Основные виды памяти и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Память для человека является важнейшим источником воспоминаний, всевозможных научений, так называемых «следов», оставшихся после того или иного события. Нам достаточно известен тот факт, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют этот самый след, он может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом нашего сознания. Поэтому, когда мы говорим о памяти, мы подразумеваем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, которое позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Содержание

Введение 3 стр.
Основная часть 6 стр.
Характеристика процессов памяти 6 стр.
Виды памяти 16 стр.
Заключение 22 стр.
Глоссарий 24 стр.
Список использованных источников 26 стр.
Приложения 27 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Виды памяти и их характеристика.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Прочность сохранения информации зависит  от необходимого повторения, оно служит подкреплением и тем самым предохраняет память от забывания. По логике, повторение должно быть разнообразным: проводиться в разных формах, задавая себе наводящие вопросы, сравнивая, сопоставляя, приводя их в систему. Лучше производить повторение в разнообразных стилях потому, что такое повторение предотвращает отсутствие мыслительной активности, тем самым снижая интерес к процессу заучивания и не создавая прочных оснований для сохранения и дальнейшего применения знаний.

Воспроизведение и узнавание представляют собой процессы восстановления прежде воспринятой информации.

Основное различие между ними заключается  в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение – в отсутствии самого объекта.

Воспроизведение, так же, как и  запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное – это непреднамеренное воспроизведение информации, которая всплыла в памяти со связи с какой-либо мыслью, как обычно это бывает. То есть, это воспроизведение совершено без какой-то либо цели, чаще по ассоциации.

Произвольное воспроизведение – самостоятельно направленный процесс, запущенный с целью вспомнить какое-либо событие, чувство и так далее. Сознательное воспроизведение в памяти, которое связано в преодолением усилий для того, чтобы вспомнить, называется припоминанием.

Воспроизведение является результатом  и запоминания, и сохранения в  памяти, так как судить о качестве запоминания и сохранения мы можем  только по нему.

Успешность воспроизведения зависит  от умения восстановить логические связи  между частями материала, которые были созданы в процессе запоминания, и умения воспользоваться ими.

Формы воспроизведения:

- узнавание. Проявление памяти  при повторной встрече с объектом;

- воспоминание. Осуществление памятью  воспоминания при отсутствии  объекта;

- припоминание. Наиболее активная форма воспроизведения, зависит от ясности поставленных целей и степени логической упорядоченности в памяти;

- реминисценция. Отсроченное воспроизведение  информации;

- эйдетизм. Зрительная память.

 

Последним, но не менее важным процессом в деятельности памяти является забывание. Забывание, как правило, естественно. Многое из того, что когда-то было запечатлено в памяти, когда-нибудь забывается частично или вовсе стирается из нашей памяти.

Борьба с забыванием обычно происходит потому, что иногда забываются очень важные для нас материалы, образы и так далее. В первую очередь, забывается не применяющееся в повседневной жизни личностью, либо долго не повторяющееся ею. Как правило, незначительные детали забываются чаще, чем более плотные, цельные воспоминания.

 

По своим проявлениям забывание  делится на две формы:

  1. Невозможность припомнить или узнать;
  2. Неверное припоминание или узнавание.

Так же есть ещё одна классификация  между полным воспроизведением и  полным забыванием. Обычно между ними находится три степени:

А) воспроизводящая память;

Б) опознающая память;

В) облегчающая память.

Как я уже поясняла выше, забывание  происходит неравномерно: сначала теряется большая часть заучиваемого материала, далее информация теряется в гораздо  меньшей степени. Так же забывание может быть частичным или полным, временным или длительным.

Отличие полного забывания от частичного в том, что при полном забывании  заучиваемый материал не только не воспроизводится в дальнейшем, но и не узнается. Частичное же забывание происходит в том случае, когда человек по своей воле воспроизводит его не весь или с некоторыми ошибками, а так же когда лишь узнает материал.

