Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа
Актуальность этой темы в том, что в настоящее время внимание многих психологов в мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития; когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность темы связана с недостаточной изученностью, а так же с возможностью эффективной коррекции в раннем возрасте. . Зрительное восприятие как раньше, так и в современном мире вызывает огромный интерес. Если сопоставить количество исследований, а значит и число усилий, сделанных в отношении осязательного восприятия, и число исследований зрительного восприятия, то последнее гораздо существеннее, нежели первое. Следовательно, данная тема является актуальной.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Зрительное восприятие……………………………………………………………….6
2. Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста …………………………16
3. Инструментально-психологическое исследование зрительного восприятия детей дошкольного возраста…………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………………….....26
Список использованных источников …………………………………………
В развитии зрительного восприятия важными являются восприятие цвета и формы.
Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста.
В противоположность заявлениям Г.Фолькельта и других ученых о том, что ребенок до 7 лет “удивительно слеп к форме”, советские исследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, но и вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета. Так при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики). [22]
Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо “спрятать” цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно (З.М. Богуславская). [21]
Исключив “конфликтность” в предложенном детям-дошкольникам задании (или форма, или цвет), С.Н. Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.
В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так трех-, четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз, - воронку, в прямоугольнике – окно. Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик – как кусок мыла, а цилиндр – на стакан.
Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т.е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь – это прямоугольник, колпак лампы – шар, а воронка – конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится “видимой”: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом. [22]
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно)
Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.[23]
Зрительное восприятие тесно переплетается
с развитием зрительной памяти и мышления
дошкольников. При определении средств
развития зрительного восприятия дошкольников
следует исходить из основных положений
возрастных особенностей. Развитие зрительного
восприятия в целом - процесс необратимый.
И, если положительное воздействие приостановлено,
то процесс развития данного качества
может не только замедлиться, но и прекратится.
Учитывая индивидуальные психолого-педагогические
и физиологические особенности
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, с обучением продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.[25]
В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.[24]
Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем в процессе вычленения более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к основным частям предмета. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета. Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют перцептивную деятельность ребенка, а затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения.[25]
В ходе обследовательской
деятельности происходит как бы перевод
свойств воспринимаемого
Развитие восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения. Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности.
Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте. [27]
Для развития зрительного
восприятия необходимо использовать все
виды детской деятельности: игру, труд,
занятия и бытовую
Таким образом можно прийти к выводу ,что элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители. Дифференцировка комплексных раздражителей у детей первых лет жизни еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференцировки, возникающей в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением. Вместе с тем отмечается большая неустойчивость обоих процессов, их широкая иррадиация и, как следствие этого, неточность и непостоянство дифференцировок.
Для детей дошкольного возраста характерна малая детализированность восприятий и их большая эмоциональная насыщенность. Маленький ребенок прежде всего выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. Вследствие недостаточности опыта он еще не может отличать главные и существенные особенности предметов от второстепенных. Необходимые для этого условно-рефлекторные связи возникают лишь по мере действия с предметами в процессе игры и занятий.Значительные сдвиги в развитии зрительного восприятия у ребенка возникают под влиянием речевого общения с взрослыми, при организации специальных занятий. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают выделять их наиболее важные и характерные стороны, учат способам действия с ними, отвечают на многочисленные вопросы относительно этих предметов. Усваивая названия предметов и их отдельных частей, дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам.
3.Инструментально-
Для исследования были выбраны 25 девочек средней и старшей групп Детского сада № 2 и №14 города Гомеля.
Экспериментальный материал представляет собой карточки с рисунками. На 11-ти картинках, предлагаемых ребенку, даны изображения, при отрицательном или положительном ответе в таблицу заносятся баллы. Если испытуемый дает правильный ответ на все изображения на карточке, в бланк заносятся - 3 балла. Если частично, то 2 балла. Если ребёнок не даёт ни одного правильного ответа - 1 балл. Обработка материала происходит посредством простого суммирования баллов.
Наименование инструментального материала |
| ||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 | |||
| |||||||||||||||||||||||||||
Основные цвета |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | ||
Дополнительные цвета |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
333 3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 | ||
Реальные изображения |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 | ||
Наложенные предметы |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 | ||
Неполные изображения |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 | ||
Химерные изображения |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 | ||
Эмоции |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 | ||
Сложная картинка |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 | ||
Схема тела |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 | ||
Расположение предметов в пространстве |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 | ||
Геометрические фигуры |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Информация о работе Особенности зрительного восприятия дошкольников