Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:31, дипломная работа
Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить развитие творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
Объектом исследования является творческие способности
В качестве предмета исследования рассматривается игровая деятельность как средство развития творческих способностей.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что процесс игровой деятельности является эффективным инструментом повышения уровня творческих способностей младших школьников.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников в процессе игровой деятельности.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.3. Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
2.1. Методы исследования развития творческих способностей младших школьников.
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа занятий по развитию творческих способностей младших школьников.
2.3. Анализ интерпретации результатов исследования на обобщающем этапе эксперимента.
Выводы по второй главе.
Заключение
Список используемой литературы
Титульный лист
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников в процессе игровой деятельности. |
7 |
1.1. Анализ психолого- |
7 |
1.2. Особенности развития
творческих способностей у |
18 |
1.3. Роль игровой деятельности
в развитии творческих |
33 |
Выводы по первой главе |
47 |
Глава 2. Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности. |
49 |
2.1. Методы исследования
развития творческих способност |
49 |
2.2. Формирующий этап
эксперимента. Программа занятий
по развитию творческих |
56 |
2.3. Анализ интерпретации результатов исследования на обобщающем этапе эксперимента. |
73 |
Выводы по второй главе. |
78 |
Заключение |
80 |
Список используемой литературы |
83 |
Приложение |
90 |
Введение
Наш многогранный и быстро меняющийся мир, который широко использует все достижения современной науки, очень нуждается в людях, обладающих творческим мышлением и способностью нестандартно мыслить и решать возникающие проблемы.
Младший школьный возраст является ключевым в формировании значительного количества качеств, навыков и способностей, необходимых человеку для полноценного функционирования в социуме. Одним из таких качеств и, наверное, наиболее важным являются творческое начало, значимое не только для креативно - эстетических элементов бытия, но также и для других, более низменных, сфер жизни человеческой.
Однако развитие творческих способностей представляется нам чрезвычайно трудным с точки зрения педагогического вмешательства, так как развитие творческого начала не терпит авторитарного стиля научения и нуждается в постоянной коррекции. Также значительную роль в развитии данных способностей играет не только педагог, но и семья, в которой воспитывается ребенок, и лишь сотрудничество семьи и школы способно развить творческое начало в ребенке и преобразовать его в потенциальную категорию.
Особенности развития творческого мышления у детей исследовались в различных психолого-педагогических аспектах многими учеными. В отечественной и зарубежной психологии накоплено огромное количество работ теоретического и прикладного, дидактического характера по изучению когнитивной сферы жизни ребенка.
Изучением детского мышления занимался выдающийся русский ученый. Выготский Л.С. Заложенные им принципы были раскрыты многими учеными в своих работах. Каждый из них внес свою замечательную лепту в познание детского мышления.
Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли также психологи: Брушлинский Л.В., Менчинская М.А., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.Г. и другие. Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему творческих способностей: Вундт В., Гилфорд Дж., Пиаже Ж., Торанс Э., Уоллес Г. И другие.
Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как она предлагает рассматривать игру не просто как элемент приятного времяпровождения, а как метод научения, воспитания и развития (в данном случае, творческих способностей).
Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить развитие творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
Объектом исследования является творческие способности
В качестве предмета исследования рассматривается игровая деятельность как средство развития творческих способностей.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что процесс игровой деятельности является эффективным инструментом повышения уровня творческих способностей младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой потребовалось решить следующие задачи:
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы, психодиагностические методики: методика «Изобразительная (фигурная) батарея теста креативности» П. Торренса. (в адаптации Е.Е. Туник), методика «Определение уровня оригинальности творческого мышления» (С.Медник).
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №2 г. Щучье. Выборка учащихся третьих классов в количестве 30 человек.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые игровой процесс как стимул для развития творческих способностей младших школьников рассматривается не только как психологическая или педагогическая проблема, а как психолого-педагогическая.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что в ходе исследования уточняется содержание основного понятия «творческие способности», обосновывается необходимость повышения уровня развития данных способностей у младших школьников и исследуется младший школьный возраст в целом, что позволяет применить данное исследование к другим проблемам, возникающим на данном возрастном периоде.
Практическая ценность проделанной работы заключается в том, что отдельные положения данной работы можно использовать в преподавании различных дисциплин психолого-педагогического блока знаний. Также данная работа будет интересна широкому кругу читателей, заинтересованных проблемой воспитания подростков, в частности родителям, имеющим детей подобного возраста.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение. Введение обеспечивает знакомство с общими положениями работы, а также с постановкой цели и задач. Первая глава носит теоретический характер и включает в себя изложение теоретического материала, уточнение основных понятий и описание исследуемого явления. Вторая глава носит практический характер и заключается в описании игры как способа развития творческих способностей младших школьников. Заключение содержит окончательные выводы по исследованию, соответствующие цели и задачам и подтверждающие правильность поставленной гипотезы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников в процессе игровой деятельности
Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития. Но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.
Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий необходимое условие психологического уровня организации творчества,
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. [22]
В 1959 году американский психолог Э. Фромм предложил следующее определение понятия творчества (креативности): «Это способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей младшего школьного возраста. [55]
Павел Лем
дает следующее определение
Это именно образ мысли, восприятие окружающего мира, принятие или неприятие самого себя в составе мира, инакомыслие, если хотите. Творческие люди – на самом деле удивительная категория населения. Они находятся в странном возрасте, а зачастую у них его вообще нет». [53]
Креативность понимается способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов. По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых. Спирмен называл креативность «силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества).[63]
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.
Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов, до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.[49]
Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность.
Одни ученые, очерчивая сферу творчества, считают, что оно характеризует лишь социально значимые открытия. Другие указывают на столь же несомненный творческий характер тех открытий, которые делает человек для себя. Третьи проводят водораздел по признаку алгоритмизации деятельности. Так появляется деление на творческие профессии и нетворческие. В основе такого деления лежит мысль: в творческой профессии проявления творчества — обязательная норма. Однако в силу этого определения можно быть не мастером, а ремесленником, но все равно принадлежать к творческой профессии.
Отсутствие научной дифференциации понятия творчества приводит к тому, что определение "творческий" становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий.[36]