Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение представления об учителе у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации.
Объектом исследования выступит образ учителя.
Предметом исследования является взаимосвязь уровня учебной мотивации и представления об учителе у детей младшего школьного возраста.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о положительной зависимости уровня учебной мотивации и сформировавшемся представлении об учителе, т.е. чем лучше отношение к учителю, тем выше уровень учебной мотивации.
Введение…………………………………………………………………………………
1 Младший школьник как субъект учебной деятельности.............................................
1.1 Особенности младшего школьного возраста........................................................
1.2 Обенности учебной мотивации младшего школьника...........................................
1.3 Особенности восприятия учителя младшими школьниками. Роль учителя в жизни младшего школьника.......................................................................................................................
2 Исследование особенностей представления об учителе у младших школьников....
2.1 Методическая организация исследования…………………………
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………
Если говорить о
желании учиться, то можно
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Впервые слово “мотивация” употребил Шопенгауэр в статье “Четыре принципа достаточной причины”. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Необходимо определить: что же такое мотив?
Л. И. Божович и ее сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: « При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться»
В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае она определяется как совокупность факторов. Поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (Мадсен, Годфруа), в других случаях – как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьих – как побуждение, вызывающее активность организма, и определяющая ее направленность. Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Каждому учителю необходимо в своей
работе учитывать особенности
Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере ещё отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. Важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообразования и совершенствования в будущем.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные.
Рассмотрим некоторые группы мотив, характерные для младшего школьного возраста.
Широкие социальные мотивы включают в себя мотивы долга и ответственности (понимания своего долга перед учителем, классом, самим собой), мотивы самоопределения и самосовершенствования. Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте имеют большое значение. Детский сад и семья создают у ребёнка определённую социальную установку, он понимает, что должен хорошо учиться, закончить школу, понимает, что знания нужны ему для будущего; он хочет быть культурным и развитым, стремиться выполнить требования учителей и родителей. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако одного понимания значимости учения еще далеко не достаточно. Ответственное отношение предполагает высокий уровень самоконтроля и самооценки. В связи с этим очень важно формировать умения организовать свою учебную деятельность, планировать ее, контролировать выполнение: не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца.
Мотив «хочу получать хорошие отметки ». В исследованиях психологов приводятся разноречивые данные об отношении учащихся младших классов к отметке. Так, Л.И. Божович, Н.И. Морозова, Л.И. Славина, исследуя отметку как мотив учебной деятельности, пришли к выводу, что для младших школьников «отметка не имеет ещё той побудительной силы, которую она приобретает в последствии». Дети не хотят получать разнообразные отметки. Маленькие школьники не соотносят качество отметки с качеством результатов своей учебной работы. Дети видят смысл отметки в том, как они выполнили задание, а в том, как они старались его выполнять. В исследованиях П.М. Якобсона были получены несколько иные данные. Дети указывают, что написано грязно, с ошибками, т. е. могут соотносить качество отметок с результатами учебной деятельности. В то же время у детей наблюдается тенденция повысить себе отметку.
Отметочная мотивация требует особого внимания, так как таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, личной направленности. Чаще дети стремятся к отметке не ради оценки знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок (например, списывание). Становясь чуть ли не единственным мотивом учения, она не способна развивать познавательные интересы. Ш.А. Амоношвилли строит обучение так, что в процессе формирования учебной деятельности младших классов не участвует отметка. Он считает, что при использовании отметок «мотивационной основой учебной деятельности учащихся » оказывается тревожность, но не интерес. Обучение без отметок является фактором, способствующим понижению тревожности и повышению уровня учебно-познавательных мотивов.
Учебно-познавательные мотивы (мотивация
содержанием и мотивация
В любви к деятельности в качестве побудителя может выступать результативная сторона, возможность занять определённое положение в коллективе, получить одобрение и т. п., но может выступать и процессуальная сторона. В первое время любовь к учебной деятельности имеет элементарные проявления: читать, писать. В дальнейшем интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. В конце концов, интерес к процессу, слившись с интересом к содержанию учения, интересом к познанию превращается в интеллектуальный поиск, в процесс познания, движется к истине.