Длительное  забывание отлично от временного тем, что человеку в течение некоторого времени невозможно восполнить промежуток своей памяти, некогда заполненный, и не удается воспроизвести, либо узнать ту информацию, которая была на том самом месте. Однако через некоторое время память все же возвращается к нему, и человек может с возможными ошибками, но узнать и воспроизвести информацию.

Несколько факторов способствуют забыванию промежутков  памяти. Например, время – это  самый частый фактор забывания. Обычно человеку требуется менее часа, чтобы  забыть только что заученный материал.

Борьба  забывания должна обязательно происходить, так как иначе человек может просто-напросто лишиться важных впечатлений, чувств, а так же полезной информации. Для достоверного уменьшения забывания человеку важно, в первую очередь, понять и смыслить информацию, чтобы он понимал, что заучивал и навыки как можно полнее и дольше остались в его памяти.

Во-вторых, есть способ повторения, о котором  я говорила выше. Он способствует не только быстрому заучиванию материала, но и как можно дольше сохранить  его в памяти.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Исследователи предполагают некую  зависимость – чем больше время  нахождения информации в психике человека, тем глубже обычно забывание. Однако для психики характерны и такие особенные явления, как, например, пожилые люди забывают только что услышанный разговор. Такой феномен в психологической практике был назван «законом Рибо», то есть законом обратного хода памяти.

Не менее важным фактором, способствующим забыванию, является степень забывчивости использования индивидуальной информации. Человеком забывается то, что не имеет необходимости храниться  в памяти, что не имеет постоянной потребности или интереса. Больше всего это относится к семантической памяти человека, которая была получена уже в зрелом возрасте.

Так же забывание может быть обусловлено  работой непосредственно наших  защитных механизмов психики, тем самым  вытесняя из сознания в подсознание события, каким-то образом травмирующие нашу память. В подсознании эти события поддерживаются, и малейшее напоминание о них возбуждает в нас узнавание. То есть, как бы забывается нарушающее психологическое равновесие событие и вызывающее негативные эмоции.

В забывании есть ещё две формы  – это ошибочное запоминание  и ошибочное узнавание. Всем известно, что воспринятая когда-либо нами информация с течением времени теряет ту яркость, насыщенность впечатлений, которые были пережиты. Правда, могут быть и обратные эффекты забывания, когда оно выражается не в потере ясности и насыщенности впечатлений, а в каком-либо несоответствии припомненного действительности воспринятому материалу.

 Особенно важно учитывать  то, что существуют такие причины  забывания, которые выходят за рамки среднестатистических значений, как, например, различные болезни нервной системы, а так же сильные физические и психические травмы. Иногда, в случае таких вот травм, происходит явление, которое именуется ретроградной амнезией. Это явление характеризует то, что забывание охватывает собой некоторый период, который предшествовал периоду, который стал причиной амнезии. По истечении какого-то времени этот период может уменьшиться, а сам случай, который был забыт, может восстановиться в памяти частично или даже полностью.

Забывание наступает быстрее при  умственном или физическом утомлении. Так же причиной забывания может  служить действие посторонних раздражителей, которые мешают человеку сосредоточиться  на заучиваемом материале, например, каких-то раздражающих голосов рядом с собой или звуков, или предметов, находящихся в поле зрения нашего внимания.

Мы знаем, что память – это  одна из самых уязвимых способностей человека, её многообразные нарушения  распространены. Понятие нормы памяти достаточно расплывчато. Некоторые воспоминания вдруг всплывают из нашего подсознания, становятся четкими, яркими будто бы только что были пережиты.

 

 

 

 

 

 

 

Виды памяти

 

В современной психологии существует несколько подходов к классификации  видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

 

Классификация видов памяти по характеру психической активности впервые была предложена советским психологом и педагогом П. П. Блонским. Блонский смог увидеть отличия между некоторыми видами памяти, хотя все четыре выделенные им характера существуют, как правило, независимо друг от друга.

