id=13&Itemid=11. 19.03.2012
  8. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -№ 3. М., 2004. - С. 54-59.
  9. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512с.
  10. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться // Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997.-137с.
  11. Ландау Э. Одаренность требует мужества / Э. Ландау. - М.:ACADEMA, 2002. – 143с.
  12. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева М.: Начальная школа, 2003. – 825с.
  13. Лейтес Н.С. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Доклад.- Москва.- 2003.- С. 3-4.
  14. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии.- 2003.- № 4.- С. 16-17.
  15. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М, 1993. – 128с.
  16. Матюшкин А.М. Одарённый ребёнок глазами воспитателей и родителей: выявление и поощрение творческих детей // Одаренный ребенок: Научно-практический журнал. - №6. – М., 2007. - С.8-16.
  17. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -  М., 1972. - 208с.
  18. Матюшкин A.M., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных. //Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». - М.,1991. - С. 202-203.
  19. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. - № 5. – М., 1994. – С. 86-95.
  20. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие/ Под. Ред. А.М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192с.
  21. Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми // Педагогика.- 2004.- № 2. - С. 99-101.
  22. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.
  23. Поддьяков Н. Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду // Умственное воспитание дошкольников. - М., 1972, С. 5-52.
  24. Поддьяков Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действии: Автореф. канд. дис. М., 1960, - 22с.
  25. Психологический словарь.- Лейпциг, 1981.- 356с.
  26. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией   Н.С. Лейтеса, М., 1996. – 416с.
  27. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М.: Педагогическое общество России, 1999 – 220с.
  28. Сартан Г.Н.Воспитание одаренных детей в семье:http://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/vospitanie-odaryonnyx-detej-v-seme/. . 19.03.2012
  29. Словарь иностранных слов - М.: «Русский язык», 1980. –702 с.
  30. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов.— М.: Мысль, 2003.— 863с.
  31. С.С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М., 1996. – 160с.
  32. Торренс П. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов./Е.И.Щебланова, И.С.Аверина. М.,1995.– 48с.
  33. Философский энциклопедический словарь / Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. — М.: Инфра-М, 1997. — 576с.
  34. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977 – 420 с.
  35. Юркевич, В.С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. – 136с.

 


Информация о работе Одаренные дети