В зарубежной психолого-педагогической
науке проблема воспитания и обучения
одаренных детей рассматривается
в трудах Дж. Гилфорд, Э. ДеБоно, Дж. Галлаир,
Дж. Рензулли, П. Торренс. Большое количество
практических рекомендаций по развитию
одаренности у детей разного возраста
разработано сотрудниками международных
и национальных научно-исследовательских
организаций, например, Европейская ассоциация
по высшим способностям (EuropeanCouncilforHighAbilities-
ECHA), Международный Форум «Одарённые дети»
(Москва), Всемирный совет по одарённым
и талантливым детям, федеральная целевая
программа «Одарённые дети» (Россия), программа
«Merit» (США), программа «Дети России».
Для успешного обучения и
воспитания одаренных детей требуется
активность и работа как родителей,
так и педагогов. При воспитании
и обучении одаренного ребенка родители
должны руководствоваться следующими
основными принципами:
1. Правильное и адекватное
распознание одаренности;
2. Диагностика и консультация
психолога путем личной беседы
и возможного тестирования на
выявление характера и степени
одаренности;
3. Безоговорочная любовь со
стороны родителей и близких к нему людей;
4. Знание реальности: ребенок
должен знать, что не всегда все может
быть идеально;
5. Разносторонность образования
и воспитания;
6. Рациональная организация
деятельности ребенка с чередованием
времени работы и отдыха.
Педагоги при работе с
одаренными детьми должны руководствоваться
определенными рекомендациями, из которых
основными являются:
- Изучайте индивидуальные особенностей личности и поведения одарённого ребёнка;
- Формирование учителем адекватной способностям одаренного ребенка самооценки;
- Упор в обучение на совершенствование системы развития способностей, а не запаса знаний; применение определенной методики обучения;
- Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, организация самостоятельной и кружковой работы с одаренными детьми;
В заключении необходимо напомнить,
что работа педагога и родителей
с одаренными детьми – это сложный
и никогда не прекращающийся процесс.
Он требует от взрослых личностного
роста, хороших, постоянно обновляемых
знаний в области психологии одаренных
и их обучения, а также тесного
сотрудничества с психологами, другими
учителями, администрацией.
Список литературы
- Богачев Н.Ф. Русские афоризмы. Афоризмы про воспитание: http://www.aphorismos.ru/education/. 19.03.2012
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.– М.: Школа-Пресс, 1995. - 448с.
- Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991. 80с.
- Даль В.И. Токовый словарь живого великорусского языка – Том 1-4. – М.: Русский язык, 1989 – 1990. – 2717с.
- Запорожец А. В. Ленинская теория познания и проблемы обучения и умственного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №4. – М., 1970. - С. 28-36.
- Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - №4. – М., 1972.-С. 37-47.
- КондратьеваТ. И.: http://school2.mogilev.by/index.php?option=com_ content&view=article&id=13&Itemid=11. 19.03.2012
- Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -№ 3. М., 2004. - С. 54-59.
- Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512с.
- Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться // Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997.-137с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества / Э. Ландау. - М.:ACADEMA, 2002. – 143с.
- Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева М.: Начальная школа, 2003. – 825с.
- Лейтес Н.С. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Доклад.- Москва.- 2003.- С. 3-4.
- Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии.- 2003.- № 4.- С. 16-17.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М, 1993. – 128с.
- Матюшкин А.М. Одарённый ребёнок глазами воспитателей и родителей: выявление и поощрение творческих детей // Одаренный ребенок: Научно-практический журнал. - №6. – М., 2007. - С.8-16.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 208с.
- Матюшкин A.M., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных. //Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». - М.,1991. - С. 202-203.
- Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. - № 5. – М., 1994. – С. 86-95.
- Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие/ Под. Ред. А.М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192с.
- Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми // Педагогика.- 2004.- № 2. - С. 99-101.
- Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.
- Поддьяков Н. Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду // Умственное воспитание дошкольников. - М., 1972, С. 5-52.
- Поддьяков Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действии: Автореф. канд. дис. М., 1960, - 22с.
- Психологический словарь.- Лейпциг, 1981.- 356с.
- «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996. – 416с.
- Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М.: Педагогическое общество России, 1999 – 220с.
- Сартан Г.Н.Воспитание одаренных детей в семье:http://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/vospitanie-odaryonnyx-detej-v-seme/. . 19.03.2012
- Словарь иностранных слов - М.: «Русский язык», 1980. –702 с.
- Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов.— М.: Мысль, 2003.— 863с.
- С.С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М., 1996. – 160с.
- Торренс П. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов./Е.И.Щебланова, И.С.Аверина. М.,1995.– 48с.
- Философский энциклопедический словарь / Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. — М.: Инфра-М, 1997. — 576с.
- Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977 – 420 с.
- Юркевич, В.С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. – 136с.