Двигательная, или моторная память – запоминание, сохранение и воспроизведение  различных движений. Эта память является основой для формирования практических и трудовых навыков, например, навыков  ходьбы, плавания и так далее. Если бы этой памяти на движения не существовало, нам бы приходилось после каждого осуществления действия снова заучивать эти простейшие навыки. Однако при воспроизведении тех же самых движений мы повторяем их все же не точь-в-точь как в прошлый раз, а с некоторыми изменениями. Правда, общий характер движения при этом сохранен.

Самыми точными движениями являются те движения, которые были воспроизведены ранее. В новых, непривычных для  нас условиях мы немного теряемся, и поэтому движения производятся с небольшими погрешностями. Но нетрудно выполнять их, когда они повторялись много раз.

Эмоциональная память – это так  называемая память на чувства. Этот вид  памяти характеризуется нашей способностью запоминать и сохранять чувства. Эмоции в большинстве своем отражают то, как удовлетворяются наши потребности и интересы, а так же какие отношения происходят у нас с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память играет важную роль в жизни и деятельности человека.

Когда-то пережитые и сохраненные  в памяти впечатления и чувства  выступают в виде своеобразных сигналов, которые могут либо побуждать к действию, либо удерживать нас от какого-либо действия, вызывающего в нас отрицательные воспоминания.

Вторичные чувства могут значительно  отличаться от первоначальных. Это  отличие измеряется в силе чувств, в изменении и содержании их характера.

Образная память – это сохранение в памяти и воспроизведение всех образов ранее воспринимавшихся нами предметов, событий и так далее. Если взяться за характеристику образной памяти, то сюда можно отнести все особенности, характерные для представлений, а прежде всего, их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Так как эти характеристики присущи и этому виду памяти, следует отметить, что воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти отличия могут ещё значительнее различаться.

Воспоминание в образной памяти по своей сути может быть легко  воспроизводимым и сложным. Легкость воспроизведения образа зависит  главным образом от содержательности особенности образа, от эмоциональной окраски образа как такового.

Так же легкость воспроизведения зависит  от состояния человека в момент восприятия образа. Точность воспроизведения в  значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То есть тот материал, что был описан словом, был точнее воспринят мозгом человека и далее был удачно воспроизведен.

Многие психологи-исследователи  разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Это объясняется тем, что разделение связано с преобладанием того или иного явления образной памяти.

Словесно-логическая память выражается главным образом в сохранении и воспроизведении наших мыслей. В процессе обдумывания, осознания  наших мыслей мы стараемся их запомнить  и воспроизвести в той мере, в которой мы их и осознаём.

Особенностью словесно-логической памяти является не существование мысли  без языка, поэтому и память на них называется не просто логической, а именно словесно-логической.

При этом данный вид памяти осуществляется в двух ситуациях:

  1. Запоминается и воспроизводится лишь смысл данного материала, а сохранение подлинных мыслей не требуется;
  2. Так же запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Развитие этих двух видов происходит не параллельно друг другу. Например, заучивание стихов у детей осуществляется гораздо быстрее, чем у взрослых. Но в то же время уровень запоминания смысла у взрослых выше, чем у детей. Это объясняется, в первую очередь, тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается наиболее существенное, важное.

В свою очередь, выделение этого  смысла в воспринимаемой информации зависит от осмысления потока информации, поэтому чаще всего взрослые больше понимают, а соответственно и запоминают материал, чем дети. Дети же запоминают в большинстве своем детали, но хуже запоминают смысл материала.

Классификация памяти по характеру целей деятельности разнообразна. Данная классификация делит память на два вида: произвольную и непроизвольную. Когда мы говорим о произвольной памяти, мы имеем в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без воли человека. При этом отсутствует цель запомнить, так как не ставится определенная мнемическая задача. Во втором случае эта цель присутствует, но важны волевые усилия со стороны человека.

В ситуации с непроизвольным запоминанием часто бывает так, что материал запоминается даже лучше, чем произвольным запоминанием. Например, какая-то случайно услышанная фраза может запомниться четче, чем если бы мы прилагали усилия для того, чтобы её запомнить. Непроизвольное запоминание является частью нашего бессознательного, и обязательно проходит через него.

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика