Особенности внимания у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить особенности внимания у детей с ОНР.
Объектами исследования являются дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня.
Предметом исследования является функции внимания детей с ОНР.

Вложенные файлы: 1 файл

Tanyakursovik.docx

— 101.82 Кб (Скачать файл)

 

 

   

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Бабушкина, Р.Л., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 76 с.
    2. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.Д. Барменкова. — М., 1996. — 177 с.
    3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 203 с.
    4. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
    5. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г.А. Волкова. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
    6. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 703 с.
    7. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. — 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 560 с.
    8. Добрынин, Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания // Психологическая наука в СССР. — Т.1, М.: АПН РСФСР, 1959.
    9. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; — М.: Академия, 1999. — 464 с.
    10. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
    11. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецовой, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. — М.: Академия, 2002. — 480 с.
    12. Лубовский, В.И. Специальная психология: учебник для студ. высш.учеб. заведений / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова,Т.В. Розанова. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.
    13. Матюхина М.В, Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. — М.: Просвещение, 1984. — 256с.
    14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
    15. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 631 с.
    16. Обухова, Т.И Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб-метод. Пособие / Т.И. Обухова. — Минск: БГПУ, 2007. — 54 с.
    17. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. — 173 с.
    18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. — СПб: Питер, 2000 — 712 с.
    19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. — 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
    20. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232 с.
    21. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. — М. , 2000. — 314 с.
    22. Фомичева, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. — М: Академия, 2002. — 200 с.
    23. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е.Л. Черкасова. — М.: АРКТИ, 2003. —192 с
    24. Хватцева М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов пед. Вузов и родителей / М.Е. Хватцева. — СПб.:КАРО, Дельта+, 2004. — 272с.
    25. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. —320 с.

 

 

Приложения

Приложение 1

Карта наблюдения за  поведением ребёнка

Фрагмент

ситуации

Неусидчивость

Часто переспрашивает

Рассеянность

Отвлекаемость

Развивающие занятия в группе

       

Самостоятельная

Игра

       

Приложение 2

Информационная психодиагностическая карточка

1. Название — Корректурная проба (тест Бурдона).

2. Автор — Б. Бурдон.

3. Источник описания — Загородная, Е.В. Настольная книга детского психолога / Е.В. Загородная. — СПб: Наука и Техника, 2010. — 304 с.

4. Назначение

Методика предназначена для оценки концентрации, устойчивости, переключения и распределения внимания детей 6-7 лет. Используется при условии, что ребенок хорошо знаком с буквами и умеет читать.

5. Стимульный материал и оборудование

 Для однократного обследования одного человека необходимо иметь бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв.

6. Инструкция

«Посмотри на этот бланк. На нём изображено много разных знакомых тебе букв. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого листа начнешь искать, зачеркивать чертой букву «С» и крестиком букву «А». Зачеркивать названные буквы необходимо до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время тебе нужно остановиться и показать мне ту букву, которую ты увидел последней. После этого я отмечу на твоём рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». Затем ты продолжишь  делать то же самое. Так будет несколько раз, пока я не скажу «конец». На этом выполнение задания завершится».

  1. Процедура обследования

После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Опросник допускает индивидуальное  применение.  Длительность выполнения задания 5 минут, в течение которых пять раз подряд (через каждые 60 секунд) ребенку говорят «стоп» и «начинай».

8. Обработка и регистрируемые показатели

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

По полученным данным  высчитывается показатель концентрации внимания по формуле:

К=С-n/C,

где К — концентрация внимания;

С — число просмотренных  букв;

n — количество ошибок (пропусков, ошибочных зачеркиваний). Чем ближе показатель К к 1, тем выше концентрация у ребёнка.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле: 

 A=S /t,

 где  А — темп выполнения;

 S — количество букв в просмотренной части корректурной таблицы;

 t — время выполнения. 

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике. 

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле: 

С=(So/S)*100,

где So — количество ошибочно проработанных строк;

S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. 

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

  1. Среднегрупповые и уровневые значения.

Приложение 3

 

Информационная психодиагностическая карточка

1. Название — «Проставь значки» (тест Пьерона-Рузера).

2. Автор — Пьерон-Рузер.

3. Источник описания — Загородная, Е.В. Настольная книга детского

Психолога / Е.В. Загородная. — СПб: Наука и Техника, 2010. —304 с.

4. Назначение

Методика предназначена для оценки двух показателей: переключения и

распределения внимания ребёнка.

5. Стимульный материал

Бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

6. Инструкция

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру. Посмотри на  этот листок, в первом ряду пять фигур, как они называются? В них нарисованы разные значки. Ты можешь их нарисовать? Как они называются? Попробуй нарисовать в пустых фигурах такие же значки, как в первом ряду. Будь очень внимателен, заполняй фигуры поочередно в каждом ряду слева направо. Когда я скажу "стоп", ты остановишься".

7. Процедура обследования

После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание. Опросник допускает индивидуальное применение. Длительность выполнения задания — 2,5 минут.

8. Обработка и регистрируемые показатели

Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:

R=N-n/N

где R — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество фигур, которые просмотрел ребёнок;

n — количество ошибок.

9. Среднегрупповые и уровневые значения.

 

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень переключаемости и распределения внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90 65-79

3 4

средний низкий

64 и меньше

5

очень низкий


 

 

 

 

1 Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — с. 207

2 Лубовский, В.И. Специальная психология: учебник для студ. высш.учеб. заведений / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова,Т.В. Розанова. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — с. 399.

3 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 516.

4 Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. — М. , 2000. — с. 137.

5 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 517.

6 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 519.

7 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 520.

8 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 523.

9 Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.Д. Барменкова. — М., 1996. — с. 115.

10 Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — М.: Воронеж, 2003. — с. 75.

11 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2000. — с. 614.

12 Урунтаева, Г.А Дошкольная психология: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. — 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. — с. 271.

13 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 512.

14 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 514.


Информация о работе Особенности внимания у детей с ОНР