Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:34, курсовая работа
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в вузе.
А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, И.М. Улановская раскрывают понятие совместной деятельности с помощью анализа представлений о субъекте совместной деятельности. Следует отметить, что если субъектность индивида принимается однозначно, то вопрос о субъектности группы остается проблематичным, хотя проблему коллектива как субъекта деятельности и общения поставили А.В. Петровский, Л.И. Уманский и его ученики (А.В. Петровский, Л.И. Уманский, 1970). Сегодня можно говорить о существовании двух взглядов на сущность субъекта совместной деятельности.
С одной стороны, индивид определяется в качестве субъекта совместной деятельности. Е.В. Шорохова отмечает: «Нет никакой специфической социальной психологии, которая не была бы психологией личностей, находящихся в определенных отношениях». Данное положение подтверждается в теории совместно-индивидуального моделирования совместной деятельности (Л.И. Уманский), в теории об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Н.П. Щербо), о ситуации индивидуального решения задачи в условиях соприсутствия другого человека (Н.Н. Обозов, Дж. Сильверман и И. Джерингер). Тем не менее, результаты ряда исследований совместной деятельности представляют наличие специфических характеристик, которые не могут быть объяснены через анализ деятельности отдельного человека в группе как субъекта совместной деятельности.
С другой стороны, под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих (по определению Л.И. Уманского) одну «общую» задачу на «одном пространстве в одно и то же время». Однако, как отмечают А.И. Донцов, Е.М. Дубовская и И.М. Улановская «сам факт предъявления задачи соприсутствующим индивидам не гарантирует групповой или совместной формы ее решения», а существование группы как коллективного субъекта деятельности должно представлять собой результат анализа деятельности и взаимодействия включенных в нее индивидов. При этом, исследователи рассматривают такую совокупность индивидов с различных позиций:
- как социальную единицу, обладающую
способностью к социальному
- как взаимосвязанную и
- как совокупность субъектных качеств, принадлежащих группе (А.С. Чернышев, А.С. Крикунов, Т.И. Сурьянинова, А.И. Донцов);
- как всякую совместно
Совмещая эти взгляды, А.Л. Журавлёв отмечает следующие черты коллективного субъекта: взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе, способность группы проявлять различные формы совместной активности, способность группы к саморефлексии. В данной работе, опираясь на взгляды А.Л. Журавлёва, А.С. Чернышева, Л.И. Уманского мы понимаем совместную деятельность как организованную в определённых времени и пространстве систему активности взаимодействующих индивидов группы, детерминированную единой задачей. Опираясь на второй подход в понимании субъекта совместной деятельности, следует выделить дополнительные черты, объясняющие особенности его функционирования.
Ряд исследователей рассматривают проблему субъекта совместной деятельности с точки зрения структуры и содержания самой деятельности. В работе Р.Л. Кричевского отмечается направленность взаимодействия в группе, определяемая мотивом их деятельности. М.Г. Ярошевский предполагает, что субъект совместной деятельности формируется под влиянием социальной заданное, значимости и конкретного содержания самой деятельности. По мнению А.И. Донцова, «именно предметность социально обусловленной совместной деятельности может быть рассмотрена в качестве основы и ведущего фактора социально-психологической целостности коллектива как совокупного субъекта деятельности». В.В. Рубцов определяет субъект совместной деятельности через специфическую форму ее организации, предполагающую распределение и закрепление за отдельными членами группы ее действий и операций. А.Л. Журавлев в качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности выделяет следующие характеристики: «целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированность), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условия жизнедеятельности коллективного субъекта».
Другая группа исследователей рассматривают отдельные аспекты в совместной деятельности. Дж. Рассел интерпретирует совместную деятельность как процесс обмена информацией между участниками. Я. Яноушек выделяет выраженность и содержательность взаимодействия партнеров в процессе решения задачи. А.В. Беляева рассматривает «вербальное взаимодействие», Е.В. Цуканова исследовала влияние изменения условий протекания совместной деятельности на динамику «коммуникативного взаимодействия». Н.М. Полуэктова и Б.В. Тихонов анализировали влияние некоторых характеристик взаимодействия (таких, как четкость и гибкость распределения ролей) на производительность совместной мыслительной деятельности. А.С. Чернышев обсуждает вопрос о детерминации особенностей и структуры взаимодействия в группе межличностными отношениями, а Э.И. Маствилискер - обратное влияние самого взаимодействия субъектов на складывающиеся между ними отношения. А.Л. Журавлев отмечает, что «структура совместной деятельности фактически складывается, функционирует и развивается именно через взаимодействие между отдельными ее участниками». Г.М. Андреева решающим условием осуществления совместной деятельности выделяет «кооперацию» - своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную. В качестве важнейших взаимосвязанных ее признаков автор выделяет предметность и совместность. При этом, дифференциация ролей способствует достижению успешности при совместном решении задач.
Коммуникацию и рефлексию В.В. Рубцов рассматривает как средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности. Эти средства позволяют осуществлять групповое целеобразование и мотивообразование, обуславливаясь взаимодействием людей не только с предметом деятельности (т.е. предметностью), но и друг с другом (т.е. субъектностью). На основе пересечения предметности и субъектное возникают особые компоненты совместной деятельности. Б.Ф. Ломов и Е.И. Головаха выделяют такими компонентами общую цель, общий мотив, совместные действия, общий результат и субъективное отношение к нему группы.
