Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и оптимизация социальных навыков сирот дошкольного возраста.
Объектом исследования являются социальные навыки дошкольников.
Предмет исследования – особенности социальных навыков у сирот дошкольного возраста и их оптимизация
Задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблемам сиротства в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема социального сиротства и ранней социализации детей в междисциплинарных научных исследованиях…………………………………5
Глава 2. Описание программы по ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста …………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ..docx

— 114.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ программы по ранней социализации детей-сирот   

                        дошкольного возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида № 72

Данная программа разработана для детских домов, где воспитываются дети с сенсорными нарушениями (зрительная патология в сочетании с различными психическими отклонениями).

Ранняя социализация детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни и, в частности, в процессе школьного обучения.

В дошкольном отделении в этом учебном году с сентября месяца была скомплектована только одна группа – разновозрастная.  

В нее входили: 2 детей 7 лет, 3 детей 6 лет, 3 детей 5 лет, 2 детей 4 лет.  Всего 10 детей.  Все дети были направлены в школу-интернат Департаментом образования города Москвы в соответствии с их состоянием (F – 84,8). У всех воспитанников отмечается общее недоразвитие речи: ОНР I уровня – нет, ОНР II -  уровня – 5 детей, ОНР II - III  уровня – 2  детей, ОНР  - III –9  детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Состав групп  неоднороден по количеству времени обучения. Выбыли из  дошкольного отделения 2 детей: в начале сентября в ЦО №1862  1 ребенок, в конце года  в детский дом №18 – 1 ребенок.

В течение года в дошкольное отделение поступило 8 детей: - 2 детей  из социального  приюта Южный Братеево, - 2 ребенка - из санаторного детского дома №48;  - 1 ребенок  из дома ребенка №14, - 1 ребенок из ЦО №1862. - 2 ребенка из соц.приюта для детей и подростков ЮАО.

2.  Материально-технические  условия работы дошкольного отделения.        Дошкольное отделение занимает  небольшое отдельное помещение  на первом этаже корпуса начальной  школы. Администрацией созданы необходимее  научно-технические условия для  успешной работы: три групповые  комнаты, методический и логопедический  кабинет, музыкальный и физкультурный  зал, сенсорная комната.

Групповые комнаты.

Для обеспечения полноценного развития и эмоционального благополучия детей в групповых комнатах были  созданы  все  необходимые  условия  для разных видов детской деятельности, а  так  же  индивидуальной. В  течение учебного года весь игровой и дидактический материал  пополняется,  тем самым создает основу для выбора и развития разнообразных детских интересов. Группы  хорошо оснащены игровым материалом, оборудованы природные уголки.  В каждой группе имеется телевизор и видеомагнитофон для просмотра детских передач и мультфильмов. Созданы условия для организации свободного времени ребенка в течение дня, которое он может использовать  по своему  усмотрению – заняться любимым делом или отдохнуть.

Музыкальный зал.

  Для создания эмоционального  благополучия и комфортного пребывания  детей в детском саду  оборудован  музыкальный зал, в котором с  детьми проводятся   музыкальные  занятия, ритмика, праздники, досуги, развлечения, утренники, индивидуальная работа, отмечаются дни рождения,  а  также дети занимаются  театрализованной  деятельностью. Музыкальный зал  эстетически оформлен и оборудован  необходимым материалом для проведения  музыкальных занятий. Имеется музыкальный  центр, телевизор,  DWD, караоке, кассетный магнитофон, набор кассет с детскими произведениями.

Физкультурный зал. 

 С Цель укрепления  и охраны  здоровья детей, обеспечение  совершенствования функций детского  организма и  полноценного  физического  развития,  оборудован физкультурный  зал, который оснащен спортивным  инвентарем, необходимыми пособиями. В физкультурном зале проводятся    физкультурные занятия, оздоровительные  мероприятия, коррекционная и  индивидуальная  работа, спортивные праздники, досуги, развлечения.

Методический кабинет. 

