Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и оптимизация социальных навыков сирот дошкольного возраста.
Объектом исследования являются социальные навыки дошкольников.
Предмет исследования – особенности социальных навыков у сирот дошкольного возраста и их оптимизация
Задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблемам сиротства в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема социального сиротства и ранней социализации детей в междисциплинарных научных исследованиях…………………………………5
Глава 2. Описание программы по ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста …………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ..docx

— 114.94 Кб (Скачать файл)

22. Мажар Н.Е. Гуманистическая парадигма профессиональной подготовки специалистов // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск: СГУ, 1996. - С. 57-60.

23. Лазарева В. Индивидуальная карта воспитанника детского дома или школы-интерната/ В. Лазарева // Директор школы.-2006.-№8.-С.80-85.

24. Митяев Л. Л. О воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Педагогическое наследие A.C. Макаренко и современные проблемы модернизации образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 90-93.

25. Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Н.П. Иванова. М.: АПО, 1996. -С.29-39.

 

 

Приложение

Профессиональная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского дома  включает в себя семь основных этапов: составление диагностического анамнеза, работа с методической литературой, проведение первичной диагностики, ознакомление с основными правилами безопасности жизнедеятельности, проведение вторичной диагностики, реализация основного этапа, проведение заключительной диагностики.

I этап – составление диагностического анамнеза, включающего в себя диагностику детей, изучение их диагнозов и особенностей психофизического развития. В результате большая часть группы – это дети с отсутствием социального опыта (70%). Это связано с тем, что с рождения они находились в социальных учреждениях закрытого типа. Соответственно, полноценное развитие ребенка является полностью нарушенным и требует особого внимания в работе с данной категорией детей.

Первая группа детей (20%) относится к зоне наименьшего риска по отношению к остальным воспитанникам, но не предполагает меньшего внимания со стороны воспитателей и педагогов-специалистов.

Третья группа детей (10%) – самая немногочисленная, но требует пристального внимания, неспосредственного взаимодействия с педагогами-специалистами и точного выполнениями их рекомендаций.

II этап – работа с методической литературой включает в себя изучение:

- нормативно-правовых документов  федерального, регионального и местного  уровней;

- методических разработок  программ и проектов по основам  безопасности жизнедеятельности;

- современных принципов  обучения и современных образовательных  технологий (развивающее обучение, проблемное, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии).

Результатом деятельности II этапа стала разработанная диагностика «Что может быть опасно для тебя?» с целью определения уровень знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности.

III этап – проведение первичной диагностики, включающей в себя разработанный материал. Ребенку предлагался набор предметов (свеча, машина, светофор и т.д.), из которых нужно было выбрать предметы, представляющие опасность. По результатам деятельности можно сделать вывод о том, что у воспитанников отсутствует чувство настороженности по отношению к незнакомым людям. Дети полностью доверяют всем окружающим, называют их «мамой», легко вступают в контакт с любым человеком, пришедшим в детский дом или стоящего за забором.

Используя данные первичной диагностики и общую характеристику группы, рекомендации педагога-психолога были определены проблемные моменты:

- отсутствие у детей  настороженности по отношению  к чужим (незнакомым) людям;

- отсутствие страха по  отношению к опасным предметам (зажигалки, спички, острые предметы  и т.д.);

- незнание элементарных  основ безопасности жизнедеятельности.

Решение задач, направленных на устранение проблемных моментов, а именно:

1.Научить воспитанников  бдительности и дисциплинированности  по отношению к чужим людям;

2.Научить воспитанников  осторожности в обращении с  опасными предметами и явлениями;

3.Познакомить воспитанников  с элементарными основами безопасности  жизнедеятельности,

IV этап – ознакомление с основными правилами безопасности жизнедеятельности.

1. С целью научения  воспитанников бдительности и  дисциплинированности по отношению  к чужим людям, были проведены  циклы занятий «Ребенок и другие  люди» и «Один дома».

Дополнительно в работе  использовались методы сказкотерапии, которые, учитывая ограниченные возможности здоровья воспитанников, способствует более качественному усвоению материала. Ярким примером являются такие сказки, как «Лиса и заяц», «Три поросенка», «Красная шапочка».

2. С целью научения  воспитанников осторожности в  обращении с опасными предметами  и явлениями были проведены  мероприятия, направленные на сплочение  и внутреннюю организацию детского  коллектива.

В процессе формирования чувство принадлежности к коллективу отдельное внимание было уделено нравственным аспектам воспитания, таким как «чувство прекрасного» (например, выращивание цветов), «чувство толерантности» (по отношению друг к другу), «чувство бережного отношения к природе».

3. С целью ознакомления  воспитанников с элементарными  основами безопасности жизнедеятельности  в течение года проводились:

- работа по изучению  правил дорожного движения;

- тематические экскурсии, на которых дети узнали такие  понятия, как «улица», «перекресток», «переход», «тротуар», «светофор и  его работа»;

- ознакомление с разными  видами транспорта;

- сюжетно-ролевые игры  «Поедем на автобусе», «Экскурсия  по городу» и т. д.;

- ознакомление с правилами  поведения в общественном транспорте.

Совместно с сотрудниками МЧС велась работа по ознакомлению детей с пожарной безопасностью как во время учебного процесса, так и в период летней оздоровительной кампании.

В целом, в среднем возрасте дети нашей группы начали получать основы правильного поведения, учиться оценивать ситуацию, стремиться быть в безопасности.