В работе А.И. Донцова, Е.М. Дубовской и И.М. Улановской представлен подробный анализ теоретических взглядов на структуру и процессуальные характеристики совместной деятельности. Как указывают исследователи, основанием для определения структуры совместной деятельности в различных научных работах служит характеристика процессуальной стороны различных процессов:
- процесс общения (от выявления задачи, которая возникает в ходе взаимодействия, до согласования индивидуальных решений);
- процесс и формы
- взаимосвязанность (по типам изолированности,
предполагаемой
- кооперация (кооперативная задача,
кооперативная схема, внутренние
установки и интенции
- взаимодействие функционально-
- координация действий и
Авторы указывают, что «структура совместной деятельности, ее принципиальное отличие или сходство со структурой индивидуальной деятельности не стали пока предметом специфического исследования. Поэтому в каждом конкретном случае исследователи исходят либо из предполагаемой тождественности обоих видов деятельности, либо сводят структуру совместной деятельности к структуре других процессов». Обобщая положения различных работ, важно отметить, что схема совместной деятельности может быть следующей: предъявление внешней инструкции, формулирование групповой задачи, разделение функций, возникновение и реализация внутригрупповых феноменов (общение, взаимодействие и другие), влияющих на успешность конечного результата деятельности.
Анализ литературы показал, что взгляды большинства исследователей совместной деятельности можно объединить в четыре группы условий, которые способствуют превращению группы в успешного субъекта совместной деятельности: содержание осуществляемой совместной деятельности; организационно-структурные характеристики осуществляемой совместной деятельности (разделение функций, ролей, действий и операций); индивидуальные особенности участников; социально-психологические характеристики группы.
Таким образом, группа, осуществляемая совместную деятельность, представляет собой совокупность индивидов, находящихся в межличностных отношениях, опосредствованных деятельностью.
Отметим, что группа как субъект совместной деятельности предполагает обобщённую интерпретацию всех индивидуальных и личностных особенностей участников, а с другой стороны широта такой интерпретации требует уточнения рассматриваемых компонентов анализа совместной деятельности по отношению к каждому представителю группы.
Поэтому, наряду с представлением о совместной деятельности как о деятельности более чем одного человека следует подробно исследовать те характеристики, которые отличают более успешного субъекта совместной деятельности от менее успешного.
Одной из таких характеристик является мотивация участия в совместной деятельности (Г.М. Андреева, A.M. Донцов, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский, Н.Н. Обозов, Т.Г. Хащенко, Е.В. Шорохова, Н.П. Щербо). Рассмотрим проблему мотивации совместной деятельности.
Многочисленные идеи в отношении исследования мотивационной сферы личности, определяя собственную значимость, стали появляться ещё в работах древних философов: Аристотеля, Гераклита, Демократа, Лукреция, Платона. Изучение побудительных сил активности человека проявлялось в осмыслении таких понятий как «нужда», «влечение», «желание». В последующем основанием для различных точек зрения, касающихся объяснения деятельности личности, явилось рациональное и иррациональное понимание природы человека. Появление эволюционной теории Чарльза Дарвина, соединившей человека и животных в цепь исторического, анатомо-физиологического и психологического развития, повлекло за собой изучение общих форм поведения: разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдауголл, И.П. Павлов и др.). В 20-е и последующие годы XX столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, Г. Оллпорт). Важной отличительной особенностью мотивации человека явилось выделение вторичных (психогенных) потребностей (Г. Муррей).
Интерес к исследованию детерминации поведения человека вызвал появление широкого круга разнообразных психологических теорий за рубежом. Эти теории мотивации представляют различные способы объяснения и предсказания поведения. Так, в бихевиористских исследованиях Дж. Уотсона, К. Спенса реализован взгляд на внешнюю детерминацию поведения: ведущим и порой единственным фактором определяется система стимулов во внешней ситуации. Психоаналитический подход (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) объясняет поведение через глубинные процессы личности. Гуманистические теории (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) ставят во главу угла независимость и индивидуальность, транслируют понимание мотивации с вершин идеалов человека. Когнитивные теории презентуют поведение «изнутри», обусловливая его знанием, представлением человека о мире.
В отечественной психологии первой половины XX века вопросы мотивации поведения рассматривали А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, В.М. Боровский, Н.Ю. Войтонис. Л.С. Выготский первым стал разделять понятия «мотив» и «стимул», говоря о произвольной мотивации. Д.Н. Узнадзе рассматривал мотивацию с позиций «теории установки», полагая, что источником активности человека является неудовлетворенная потребность. Исследования мотивации во второй половине XX века так лее отражают «мотив» как производное явление от «потребности», акцентируя внимание на возможности и необходимости участия сознания в процессе формирования побуждений. По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивация - это субъективная, опосредованная процессом психического отражения, детерминация поведения человека. А.В. Петровский под мотивацией понимает побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. П.М. Якобсон рассматривает мотивацию как детерминацию конкретных форм поведения человека и как совокупность тех психических моментов, которыми определяется всё поведение человека в целом. Как совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, рассматривает мотивацию В.К. Вилюнас. Мотивация в системно-динамической модели И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова рассматривается как один из видов психической регуляции, который управляет и организует деятельность, интегрируя побуждения в целостное мотивационное побуждение.
Анализ отечественных теорий регуляции поведения личности подтверждает следующее утверждение: мотивация предполагает участие сознания и определяет преднамеренность осуществляемых личностью поведения и деятельности на основе отражения совокупности имеющегося ряда факторов и условий действительности и соотношения их с имеющимися у человека потребностями.