 В д/о функционирует методический кабинет, в котором много наглядных пособий, методической и справочной литературы, дидактических игр, есть подборка журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», художественной литературы для детей,  видеофильмов, мультфильмов, картотека,  т.е.  все необходимое для подготовки  педагогов к занятиям. В методическом кабинете проводится работа с воспитателями: консультации, беседы, методические объединения, педсоветы, выставки. По результатам смотра учебных  кабинетов школ Южного Административного Округа в 2009-2010  году методический кабинет дошкольного отделения  сохранил за собой  статус кабинета-лаборатории округа.

Логопедический кабинет.

В дошкольном отделении функционирует    логопедический кабинет, в котором подобрано много различных пособий, раздаточного, наглядного, демонстрационного и дидактического материала для проведения занятий и индивидуальной работы с детьми по исправлению дефектов речи.

 

Сенсорная комната.

Учитывая, что дети-сироты имеют специфические особенности развития, администрацией в  этом учебном году была открыта для работы с детьми  сенсорная комната. В этой комнате на протяжении всего учебного года проводилась работа,  направленная на  развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), развитие органов чувств, вестибулярного аппарата, коррекцию личностных особенностей, развитие положительных эмоционально-моторных реакций ребенка, на освоение и совершенствование двигательных навыков, релаксация.

 Игровое и релаксационное  оборудование способствовало развитию  мышления ребенка путем стимуляции  его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благоприятно  влияло на психическое и физическое  здоровье, как основу психоэмоциональной  реабилитации детей, и на формирование  саморегуляции поведения.

На территории школы-интерната  имеется игровая детская площадка для дошкольников. Она оборудована верандами, качелями, скамейками, песочницами. На площадке воспитатели проводили наблюдения, занятия, индивидуальную работу, трудовую деятельность и т.д.  Инструктор по физической культуре организовывал  спортивные, подвижные игры, досуги, спортивные праздники. Находящиеся на ней фруктовые и разные лиственные деревья интересны были для организации наблюдения в разные времена года.  

Деятельность дошкольного отделения, как и всей школы-интерната, была направлена на реализацию задач,  поставленных перед образованием города Москвы городской и окружной программами «Столичное образование-5», образовательной программой дошкольного отделения и планом работы школы-интерната на 2010-2011 учебный год.   

  Педагогический  процесс  дошкольного отделения строился  соответственно годовому  плану  работы  на  2010 – 2011  учебный  год. 

Перед  педагогическим коллективом  ставились  следующие  задачи:

1. Обогащение жизненного  опыта, развитие потенциальных возможностей, способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков через  использование в педагогическом  процессе многообразие детских  игр.

     2. Воспитывать  у дошкольников вежливое отношение  к взрослым и сверстникам, культуру  поведения    в соответствии  с общепринятыми  правилами через  организацию разных видов детской  деятельности.   Для  решения  первой  задачи  мы  выделили  следующие  направления: 

1. Использование многообразие  детских игр развивающего характера  в воспитании и обучении  с  целью обогащения  знаний и  представлений дошкольников  об  окружающем  мире.  

2.  Закрепление  полученных  знаний, умений и навыков через  игровую деятельность  на занятиях  и в повседневной жизни. 

3. Использование знаний, умений и навыков   об окружающей действительности   в различных   видах  детской  деятельности.

  4. Развитие коммуникативных  навыков через организацию игровой деятельности.

  Все  эти направления  реализовались  в  учебной, игровой, трудовой,  бытовой  деятельности  детей. Но ведущим средством  формирования    способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков были  сюжетно-ролевые, театрализованные, настольные  игры.

  В группе   был  оформлен  уголок «Мир вокруг  нас», в который входили  настольные  игры разной тематики.        Также было выделено место  для  организации театрализованной  деятельности детей. В это уголок  входили: настольный театр, пальчиковый, кукольный театр, некоторые атрибуты костюмов сказочных героев.

 Этот материал и  игры успешно использовали воспитатели  на занятиях, а дети - в свободное  вечернее время.

  С целью  эффективности  работы по  развитию игровой  деятельности были проведены  семинары – практикумы  для  воспитателей на тему: «Нужно  учить детей играть», «Обучение  педагогов организации и проведению  театрализованных игр».  На этих  семинарах  старшим воспитателем  были даны  советы  и  рекомендации  педагогам  по  организации театрализованной  игровой деятельности с детьми  дошкольного возраста, использованию  в воспитательно-образовательной  работе дидактических, настольно-печатных  игр для расширения детского  кругозора, ознакомлению с окружающим  миром.