V этап – проведение вторичной диагностики. Повышению процентного соотношения детей с высоким уровнем знаний основ безопаности жизнедеятельности (с 20% до 40%) способствовали спланированные и проведенные мероприятия. Это может говорить о том, что несмотря на небольшой социальный опыт при условии регулярной и систематической работы психофизическое состояние ребенка позволяет воспринимать и усваивать учебный материал.

Положительную динамику можно наблюдать в следующих ситуациях: дети начали задавать вопрос «Это опасно?», предостерегать друг друга от опасных действий, стали более осмотрительными. В пезультате воспитанники смогли самостоятельно организовать игру по правилам дорожного движения, ответить на такие вопросы, как «Где они проживают?», «Как их зовут?», «Как зовут воспитателей?».

Снижению процентного соотношения детей с низким уровнем знаний основ безопасности жизнедеятельности (с 30% до 20%) также способствовала планомерно организованная работа, но ограниченный возможности здоровья воспитанников заставляют еще более детально продумывать свою профессиональную деятельность.

В целом результаты вторичной диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике в развитии воспитанников по основным вопросам безопасности жизнедеятельности.

VI этап – реализация основного этапа. Результаты вторичной диагностики позволили увидеть положительную динамику и скорректировать план дельнейшей профессиональной деятельности посредством включения в коррекционно-образовательную программу детского дома блока по основам безопасности жизнедеятельности, адаптированного для детей с ограниченными возможностями здоровья

VII этап – заключительный. В связи с тем, что с воспитанниками детского дома проводилась целенаправленная и систематическая работа, способствующая развитию психических процессов и расширению их кругозора, в результате моей профессиональной деятельности мы имеем следующие показатели:

- 60% детей самостоятельны, адекватны, могут объяснить ситуацию, сделать правильный выбор.

- 30% детей менее самостоятельны и нуждаются в подсказках взрослых, остаются ведомыми.

- 10% детей полностью зависимы от взрослых.

Для того, чтобы наглядно проследить результаты профессиональной деятельности была составлена сравнительная характеристика диагностических показателей (рис. 1).

Рис.1. Сравнительная характеристика диагностических показателей

Таким образом, в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные и количественные изменения, показателей уровня воспитанности безопасного поведения дошкольников. В результате уже в старшем возрасте воспитанники смогли самостоятельно использовать в игре дорожные знаки и сигналы светофора; после прочтения художественного произведения объяснить, какой герой был в опасности; вести себя адекватно в присутствии «чужих» людей и за территорией детского дома. Активное участие воспитанников в мероприятиях, направленных на изучение основных правил безопасности жизнедеятельности, способствовало доступному усвоению материала.

 

 

 

 

 

 

 

Исходный уровень социальной адаптации детей 

 

 
Симптомокомплексы

 
Экспериментальная группа (серьезные нарушения)

 
Контрольная группа 
 
(серьезные нарушения)

 
кол-во

 
%

 
кол-во

 
%

 
Недоверие к новым людям

 
16

 
80%

 
15

 
75%

 
Депрессия

 
13

 
65%

 
13

 
65%

 
Уход в себя

 
11

 
55%

 
12

 
60%

 
Тревожность по отношению к взрослым

 
20

 
100%

 
19

 
95%

 
Враждебность по отношению к взрослым

 
15

 
75%

 
16

 
80%

 
Тревога по отношению к детям

 
15

 
75%

 
14

 
70%

 
Ассоциальность

 
13

 
65%

 
10

 
50%

 
Враждебность к детям

 
17

 
85%

 
17

 
85%

 
Неугомонность

 
5

 
25%

 
6

 
30%

 
Эмоциональное напряжение

 
12

 
60%

 
10

 
50%

 
Невротические симптомы

 
8

 
40%

 
9

 
45%

 
Неблагоприятные условия среды

 
5

 
25%

 
5

 
25%

 
Сексуальное развитие

 
2

 
10%

 
2

 
10%

 
Умственная отсталость

 
3

 
15%

 
1

 
5%

 
Болезни и органические нарушения

 
5

 
25%

 
6

 
30%

 
Физические дефекты

 
3

 
15%

 
4

 
20%:


 

Уровень социальной адаптации детей после проведения эксперимента

 

 
Симптомокомплексы

 
До эксперимента

 
После эксперимента

 
ЭГ (серьезные нарушения)

 
КГ 
 
(серьезные нарушения)

 
ЭГ (серьезные нарушения)

 
КГ 
 
(серьезные нарушения)

 
Недоверие к новым людям

 
80%

 
75%

 
30%

 
75%

 
Депрессия

 
65%

 
65%

 
45%

 
60%

 
Уход в себя

 
55%

 
60%

 
45%

 
60%

 
Тревожность по отношению к взрослым

 
100%

 
95%

 
75%

 
90%

 
Враждебность по отношению к взрослым

 
75%

 
80%

 
25%

 
70%

 
Тревога по отношению к детям

 
75%

 
70%

 
55%

 
75%

 
Ассоциальность

 
65%

 
50%

 
25%

 
50%

 
Враждебность к детям

 
85%

 
85%

 
55%

 
85%

 
Неугомонность

 
25%

 
30%

 
25%

 
30%

 
Эмоциональное напряжение

 
60%

 
50%

 
30%

 
55%

 
Невротические симптомы

 
40%

 
45%

 
20%

 
40%

 
Неблагоприятные условия среды

 
25%

 
25%

 
20%

 
25%

 
Сексуальное развитие

 
10%

 
10%

 
10%

 
10%

 
Умственная отсталость

 
15%

 
5%

 
15%

 
5%

 
Болезни и органические нарушения

 
25%

 
30%

 
25%

 
30%

 
Физические дефекты

 
15%

 
20%:

 
15%

 
20%:

Информация о работе Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста