Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всех систем психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Характеристики познавательных, эмоциональных, волевых процессов детей старшего дошкольного возраста будет неполной, если не остановиться на внимании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические особенности исследования особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………6
1.1. Категория внимания в психологии……………………………………………...6
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста……..………………………………………………………………………...11
Глава II. Исследование особенностей развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………...16
2.1. Организация проведения исследования…………………………………….....16
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….…..23
Библиографический список………………………………………………................

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.rtf

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…3

Глава I. Теоретические особенности исследования особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………6

  1. Категория внимания в психологии……………………………………………...6
  2. Психологические особенности детей старшего  дошкольного возраста……..………………………………………………………………………...11

Глава II. Исследование особенностей развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………...16

2.1. Организация проведения исследования…………………………………….....16

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….…..23

Библиографический список………………………………………………................25

 

 
Введение

Внимание - это овладение разумом в четкой и яркой форме одним из нескольких возможных объектов или ход мыслей. Сосредоточение, концентрация сознания суть этого процесса. Внимание означает отвлечение от одних вещей для того, чтобы эффективно заниматься другими.

Внимание является одной из важных, психических функций, обеспечивающих успешность процесса школьного обучения. Дети с нарушением внимания выключаются из работы на уроках на необоснованно продолжительное время, не в состоянии выработать когнитивные стратегии для анализа условий заданий и сосредоточиться на их выполнении, что закономерно приводит к слабой успеваемости.

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всех систем психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Характеристики познавательных, эмоциональных, волевых процессов детей старшего дошкольного возраста будет неполной, если не остановиться на внимании.

Внимание - это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умению пользоваться уже имеющимся знаниям. Важно научить детей сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательным, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют выбор темы: « Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Цель исследования: изучить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать особенности развития внимая детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Выявить причину нарушения развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

4. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по вниманию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект: Внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет: Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: Внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют специфические особенности.

Методы исследования: Анализ психолога педагогической литературы, анализ полученных данных.

Методики:

1 методика «Способность концентрации внимания на предъявляемых объектах»,

2 методика «На выявление качества внимания»,

3 методика «На выявление особенностей внимания»,

4 методика «На выявление наблюдательности и сосредоточенности внимания».

База исследования: МДОУ д./с № 67 комбинированного вида г. Комсомольска-на-Амуре. Принимали участие 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы.

Теоретическое значение: Анализ и обобщение информации по выбранной теме.

Практическая значимость: Составление рекомендаций для педагогов и родителей по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. «Теоретические основы исследования внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

1.1. Категория внимания в психологии

Известный советский психолог Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовлетворения или неудовлетворения сосредотачивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое не волевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у детей старшего дошкольного возраста [7].

К концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Его возникновение - важное новообразование в психики ребенка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребенка и взрослого. Первый кто обратил внимание на это, был советский психолог А.С. Выготский. Каждый человек в период своего развития с помощью общения с другими людьми овладевает исторически сложившимися способами организации своего собственного внимания. Первые этапы такого овладения приходиться как раз на 6-7 лет [5].

Уровень развития произвольного внимания характеризуется не только направленность интересов человека, но и его личностные волевые качества. Ведь если непроизвольным внимание, так сказать, "командуют", распоряжаются внешние объекты, то "хозяином" произвольного внимания является сама личность будь это взрослый или ребенок. Формула здесь проста: "Мне надо быть внимательным, и я заставляю себя быть внимательным, несмотря ни на что?". Однако "заставить себя" ребенку не всегда легко. Здесь сказывается многое, в том числе и внешние условия. Ребенку нелегко заставить себя быть внимательным в непривычной для него обстановки, когда появляются много дополнительных конкурирующих раздражителей; может быть и яркий, броский наряд педагога, много известный, красочный раздаточный материал для занятия. Дети лучше работают, когда сильные раздражители устранены, рабочее место их подготовлено и на нем нет ничего лишнего. Основные виды внимания ребенка произвольное и непроизвольное тесно связаны и порой не переходят один в другой. Например, ребенок должен собрать из конструктора самолет. Вначале ему трудно сосредоточиться на выполнении задания, но затем оно его увлекает, и нет необходимости заставлять себя. Что произошло? Произвольное внимание перешло в непроизвольное. По происхождения и по сохранившейся сознательной цели возникшее состояние напоминает произвольное, а по характеру деятельности и по тому, что оно не утомляет непроизвольное внимание. Главной побудительной силой является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу его выполнения.

Этот вид внимания, называется после произвольным, имеет очень большое значение для обучения шестилетних детей. Зная условия и возможности перерастания произвольного внимания в после произвольное, педагог должен стремиться сделать сложное и малоинтересное задание занимательным и интересным.

У детей старшего дошкольного возраста есть все виды внимания, которые переплетены в его деятельности. Педагогу важно использовать ценные качества каждого из них.

Дети старшего дошкольного возраста обладают всеми видами внимания, но нельзя сказать, что их качество одинаково хорошо развиты.

Нельзя не отметить, что устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего к старшему дошкольному возрасту.

Л.П. Набатникова показала, что длительность сохранения устойчивости внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которого входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям визуальные различия в устойчивости внимания. Так, у сдержанных, уравновешенных детей оно в 1,5-2 раза выше. Нежели у возбудительных.

Но, несмотря на то, что к 6 годам устойчивости внимания увеличивается, все же она развита еще слабо. Учителя, работающие с детьми старшего дошкольного возраста чаще всего жалуются на отсутствие или недостаточное развитие сосредоточенности внимая детей [15].

Важное свойство внимания - его объем, измеряемый количеством объектов, который человек способен воспринимать, охватить при их одномоментном предъявлении.

Ребенок 6 лет уже может одновременно воспринимать не один предмет, а даже три, и с достаточной полнотой, детализацией.

Живая, эмоциональная, выразительная речь педагога, пропитанная доверием и уважением к ребенку, шуткой и юмором, не может оставить безразличным шестилетнего ученика, не пробудить его внимание.

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, не зависит от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными измерениями физического физиологического состояния организма [12].

Внимание, как все остальные психические процессы, имеет низкие и высокие формы. JI.C. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающий так называемый двойной редактор стимулов, вызывающих внимание.

Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны это речь взрослого человека, те слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Общая последовательность развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем "Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя [5]. С вниманием связаны и направленность и избирательность познавательных процессов. Их постройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Внимание определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность понятия направленность и продуктивность мыслительной деятельности словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все относительно психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделяет его от них, выделить и изучить в чистом виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Нельзя и не видеть особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеряемых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно и познавательным процессом типа ощущений, восприятия, понятия и мышления не относящихся.

Внимание человека обладает пятью основными качествами: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрирования внимания на одних объектах и его отвлечения от других.

Переключаемость внимания как его перевод с одного объекта на другой, одного вида деятельности на иной.

Распределение внимания - состоит в способности распределения внимания на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности совершать несколько различных действий.

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека.

Таким образом, внимание остается одним из самых главных условий успешности всякой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6-7 лет. Последний год приблизительно- дошкольного возраста можно считать переходным периодом от дошкольного к младшему школьному возрасту.

В дошкольном возрасте увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающим миром его людей и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка, начинает занимать сверстник.

В дошкольном возрасте сознание приобретает характеристики опосредованности, начинает сформировывать его произвольность. В этом возрасте в основном складывается личность ребенка, то есть формируются мотивационно - потребностная сфера и самосознание.

Информация о работе Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР