Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение представления об учителе у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации.
Объектом исследования выступит образ учителя.
Предметом исследования является взаимосвязь уровня учебной мотивации и представления об учителе у детей младшего школьного возраста.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о положительной зависимости уровня учебной мотивации и сформировавшемся представлении об учителе, т.е. чем лучше отношение к учителю, тем выше уровень учебной мотивации.
Введение…………………………………………………………………………………
1 Младший школьник как субъект учебной деятельности.............................................
1.1 Особенности младшего школьного возраста........................................................
1.2 Обенности учебной мотивации младшего школьника...........................................
1.3 Особенности восприятия учителя младшими школьниками. Роль учителя в жизни младшего школьника.......................................................................................................................
2 Исследование особенностей представления об учителе у младших школьников....
2.1 Методическая организация исследования…………………………
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………
Это определяется тем, что в начальных классах коллектива по существу нет, он только начинает формироваться; позиция каждого ученика создается в основном через учителя. Преимущественно через учителя строятся в классе отношения между детьми: учитель организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе - глазами учителя.
Но влияние педагога будет оптимальным только в том случае, если ученик положительно относится к учителю, если в его сознании складывается представление об учителе как о человеке много знающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что, прежде всего учитель должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком.
Он должен уметь понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства учителя, его общения зависят взаимопонимание, установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.
Для младшего школьника школа - это, прежде всего, учитель. Если ребенок любит учителя, значит, он любит учиться, любит школу. Психологическая совместимость между учителем и учащимися - одно из условий эффективного учебного процесса.
Младшие школьники видят в своих учителях в основном положительные качества личности и свойства характера, проявляя в то же время достаточную проницательность в восприятии отрицательных качеств и свойств. Последнее связано с преодолением «эффекта ореола», свойственного большинству учащихся младшего школьного возраста, а также с ростом критичности подростков по отношению к взрослым.
Младшие школьники наиболее часто характеризуют коммуникативные качества своих учителей, особенности их деятельности по обучению детей, свое отношение к учителям. Реже они оценивают отношение учителей к работе, их интеллектуальные и волевые качества, особенности внешности.
С четвертого по шестой класс увеличивается внимание учащихся к воспитательной деятельности учителей. При этом увеличивается объем характеристик учителей как воспитателей. Этот факт вызван возрастающей общественной активностью младших подростков, их направленностью на общественно полезную деятельность и общение, развитием потребности самоутверждения в коллективе сверстников.
В исследуемый возрастной период повышается сензитивность учащихся к тому, как к ним относятся учителя. К концу четвертого класса негативных характеристик учителей у мальчиков уменьшается, а у девочек – устойчиво увеличивается.
Таким образом, личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний – радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается и т.д. Уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному - положительное, отрицательное и конфликтное.
2 Исследование особенностей
2.1 Методическая организация исследования
Исследование проводилось в феврале – марте 2012 года на базе ГУО «Начальная общеобразовательная школа №1 г. Гродно». В данном исследовании приняли участие 84 учащихся 4-х классов общеобразовательной школы.
В качестве диагностического инструмента изучения особенностей представлений об учителе у младших школьников был использован следующий диагностический инструментарий.
1 Анкета «Оценка уровня школьной мотивации», разработанная Н.Г. Лускановой (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Выбор данной методики обоснован необходимостью исследования уровня школьной мотивации младших школьников, а данная методика является валидным и надежным способом его изучения, следовательно, позволяет получить достоверные результаты.
Цель данной методики: изучить уровень школьной мотивации у младших школьников.
Процедура исследования и инструкция: детям предлагается анкета из 10 вопросов, на которые школьникам необходимо ответить «да», «нет», «бывает по-разному». Каждый положительный ответ ребенка оценивается в три балла, нейтральный ответ оценивается в один балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценка в два балла отсутствует, так как при оценках в три, один и ноль баллов возможно более надежное разделение детей на группы с высоким, средним и низким уровнем учебной мотивации.
