Особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:59, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования: восприятие личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Предмет: особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза: восприятие личности учителя детьми младшего школьного восприятия, характеризующиеся следующими особенностями:
на протяжении младшего школьного возраста восприятие детьми личности учителя изменяет свою направленность с поведенческих характеристик на качество личности.

Вложенные файлы: 1 файл

восприятие учителя.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Эффекты новизны  и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает  тогда, когда по отношению к знакомому  человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности  же возникает, когда по отношению  к незнакомому человеку более  значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты  можно рассматривать как частные  случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для  сферы обыденного сознания представление  о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик  межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной  перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных  негативных установок по отношению  к другим группам.

Особенное распространение  получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп, строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных  регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная  аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Взаимопонимание партнеров по общению  предполагает знание каждым из них  психологии другого человека: его  ценностных ориентаций, мотивов и  целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п.

Интересная для нашего исследования точка зрения на структуру  психики представлена в работах  А.В. Петровского и строится с  позиции анализа социальных взаимоотношений  субъекта. Он выделил в структуре  личности системную организацию, ее индивидуальности, то есть внутрииндивидную (интраиндивидную) подсистему, представленную в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности. Так как личность является субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, она не может быть заключена в определенное замкнутое пространство внутри органического тела индивида. Поэтому личность обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Из этого следует, что личность в системе своих действительных отношений как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности. Эти подсистемы (интраиндивидная и интериндивидная) не могут объяснить все проявления личности. А.В. Петровский, выделил третью составляющую структуры личности - метаиндивидную (надындивидную). В этой подструктуре личность не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих здесь и теперь связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. По словам Сухомлинского: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом». Таким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях (интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная). Метаиндивидная подсистема личности в большей мере, чем другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей человека - потребность быть личностью, т.е. своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной  представленности и продолжености  в них получил название персонализации. «Персонализация (от лат. persona - личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность [, с.255]. (Словарь стр.255) При таком подходе личность развивается как системное социальное качество индивида, а именно как его способность обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою представленность в них. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие персонализации в этом значении было введено В.А. Петровским. Потребность в персонализации - не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми. Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации - деятельность, поскольку именно по средствам своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность. (Словарь стр.256)

Явление персонализации открывает  возможность пояснить всегда волновавшую  человечество проблему личного бессмертия. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением. Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, что формирует в других его идеальную представленность, его личностность, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Смысл выражения «Другой человек представлен во мне как субъект» означает, что «я более или менее осознанно переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, готовность другого преобразовать эту ситуацию, внести в нее что-то свое, личное, и тем самым произвести изменения в системе моего отношения к миру».

Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуально-психологических  особенностей человека, которые позволяют  ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к персонализации обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Но существует и такие индивиды, у которых личностные характеристики настолько бедны, что они не могу оказать никакого воздействия, ни каких изменений (ни вредных, ни полезных) на окружающих его людей. Характеристикой таких индивидов является безличность, т.е. для других людей он бесполезен, его присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни.

А. В. Петровским экспериментально выявлено, что полноценное и социально-позитивное проявление к персонализации  обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив, тогда как в группах низкого уровня развития персонализация одного человека (лидера) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей. Сам факт персонализации может быть установлен экспериментально, что получило подтверждение в большом количестве исследований, выполненных с помощью метода отраженной субъектности. Во многих эксперементальных работах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях персонализация отсутствует. Референтная группа выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция заключается в мотивирующем влиянии реферетной группы, выступающей в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. сравнительная функция референтной группы проявляется в перцептивных процессах: она выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Выделяют также «положительные» и «отрицательные» группы. К первым относятся те референтные группы, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять. Ко вторым - группы, вызывающие, у индивида неприятие. Нередко референтная группа не подозревает о своей значимости для того или иного индивида. Тогда он, как правило, строит свои предположения, о возможном мнении группы о себе. (Словарь стр.74)

Для того чтобы достоверно определить характер смысловых преобразований поведения и деятельности ребенка, а из этого выделить индивидуально-психологические характеристики педагога, обусловившие эти преобразования у формирующейся личности, можно воспользоваться методом отраженной субъектности. В понятии « отраженная субъектность» воплощается наше представление о личностном аспекте бытия человека в мире, об объективной представленности человека в жизни других людей, о «продолжености человека в человеке». В самом общем плане оно может быть определено как «бытие кого-либо в другом и для другого». Такие понятия, как «межиндивидуальное влияние», «межличностное восприятие», «интроекция», «идентификация» указывают на отдельные аспекты феномена отраженной субъектности. Отраженная субъектность есть, таким образом, форма идеальной представленности одного человека в жизненной ситуации другого, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для этого другого направлении. Отражаясь в индивиде другой человек выступает как деятельное начало, меняющее взгляд этого индивида на вещи, формирующее у него новые побуждения, ставящее перед ним новые цели; основания и последствия активности другого не оставляют индивида равнодушным или, лучше сказать, имеют для него тот или иной личностный смысл. Принцип отраженной субъектности был разработан В. А. Петровским. В отличие от других традиционных методик исследования личности, при реализации принципа отраженной субъектности методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует эксперементатора, а к другим людям - носителям отраженной субъектности исследуемого индивида.(Словарь стр.274) Причем об экспериментальной ситуации не знает ни исследуемый, ни испытуемые.

Чтобы понять личность учащегося, педагог  должен рассматривать школьника  в системе его действительных отношений со сверстниками, родителями и учителями, а не как образованную жестким сочетанием «атомов» индивидуальных качеств изолированную «молекулу» в организме класса и школы. Необходимо изучить и группы, в которые он входит, в которых он действует и общается, производит и принимает «вклады», осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и в свою очередь претерпевая изменения, приняв «вклады» от них.

Из всего вышесказанного можно определить общий принцип экспериментального исследования личности в аспекте отраженной субъектности, т.е. принцип отраженной субъектности. В исследовании должно принимать участие как минимум два человека. Для их обозначения обычно применяются термины Испытуемый и Исследуемый. Исследуемый выступает как объект психологического анализа; именно его личность интересует экспериментатора в первую очередь, о его отраженной субъектности идет речь. Испытуемый — это носитель отраженной субъектности Исследуемого, именно его непосредственно изучает экспериментатор, собирая эмпирический материал. Суть данного метода заключается в следующем: экспериментатор с помощью соответствующих методик оценивает или измеряет психологические особенности какого-либо индивида, выступающего в роли Испытуемого. Его устойчивые характеристики принимаются в качестве точки отсчета. Затем к эксперименту подключается исследуемый. Изменения в устойчивых характеристиках Испытуемого выступают в качестве исходной характеристики личности Исследуемого. Предполагается, что мерой его личностности служит фиксируемая экспериментатором степень значимого изменения поведения и сознания других людей. Таким образом, явления отраженности, запечатленности Исследуемого в системе вызываемых им изменений жизненных проявлений Испытуемых позволяют выявить личностный модус индивидуальности Исследуемого как источника новых смыслов для Испытуемого.

Метод отраженной субъектности был реализован при изучении воспитывающих взрослых в многочисленных экспериментах [см. В.А. Петровский, 1986; А.В. Петровский (ред.), 1987; и др.]. Разрабатываемая концепция содержит в себе предпосылки для изменения существующих представлений о воспитывающем взрослом, ситуации педагогического общения (в частности, акцент здесь падает на косвенные и неосознаваемые аспекты взаимных влияний) и, кроме того, дает инструмент диагностики позиции воспитателя. Перспективой практической реализации метода отраженной субъектности является создание приемов самодиагностики воспитывающих взрослых.

Информация о работе Особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста