Особенности зрительного восприятия дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы в том, что в настоящее время внимание многих психологов в мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития; когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность темы связана с недостаточной изученностью, а так же с возможностью эффективной коррекции в раннем возрасте. . Зрительное восприятие как раньше, так и в современном мире вызывает огромный интерес. Если сопоставить количество исследований, а значит и число усилий, сделанных в отношении осязательного восприятия, и число исследований зрительного восприятия, то последнее гораздо существеннее, нежели первое. Следовательно, данная тема является актуальной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Зрительное восприятие……………………………………………………………….6
2. Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста …………………………16
3. Инструментально-психологическое исследование зрительного восприятия детей дошкольного возраста…………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………………….....26
Список использованных источников …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности зрительного восприятия дошкольников - курсовая.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)



 

                                                          Бланк протокола

 

Таблица 1. Результаты исследования зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

       название

  №

       пол

     возраст

         дата

    баллы

Основные цвета

   1

женский

       5 лет

   03.02.2013

       24

Дополнительные цвета

   2

женский

       5 лет

   03.02.2013

       26

Реальные предметы

   3

женский

     5,5 лет

   03.02.2013

       30

Наложенные предметы

   4

женский

        5 лет

   03.02.2013

        25

Неполные изображения

   5

женский

         5 лет

   05.02.2013

        25

Химерные изображения

   6

женский

      5,5 лет

   05.02.2013

        27

Эмоции

   7

женский

         5 лет  

   05.02.2013

        27

Сложная картинка

   8

женский

      5,5 лет

   05.02.2013

        29

Схема тела

   9

женский

      5,5 лет

   09.02.2013

        28

Расположение предметов  в пространстве

  10

женский

      5,5 лет

   09.02.2013

        30

Геометрические фигуры

  11

женский

          5 лет

   09.02.2013

        27

 

 

  12

женский

         5 лет

   09.02.2013

        26

  13

женский

      5,5 лет

   12.02.2013

        29

  14

женский

         5 лет

   12.02.2013

        28

  15

женский

         5 лет

   12.02.2013

        26

  16

женский

      5,5 лет

   12.02.2013

        27

    17

женский

      5,5 лет

   18.02.2013

        29

   18

женский

      5 лет

   18.02.2013

        26

   19

женский

      5,5 лет

   18.02.2013

        28

  20

женский

         5 лет

   18.02.2013

        28

  21

женский

      5,5 лет

   18.02.2013

        27

  22

женский

         5 лет

   18.02.2013

        27

  23

женский

         5 лет

   20.02.2013

        24

  24

женский

      5,5 лет

   20.02.2013

        25

  25

женский

         5 лет

   20.02.2013

         28


 

Полученный результат  характеризует уровень  развития зрительного восприятия девочек.  Результат сопоставляется с нормой , характерной для данного возрастного  периода. [26]

Из представленных данных видно, что для девочек  дошкольного  возраста характерно типичное для данного периода, развитие зрительного восприятия. В результате  исследования было выявлено , что общий балл незначительно ниже у девочек средних групп, и выше у девочек старших групп. Эта разница обусловлена разницей в возрасте-пол года. Можно сделать вывод, что уровень развития зрительного восприятия девочек 5 и 5,5 лет, соответствует норме. [27]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.                                                                                                

       На  основе анализа литературы ,была выявлена  специфика развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста ,определено  понятие зрительного восприятия и его структуру , выявлены  особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста: эксперементально-псилогическое  исследование  детей дошкольного возраста с типичным видом развития.                                                                                           Теоретический анализ литературы показал, что  зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, операциональное значение.                                                                                                                                            Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в дошкольном возрасте. Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться   зрением для удовлетворения различных жизненных потребностей.  В ходе практического исследования было выявлено, что   уровень развития зрительного восприятия девочек  дошкольного возраста , опрошенных в двух детских садах  города Гомеля, соответствует норме.

Актуальность этой темы в том, что в настоящее время внимание многих психологов в мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития; когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

        Актуальность темы связана с  недостаточной изученностью, а так  же с возможностью эффективной  коррекции в раннем возрасте. . Одним из важнейших показателей  психического развития детей  дошкольного возраста является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность овладения когнитивными умениями, включая в том числе, и такие важные базовые умения как письмо, чтение, рисование в начальной школе. Таким образом, можно сделать вывод ,что именно период дошкольного детства является периодом самого интенсивного развития зрительного восприятия и на его основе всех психических процессов.                                                   Практическая значимость: выделенные возрастные характеристики восприятия детей дошкольного возраста, уровни развития основных компонентов зрительного восприятия, могут быть использованы при проведении диагностического обследования детей и выступать основами для оценки развития детей дошкольного возраста, проводить коррекционную работу. Так же выявленные особенности зрительного восприятия могут быть использованы методистами при составлении и совершенствовании методических пособий, авторами учебников при составлении вариативных заданий. Зная особенности зрительного восприятия дошкольников можно помочь воспитателям правильно выстроить свою деятельность и деятельность детей при организации обучения в дошкольных учреждениях, а так же родителям дошкольников в семье. Можно отметить, что изучение восприятия вооружает учёных умением выявлять и лечить детей с нарушениями сенсорно-перцептивной системы. Научная новизна исследования: установлены идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты темы - зрительное восприятие, которые важны не только для истории психологии как науки вообще, но и является центральными для эксперементальной психологии в часности. Установлены данные о том , что этот раздел психологии имеет дело с важнейшими, если не с решающими аспектами повседневного взаимодействия человека с внешней средой. Систематизированы виды зрительного восприятия, выделены его составляющие, выявлены особенности зрительного восприятия в дошкольном возрасте.                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие. М.: Академия ,2007- 416с.
  2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М. Изд-во АПН РСФСР, 1960.-380с.
  3. Алексо В.А. Влияние игрового материала на формирование   обобщенного способа сборки целого изображения // Материалы Х городской научно-практической конференции «Молодые ученые – нашей новой школе» - М.: МГППУ, 2011 г. С.16-18. 
  4. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 288-318.
  5. Носуленко В.Н. Психофизика воспринимаемой среды. Проблемы воспринимаемого качества. РАН. 2007. – 400 с.
  6. Барабанщиков, Белопольский. Стабильность видемого мира. Инстирут психологии РАН. 2008. – 300 с.
  7. Белопольский. Взор человека. Механизмы, модели, функции. РАН. 2007. – 415 с.
  8. Марк Д. Фершильд. Модели цветового восприятия. Перевод: А.Е. Шадрин/ под ред. А.А. Френкель. СПб.: 2006. – 410 с.
  9. Психология ощущений и восприятия/ Любимова В.В., Михайловская М. Б., / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: 1999. – 610 с.
  10. Зинченко В.П., Зинченко Т.В. Восприятие // Общая психология / под ред. Петровского А.В. – М., 1986.-506с.
  11. Реан А.А. “Психология человека от рождения до смерти”. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-656с.
  12. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. Земцовой М.И.,  Певзнер М.С., Каплан А.И. – М. Просвещение 1967.-280с.
  13. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение 1990.-340с.
  14. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду .  – М.: ГороД, 1998.-314с.
  15. Рубашкина Л.С. Обучение зрительному обследованию при формировании     познавательной деятельности детей. // Материалы 20   Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. – М., 1980.-130с.
  16. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.-С. 24-38.
  17. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Изд-во МГУ, 1973.-405с.
  18. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированость межличностного восприятия. М., 1992. – 380 с.
  19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной /2-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 1999. – 206 с.
  20. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М.: Адель, 1998.-200с.
  21. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии – М. 1999 – 448 с.
  22. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.-146с.
  23. Каплан А.И. Развитие зрительного восприятия у детей с остаточным зрением. // Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. – М., 1980.-115с.
  24. Мирокян А.И. Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях. – М., 2001. – 568 с.
  25. Алексо В.А. Роль составных картинок в обучении конструированию детей дошкольного возраста // European Social Science Journal. 2011. № 8. С.166-171.
  26. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владос, 2005. С. 5-18).
  27. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих  дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.-340с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Курсовая работа содержит 36 страниц, 27 источников литературы.

Ключевые слова:  дошкольный возраст, зрительное восприятие,  особенности  развития зрительного восприятия.   

Объект исследования:    зрительное восприятие.

Цель работы: выявление особенностей зрительного восприятия дошкольников. Исследование    зрительного восприятия дошкольников.                                                                                                        

Предмет исследования:   особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Методы: метод теоретического анализа и обобщения психологической  литературы.

Задачи: установить на основе анализа литературы специфику развития зрительного восприятия детей дошкольного  возраста;определить понятие зрительного восприятия и его структуру; выявить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста: эксперементально-псилогическое  исследование  детей дошкольного возраста с типичным видом развития.    

Выводы: Теоретический  анализ литературы показал, что  зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в дошкольном возрасте. Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться   зрением  для удовлетворения различных  жизненных потребностей.  

 

 

 


Информация о работе Особенности зрительного восприятия дошкольников