  Для воспитателей  в методическом кабинете были  организованы выставки,  подобрана  методическая литература  по  этому направлению. Проведены  консультации: «Игрушка – основа детского  познания мира», «Роль воспитателя  в овладении детьми дошкольного  возраста с ЗПР игровыми навыками», «Использование дидактических игр  в нравственном и эстетическом  воспитании детей дошкольного  возраста», «Использование детских  песенок, стихов при организации  коллективных игр для наилучшего  сплочения детского коллектива»  и другие.

Был проведен педсовет: «Игра как приоритетное средство развития дошкольника с ЗПР». На нем  выступала зам. директора по УВР Прохорова Л.В.,  которая рассказала о «Требованиях к педагогам в развитии игровой деятельности»;   поделилась опытом работы  воспитатель Абушарифова С.А. - «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность старших дошкольников»; о «Развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР» рассказала  воспитатель Халия Н.Н.; Романова Е.М. рассказала о «Характере взаимодействия педагога с детьми в игровой деятельности»; старший воспитатель дала рекомендации   о подборе игр для каждой возрастной группы по разным видам детской деятельности.

 На протяжении всего учебного года воспитатели делились  друг с другом опытом работы по этому направлению, т.е. проводились внутри дошкольного отделения открытые занятия: дефектолог Солдаткина О.В. -  «Использование игровых приемов при ознакомлении с окружающим миром», «Использование коррекционно-развивающих игр на занятиях по РЭМП»; Романова Е.М. – использование дидактических игр на занятиях по конструированию»; Халия Н.Н. – социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру; музыкальный руководитель Матвеева Н.Г.  показала занятие «Московская золотая осень» (театрально-игровая деятельность) и другие.

   Для самообразования  воспитателей была приобретена  методическая литература: «Игра  и ее педагогическое значение»  Жуковская Р.И., «Разбуди в ребенке  волшебника» Кравцова Е.Е., «Игра  дошкольника» Л.С. Новоселова. Материал  и  рекомендации этих  пособий  были  изучены  и  использованы  в воспитательно-образовательной работе.

Для  решения второй поставленной  задачи: «Воспитывать у дошкольников вежливое отношение к взрослым и сверстникам, культуру поведения    в соответствии с общепринятыми правилами через организацию разных видов детской деятельности»  мы  выделили  следующие  направления:

  1. Создание предметно-развивающей  среды способствующей воспитанию  у дошкольников культуры поведения.

2. Использовать игровую  деятельность как средство воспитания  культуру поведения,  взаимоотношений  между взрослым и сверстниками.

3. Разработать конспекты  занятий по воспитанию культуры  поведения у дошкольников в  процессе игры.

4. Чтение художественной  литературы, в которой показаны  взаимоотношения между детьми, их  поведение в различных ситуациях. 

5. Подобрка и систематизация практического  материала  по воспитанию у дошкольников культуры поведения и дружеских  взаимоотношений между ними.

 Известно, что через  игру  дети  познают  окружающий  мир, учатся договариваться, вместе  играть, соблюдая правила игры. Поэтому  в игровой групповой  уголок  воспитатели  поместили дидактические  и развивающие игры, в которые  дети играют в свободное от  занятий время: «Пазлы», конструкторы «Лего», «Старинный терем», мелкий строитель, дидактические игры  разной направленности» «Узнай и назови», «Цветы», «Профессии», «В зоопарке» и другие.

    Для улучшения  воспитательно-образовательной работы  с детьми по этому направлению  был проведен семинар на  тему: «О культуре поведения и этике  детей дошкольного возраста», практикум  «Как бы ты поступил?»; консультации  на темы: «Формирование личности  ребенка в процессе игровой  деятельности», «Формирование у  дошкольников представлений о  правилах поведения», «Воспитание  культуры поведения через устное  народное творчество», «Формирование  нравственного здоровья дошкольника  и другие. 

Информация о работе Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста