Основные этапы развития конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:31, реферат

Краткое описание

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Конфликт
1.1 Основные понятия конфликта………………………………………..4
1.2 Классификация конфликтов……………………………………….....6
2. Основные этапы развития конфликта
2.1 Этапы развития конфликта………………………………………......9
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

Окончание конфликта может  иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга.

В динамике конфликта можно  выделить следующие периоды и  этапы.

Латентный период (предконфликт) включает:

  • возникновение объективной проблемной ситуации;
  • осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
  • попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
  • возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной  проблемной ситуации. Обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Если противоречие еще не осознанно и  нет конфликтных действий, то эту  ситуацию называют проблемной. Она  является результатом действия преимущественно  объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность  возникновения конфликтов, которая  переходит в реальность только в  сочетании с субъективными факторами. Одно из условий такого перехода — осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как  проблемной, понимание необходимости  предпринять какие-то действия для  разрешения противоречия составляют смысл  данного этапа. Наличие препятствия  для реализации интересов способствует восприятию проблемной ситуации субъективно, с искажениями, потому что ее субъективность порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания возникает  также из-за различий в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем  быстрее она развивается, тем  больше вероятность ее искажения  оппонентами.

Попытки сторон разрешить  объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречивой ситуации не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, сообща или в отдельности  пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как пред-конфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Открытый период часто  называют конфликтным взаимодействием  или собственно конфликтом. Он включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Инцидент представляет собой  первое столкновение сторон, пробу  сил, попытку с ее помощью решить проблему в свою пользу. Если задействованных  одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил  в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных  событий, инцидентов. Взаимные конфликтные  действия способны видоизменять, усложнять  первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить  следующим образом: переход от переговоров  к борьбе — борьба накаляет эмоции — эмоции увеличивают ошибки восприятия — это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

Эскалация заключается в  резкой интенсификации, динамике борьбы оппонентов. Ввиду важности данного  этапа он будет более подробно рассмотрен нами ниже.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение  конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта  заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения  проблемы и прекращению конфликта  по любым причинам.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов; полную нормализацию их отношений.

Частичная нормализация отношений  происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие  место в конфликте. Этап характеризуется  переживаниями, осмыслением своей  позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к  партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к  другу не дают возможности сразу  нормализовать отношения.

Полная нормализация отношений  наступает при осознании сторонами  важности дальнейшего конструктивного  взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Рассмотренные периоды и  этапы могут иметь различную  длительность: быть спрессованы до нескольких мгновений (например, в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут  длиться десятилетия (война за независимость  испанских колоний в Америке 1810–1826 гг. или вьетнамская война 1959–1973 гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Развиваясь по восходящей, разногласия между конфликтующими сторонами усиливаются. «Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремится к соглашению», приемлемому для обеих сторон (Р.Валтон).

Разделение конфликта  на периоды и этапы позволяет  рассматривать его как явление  со сложной динамикой. Отдельные  стратегии и тактики имеют  различный смысл на разных отрезках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует.

Под эскалацией конфликта (от лат. scala — лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Эскалация конфликта характеризуется  следующими признаками:

сужение когнитивной сферы  в поведении и деятельности. Ниже мы рассмотрим более подробно психологический  механизм эскалации. Сейчас отметим, что  в ходе эскалации происходит переход  к более примитивным формам.

Вытеснение адекватного  восприятия «Другого» образом врага. Образ врага как целостное  представление об оппоненте, интегрирующее  искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными  оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага  носит очаговый характер. Его можно  сравнить со слабо проявленным фотографическим  снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ  врага проявляется все более  выразительно и постепенно вытесняет  объективный образ. О том, что  образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной  ситуации, свидетельствуют:

1) недоверие (все, что  исходит от врага, — либо  плохо, либо, если это разумно,  преследует нечестные цели);

2) возложение вины на  врага (враг ответствен за все  возникшие проблемы и виноват  во всем);

3) негативное ожидание (все,  что делает враг, он делает  с единственной целью — нанести  нам вред);

4) отождествление со злом (враг воплощает противоположное  тому, что я есть и к чему  стремлюсь, он хочет уничтожить  то, чем я дорожу и поэтому  должен быть сам уничтожен);

5) представление «нулевой  суммы» (все, что выгодно врагу,  вредит нам, и наоборот);

6) деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом);

7) отказ в сочувствии (мы  не имеем ничего общего с  нашим врагом, никакая информация  не сможет побудить нас проявлять  к нему гуманные чувства, руководствоваться  этическими критериями по отношению  к врагу опасно и неблагоразумно).

Закреплению образа врага  способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны;

негативные стереотипы и  установки; значимость объекта конфликта  для личности (группы); длительность конфликта.

Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости  противоположной стороной, невозможность  реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время, сопротивление  оппонента.

Переход от аргументов к  претензиям и личным выпадам. Когда  сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным  образом оценивают и его способность  к аргументации. Человек обычно придает  значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика  результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а  попытки защитить себя ведут к  смещению предмета конфликта в личностный план.

Рост иерархического ранга  нарушаемых и защищаемых интересов  и их поляризация. Более интенсивное  действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация  конфликта может быть рассмотрена  как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При  эскалации интересы оппонентов как  бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов других.

Применение насилия. Отличительный  признак эскалации конфликта  — введение в «бой» последнего из аргументов — насилия.

По мнению С.Кудрявцева, многие насильственные действия обусловлены  местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана  с какой-либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки и т.п.), возмещением ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездию за ущерб, причиненный «Я».

Физическое насилие и  агрессия в целом провоцируются  не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Поэтому  интенсификация физического насилия  в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным  неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

Потеря первоначального  предмета разногласий. Заключается  в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает  в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет  конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым  от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М.Дойч).

Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества  разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории. Происходит расширение его  временных и пространственных границ.

Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может  происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов путем привлечения  все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта  в межгрупповой, увеличение и изменение  структур соперничающих групп меняют его" характер, расширяя набор применяемых  им средств.

Говоря о внутренних пружинах эскалации конфликта, необходимо обратиться к особенностям эволюции функционирования психики в условиях опасности  и угрозы.

По мере обострения конфликта  происходит регрессия сознательной сферы психики. Данный процесс носит  лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном  уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а  поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Информация о работе Основные этапы развития конфликта