Организация экспериментального исследования по гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоритические основы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста………………………………………….. 6

1.1 Понятие процесса социализации детей дошкольного возраста………. 6

1.2 Особенности гендерной социализации детей дошкольного возраста

Глава 2. Организация экспериментального исследования по гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ……………………….

2.1 Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ…………………………………………………..

2.2 Содержание и оценка эффективности экспериментальной работы по гендерной социализации детей дошкольного возраста……………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………. 3

 

Глава 1. Теоритические основы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста………………………………………….. 6

 

1.1   Понятие процесса социализации детей дошкольного возраста………. 6

 

1.2 Особенности  гендерной социализации детей дошкольного возраста

 

Глава 2. Организация экспериментального исследования по гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ……………………….

 

2.1 Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ…………………………………………………..

 

2.2 Содержание и оценка эффективности экспериментальной работы по гендерной социализации детей дошкольного возраста……………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

 

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования.

 

Изучением проблемы гендерной социализации детей занимались знаменитые   ученые О.А. Воронина, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова их многочисленные исследования показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации детей.

 

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерной социализации детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.

 

 

В связи с этим одна из актуальных проблем современности - формирование   гендерной социализации детей дошкольного возраста. Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации Определение социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза. Но одним из сенситивных и, следовательно, наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны гендерной социализации гораздо менее эффективны. С учётом актуальности данной проблемы нами была выбрана тема исследования «Особенности  гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста детском саду.

Объект исследования процесс гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Предмет исследования психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду.

 

Гипотеза исследования заключается в том, что оптимальному процессу гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду будет способствовать создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста и подготовка воспитателей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1.  Изучить состояние проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста в научной литературе.

2.  Рассмотреть понятия «гендерная социализация», «гендерное воспитание», «гендерное самопознание», «гендерная роль».

3. Провести экспериментальные исследования проблемы  и

выявить психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду.

В процессе решения задач и проверки достоверности гипотезы была использована система методов:

-теоретические методы (теоретический анализ, философской психолого-педагогической литературы)

-статистические методы (статистическая обработка данных, графическая интерпретация литературы)

Базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №*****, вторая младшая группа № *****, 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические основы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста

 

    1. Понятие процесса социализации детей дошкольного возраста

 

 

Социальное назначение мужчин и женщин в историческом аспекте рассматривали Аристотель, Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо и др. В русской философии дифференциация маскулинного и фемининного отражена в трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского и др., которые рассматривали различия мужского и женского начал на основе духовности.

 

Введение самого термина «гендер» связано с именем Р. Столлера (1968 г.) Н.И. Абубакирова решает проблему разведения понятий «пол» и «гендер» с помощью лингвистического анализа: «гендер» обозначает некое социальное отношение, а не биологический пол. С помощью понятия «гендер» исследователь пытается уйти от биологической характеристики пола и указать на то, что существуют мужские и женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум. Н.И. Абубакирова считает, что понятие «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение различий мужчин и женщин. (Абубакирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. – 1996. − №6. – С. 123-125.)

 

Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии (Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.).

 

Для понимания становления гендера человека чрезвычайно понятие «ресоциализации». Э. Гидденс рассматривает ресоциализацию как процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в критическую и неадекватную прежним нормам ситуацию. Такая ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском возрасте. В процессе ресоциализации возникают новые нормы, которые регулируют социальное взаимодействие в новых условиях. (Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. − СПб.: Изд-во Европейского университета СПб., 2007. − С. 9-33.)

 

Следовательно, в процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества. Социализация конструирует гендер личности и сообщества, к которому данная личность принадлежит. Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

 

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. (Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.)

 

Гендерная социализация − направление гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные задача гендерной психологии − анализ процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррелл, К. Уэст, Д. Зиммерман) и теория гендерной схемы (С. Бем).

 

Проблема гендерной (полоролевой) социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических гендерных (половых) различий и гендерной (полоролевой) дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология, медицина и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются «гендерная идентичность» и «гендерная роль».

 

Основное положение теории личности заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации. Социализация продолжается в течение всей жизни. Вначале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно, а позже – гораздо более осознанно и творчески. Гендерная идентичность (сущность которой заключается в отождествлении ребенком себя с представителем определенного пола) создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, – в ходе гендерной социализации. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. (Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.)

 

По данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая – понимание константности своего пола, – формируется у детей к возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. Изучением процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте занимались Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман.

 

Значимость участников гендерной социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной социализации) главную роль играет семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа, «значимые другие». В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда расширяются социальные границы ребенка, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации. Именно это образует среду, с которой индивид себя идентифицирует, и существование которой он поддерживает Гендерная идентичность − аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность − это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. (Клецина И.С. Гендерная социализация. − СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. − 92 с. – С. 7.)

 

Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная роль − дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные проекты». − М: Информация−XXI век, 2002.).

 

Гендерные роли − вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. (Клецина И.С. Психология тендерных отношений:— концептуализация и эмпирическая иллюстрация макроуровня. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://humanpsy.ru/klyotsina/gender-inacro).

 

И.С. Кон отмечает, что гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении (Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального − М., 1975. − С. 763-776.).

Информация о работе Организация экспериментального исследования по гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