Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:03, курсовая работа
Цель данной работы — выявить особенности внимания у детей с ОНР.
Объектами исследования являются дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня.
Предметом исследования является функции внимания детей с ОНР.
Приложение 1
Карта наблюдения за поведением ребёнка
Фрагмент ситуации |
Неусидчивость |
Часто переспрашивает |
Рассеянность |
Отвлекаемость |
Развивающие занятия в группе |
||||
Самостоятельная Игра |
Приложение 2
Информационная психодиагностическая карточка
1. Название — Корректурная проба (тест Бурдона).
2. Автор — Б. Бурдон.
3. Источник описания — Загородная, Е.В. Настольная книга детского психолога / Е.В. Загородная. — СПб: Наука и Техника, 2010. — 304 с.
4. Назначение
Методика предназначена для оценки концентрации, устойчивости, переключения и распределения внимания детей 6-7 лет. Используется при условии, что ребенок хорошо знаком с буквами и умеет читать.
5. Стимульный материал и оборудование
Для однократного обследования одного человека необходимо иметь бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв.
6. Инструкция
«Посмотри на этот бланк. На нём изображено много разных знакомых тебе букв. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого листа начнешь искать, зачеркивать чертой букву «С» и крестиком букву «А». Зачеркивать названные буквы необходимо до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время тебе нужно остановиться и показать мне ту букву, которую ты увидел последней. После этого я отмечу на твоём рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». Затем ты продолжишь делать то же самое. Так будет несколько раз, пока я не скажу «конец». На этом выполнение задания завершится».
После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.
Опросник допускает индивидуальное применение. Длительность выполнения задания 5 минут, в течение которых пять раз подряд (через каждые 60 секунд) ребенку говорят «стоп» и «начинай».
8. Обработка и регистрируемые показатели
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
По полученным данным высчитывается показатель концентрации внимания по формуле:
К=С-n/C,
где К — концентрация внимания;
С — число просмотренных букв;
n — количество ошибок (пропусков, ошибочных зачеркиваний). Чем ближе показатель К к 1, тем выше концентрация у ребёнка.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A=S /t,
где А — темп выполнения;
S — количество букв в просмотренной части корректурной таблицы;
t — время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С=(So/S)*100,
где So — количество ошибочно проработанных строк;
S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Приложение 3
Информационная психодиагностическая карточка
1. Название — «Проставь значки» (тест Пьерона-Рузера).
2. Автор — Пьерон-Рузер.
3. Источник описания — Загородная, Е.В. Настольная книга детского
Психолога / Е.В. Загородная. — СПб: Наука и Техника, 2010. —304 с.
4. Назначение
Методика предназначена для оценки двух показателей: переключения и
распределения внимания ребёнка.
5. Стимульный материал
Бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
6. Инструкция
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру. Посмотри на этот листок, в первом ряду пять фигур, как они называются? В них нарисованы разные значки. Ты можешь их нарисовать? Как они называются? Попробуй нарисовать в пустых фигурах такие же значки, как в первом ряду. Будь очень внимателен, заполняй фигуры поочередно в каждом ряду слева направо. Когда я скажу "стоп", ты остановишься".
7. Процедура обследования
После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание. Опросник допускает индивидуальное применение. Длительность выполнения задания — 2,5 минут.
8. Обработка и регистрируемые показатели
Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:
R=N-n/N
где R — показатель переключения и распределения внимания;
N — количество фигур, которые просмотрел ребёнок;
n — количество ошибок.
9. Среднегрупповые и уровневые значения.
Число обработанных фигур |
Ранг |
Уровень переключаемости и распределения внимания |
100 |
1 |
очень высокий |
91-99 |
2 |
высокий |
80-90 65-79 |
3 4 |
средний низкий |
64 и меньше |
5 |
очень низкий |
1 Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — с. 207
2 Лубовский, В.И. Специальная психология: учебник для студ. высш.учеб. заведений / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова,Т.В. Розанова. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — с. 399.
3 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 516.
4 Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. — М. , 2000. — с. 137.
5 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 517.
6 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 519.
7 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 520.
8 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 523.
9 Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.Д. Барменкова. — М., 1996. — с. 115.
10 Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — М.: Воронеж, 2003. — с. 75.
11 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2000. — с. 614.
12 Урунтаева, Г.А Дошкольная психология: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. — 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. — с. 271.
13 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 512.
14 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 514.