Обработка и анализ результатов методики проводилась согласно разработанной автором методики интерпретации.
2 Авторская методика «Пословицы», направленная на изучение особенностей представления об учителе у младших школьников (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Выбор данной методики обоснован необходимостью изучения представления об учителе у младших школьников.
Назначение методики: изучение представлений младших школьников об учителе.
Стимульный материал представлен 24 пословицами об учителе и качествах человека.
Процедура исследования и инструкция. В качестве процедуры исследования использовалось построение психосемантического пространства на основе 5-ти бального шкалирования 2 ролевых элементов: «Хороший учитель», «Плохой учитель». При проведении исследования использовались только заданные конструкты. В нашем исследовании для оценивания использовались 24 специально разработанные однополярные шкалы-конструкты, в качестве которых использовались пословицы и поговорки об учителе и качествах человека.. Будучи предложениями, т. е. единицами с замкнутой структурой, пословицы и поговорки обладают смысловой завершенностью и несут в себе совокупный общественный опыт, т.е. воспринимаются всеми детьми примерно одинаково, что позволяет получить надежные результаты. Каждый ученик должен был оценить степень соотнесения данной пословицы с характеристикой «хорошего учителя» и «плохого учителя» в 5-бальной системе: «5» - соответствует, «4» - скорее да, чем нет, «3» - затрудняюсь ответить, «2» - скорее нет, чем да, «1» - не соответствует.
Полученная в ходе психосемантического эксперимента факторная структура по существу представляет собой набор смысловых измерений, с помощью которых испытуемый оценивает исследуемую область реальности. При ее анализе учитывались следующие параметры:
- мощность выделяемых факторов,
что отражает субъективную
- содержание выделенных факторов.
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
В результате проведенного эмпирического исследования взаимосвязи уровня учебной мотивации и сформировавшегося представления младших школьников об учителе были получены следующие результаты.
1 В исследовании уровня учебной мотивации приняло участие 85 учащихся 4-х классов учреждения образования.
По результатам анкетирования «Оценка уровня школьной мотивации», разработанного Н.Г. Лускановой, было получено следующее распределение учащихся по степени выраженности данной характеристики: 33 ученика имеют высокий уровень учебной мотивации, что составляет 38, 8% от всех респондентов; 22 ученика имеют средний уровень учебной мотивации, это составляет 25,8% от всех респондентов; 30 учеников имеют низкий уровень учебной мотивации, что составляет 35% всех испытуемых.
Для большей наглядности приведем полученные результаты в процентном соотношении (см. рис. 2.1).
Рисунок 2.1 – Уровни учебной мотивации у младших школьников (%)
Как видно из представленных данных младшим школьникам характерны уровни учебной мотивации разной степени выраженности. Преимущественное большинство учащихся имеют высокий и средний уровень мотивации, что говорит о заинтересованности детей в обучении. Следует заметить, что у детей с высоким уровнем мотивации преобладает заинтересованность в получении знаний, им нравится сам процесс обучения. Эти дети не только с удовольствием посещают школу, но и хорошо выполняют все предъявляемые школой требования, показывают себя с самой лучшей стороны, проявляют активность во всех сферах учебной деятельности. Как правило, у учащихся с высоким уровнем учебной мотивации доверительные отношения с учителем, что так же способствует повышению желания заниматься учебной деятельностью. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Что касается же учащихся со средним уровнем мотивации, то для них стимулом обучения больше является получение положительной отметки, принятие среди сверстников. Школа этих детей больше привлекает своей внеурочной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Из представленных данных видно, что среди учащихся начальной школы достаточно высокий процент учеников с низким уровнем учебной мотивации. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. Как правило, такие дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, учителями. Школа нередко для них выступает как враждебная среда. В нередких случаях учащиеся с низким уровнем мотивации могут отказываться от выполнения тех или иных заданий, а также чаще других проявляют агрессию как по отношению к изучаемому материалу. Так и к учителю, сверстникам. Необходимо отметить, что негативное отношение к школе и обучению в целом может быть вызвано не столько успехами-неуспехами ребенка в овладении знаниями, сколько отношениями, которые складываются в процессе обучения между ребенком и учителем, между учащимся и одноклассниками. Так же одной из причин негативного отношения в школе может послужить непонимание ребенком цели обучения. Такие дети не знают для чего им учиться, и от этого не желают посещать школу, выполнять домашние задания. Нередким случаем также является и страх перед школой.