Разграничение мотивов, связанных с содержанием учения (мотивация содержания) и процессом учения (мотивация процесса), помогает более глубоко проанализировать мотивационную сферу. Мотивация содержания и мотивация процесса в основе имеют различные потребности. Формирование мотивации содержания связано с созданием условий для опредмечивания потребности в новых впечатлениях, в то время как в основе мотивации процесса лежит потребность в активности. Познавательная потребность, есть сплав этих двух потребностей: потребности в новых впечатлениях и потребности в активности.
2.3 Особенности восприятия учителя младшими школьниками. Роль учителя в жизни младшего школьника
Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и учителя, и ученика. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к ученику как субъекту. Что это означает? Во-первых, уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его свободной субъективной воли. Во-вторых, интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху. В-третьих, восприятие индивидуальности как ценности со всеми только ему присущими качествами и свойствами.
При организации общения с учеником учитель должен учитывать то психологическое состояние, в котором находится ребенок. Немаловажна в общении с детьми и дистанция, которую держит по отношению к ним учитель. Это своеобразная форма выражения отношения. Она различна у педагогов. Чем больше учитель боится детей, не верит в свои силы, тем более он увеличивает дистанцию. Способы изменения дистанции — это и обращение к ученику, и тональность речи. Важно в первые моменты общения с детьми найти дистанцию, которая не была бы большой, но и не оказалась бы претензией на слишком ранние дружеские отношения безо всяких на это оснований.
Один из ключевых моментов - установление личных контактов с каждым ребенком. Личный контакт создает у ребенка уверенность в том, что его заметили, им интересуются, ему уделяют внимание, о нём заботятся.
Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями.
В системе "учитель - ученик" наиболее исследовано понимание учащихся учителями, которое рассматривается как сторона педагогической деятельности и как компонент педагогических способностей, в значительной мере определяющий процесс формирования других компонентов.
Проблема понимания педагогов
учащимися стала
В педагогической психологии в основном изучены особенности понимания учителей учащимися младшего и старшего школьных возрастов (Г.Г. Гусева, 1971; В.И. Максакова, 1979; Н.Ф. Маслова, 1980 и др.). Установлено, что уже в младшем школьном возрасте прослеживается определенная динамика понимания учителей: так, образ учителя, формирующийся в сознания первоклассника, характеризуется слитностью, отсутствием дифференциации личностных и деловых черт педагога. Восприятие учителя второклассниками становится более дифференцированным, в нем выделяются профессиональные черты, наиболее часто употребляемые им способы педагогического воздействия, особенности внутреннего мира учителя.
Большинство авторов отмечает нерасчлененность понимания младшими школьниками учителей и отношения к этим учителям, однако, по последним данным, в ряде случаев учащиеся склонны воспринимать учителя критически и дифференцированно. Им свойственны эталоны учителя, содержащие функциональные характеристики его личности, нравственных и эмоционально-волевых черт
Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является педагог (его роль). Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М. Юсупов в книге «Психология взаимопонимания»: «В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших.
Для учителя очень важно знать, как воспринимают его учащиеся, что считают в его облике главным. Это дает ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом.
Однако пока остается открытым вопрос о том, каким воспринимают своего учителя дети, какие качества личности являются главными в образе педагога, определяющими отношение ребенка к нему, как в связи с этим отражением и отношением ученик строит свое поведение с учителем. Образ учителя у младших школьников характеризуется целостностью, отсутствием дифференцирования личных и деловых качеств; оценка первого учителя носит, по преимуществу, эмоциональный характер. Наиболее значимыми качествами личности учителя для младшего школьника являются качества, отражающие его отношение к другим людям.
Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики обычно хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.