Таким образом, мы можем наблюдать, что для учащихся 4-х классов характерны различные уровни учебной мотивации, что объясняется различием мотивов учения у каждого из школьников. Кто-то воспринимает обучение в школе, как очень полезный и интересный труд, со старанием выполняет все предложенные задания, а кто-то воспринимает просто как обязанность, не воспринимая при этом цели обучения, не осознавая значимости получения знаний для будущего становления личности.
2 Методика «Пословицы»
В ходе исследования уровня мотивации младших школьников было выявлено 3 уровня: высокий, средний, низкий. Для определения особенностей представления об учителе у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации, мы сочли возможным использовать значения только крайних уровней, т.е. только высокого и низкого уровней. Это обусловлено тем, что срединные значения могут быть противоречивыми и менее весомыми. Таким образом, респондентами выступили 33 ученика с высоким уровнем учебной мотивации и 30 учеников с низким уровнем мотивации.
В исследуемой группе были выявлены
факторные структуры, при анализе
результатов рассматривались
Рассматривая особенности
Нами была выявлена многофакторная структура, объясняющая 77,352% общей дисперсии. Данными факторами не исчерпывается вся факторная структура содержательных особенностей представлений об учителе у младших школьников, но пользуясь критерием каменистой осыпи, мы сочли необходимым рассмотреть только первые четыре наиболее весомых фактора, суммарный вес которых составляет 54,0%.
Для удобства анализа представим распределение факторов на графике (рис. 2.2)
Рисунок 2.2 – Факторная структура содержательных особенностей представлений о хорошем учителе у младших школьников с высоким уровнем учебной мотивации
Суммарный вес первого фактора составляет 4,778, что составляет 19,91% объясняющей дисперсии. Данный фактор включает в себя следующие конструкты: «Вместе и беда легче переносится» (факторный вес 0,592), «Чтоб в почете быть, нужно труд любить» (0,703), «Учи других и сам научишься» (0,686). Можно говорить о биполярности данного фактора, поскольку в него вошел конструкт с противоположным значением: «Паршивая овца все стадо портит» (- 0,566). Данный фактор по своему содержанию является сравнительно однородным. Его можно определить как «Трудолюбивый человек». Отсюда, мы видим, что учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации хорошего учителя в первую очередь представляют, как трудолюбивого, старательного, ответственного, целеустремленного. Следовательно, это человек, с которого можно брать пример. Учащиеся указывают на то, что только благодаря трудолюбию, настойчивости можно добиться высот в своем деле. В то же время, мы видим, что учащиеся выделили тот момент, что учителю не любящему свою работу, учителю, который не может много времени уделять работе, не место в школе.
Суммарный вес второго фактора составляет 3,370, что определяет 14,045% объясняемой дисперсии. Фактор объединил следующие конструкты: «В тихом болоте черти водятся» (0,838), «Не место красит человека, а человек место» (-0,599), «Учитель – это человек, который может трудные вещи делать легкими» (- 0,913). Данный фактор объединил конструкты, которые характеризуют хорошего учителя, как профессионала своего дела. По мнению детей в хорошем учителе должны гармонировать личностные и профессиональные качества. Он должен любить и понимать детей, находить индивидуальные подходы к ним. Учитель должен уметь заинтересовать детей, создать такие мотивы, которые будут побуждать детей к учению. Учитель должен быть творческим человеком, уметь построить урок так, чтобы детям было интересно. Учитель – профессионал – это тот, кто не останавливается на достигнутом, а движется вперед.. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Он – совершенный учитель». Л.Н.Толстой. Так оно и есть.