3. К.А. Абульханова-Славская рассматривает
проблему отношений не просто
как безличную категорию, а
подчеркивает ее личностный аспект.
К.А. Абульханова-Славская вводит
понятие личностные отношения
как основу построения жизненной стратегии.
Личностные отношения^ являются не просто
взаимодействием с «другими»,
а становятся самоопределяющими, соединяясь
со всей системой понятий, символов, значений,
выработанных человечеством и; данным
обществом. Общаясь, взаимодействуя, объединяясь
с системой ценностей, взглядов, установок,
позиций, человек не перестает быть самоопределяющейся
и в своем сознании в бытии. Это самоопределение
осуществляется через разрешение противоречий
построения личностных отношений: «я»-
- «социум», «я» - «другой»,
с которыми связан динамический; и функциональный
механизм сознания; — социальное мышление.
В работах современных исследователей
психологии отношений -В.А. Ганзен;
Я.А. Пономарев, Б.И. Беспалов,, В.А. Зобков,
К.В. Левченко, данное понятие, рассматривается
с позиции связующего звена в системе
«субъект-объект» и, «человек-мир». Отношения
рассматриваются как связь между элементами
психики, обеспечивающими) ее целостность.
Помимо» этого отношения рассматриваются
как движущая сила.активности.
5. Подростковый возраст является
важным периодом в развитии
личности взрослого человека. От
того, какие изменения произойдут
в этот возрастной период, будет
во многом зависеть жизненный
сценарий человека: благоприятный
или неблагоприятный. В подростковом
возрасте формируются такие важные новообразования
как «чувства взрослости»,
социального сознания, самосознания, самоопределение
и т.д. Помимо этого данный! возрастной
период характеризуется повышенной внушаемостью
и комформизмом, недостаточным уровнем
развития критического мышления и способности
к рассуждениям, сложными и неоднозначными!
отношениями со взрослыми и т.д.
6. Выявлено, что, несмотря на
обилие и разнообразие определений
рекламы, на сегодняшний день
отсутствует акцентуация в
существующих дефинициях на само понятие
рекламы, ее функциональность, цель и основные
способы деятельности в рамках психолого-педагогической
деятельности. Современная реклама очень
тесно соседствует с понятием манипуляция.
7. Установлено, что в последнее
время реклама играет роль не столько
информатора, оповестителя, как это было
на протяжении многих веков развития рекламного
дела, а становится диктатором, который
стремится к стереотипизации поведения,
формирует морально-нравственные нормы
поведения, расходящиеся с общепринятыми,
изменяет традиционную картину мира, навязывает
необходимую систему определенных стандартов,
точку отчета жизненных ценностей, мировоззренческих
идей и представлений.
8. Выявлены изменения воздействия
рекламы на эмоциональный, когнитивный,
поведенческий компоненты личностных
отношений подростков. Они происходят
в содержании компонентов и носят гетерохронный,
амбивалентный, неравномерный характер. Гетерохронность компонентов
личностных отношений подростков проявляется
в преобладании отдельных из них на протяжении
подросткового возраста. Школьникам всех
возрастов свойственен амбивалентный,
неравномерный характер изменений личностных
отношений под воздействием рекламы. Осознанный
характер поведенческого компонента личностных
отношений подростков характерен для
восьмых и десятых классов, а бессознательный
характер - семиклассников и девятиклассников.
9. Доказано, что амбивалентный характер
изменений поведенческого, компонента
личностных отношений подростков
проявляется в осознании негативных
характеристик рекламного героя, выделении
различий в ценностных ориентациях и бессознательном
идеализировании героя рекламы при критическом
отношении к себе, преобладающей оценке
материального благополучия, высокого
социального статуса и признания. Установлено,
что в когнитивном компоненте личностных
отношений подростков происходит осознание
негативного отношения к рекламе, ее отрицательной
оценке и позитивной характеристике героя
рекламы, его идеализации. Определено,
что в эмоциональном компоненте личностных
отношений подростков наблюдается бессознательное
позитивное восприятие рекламной информации,
отсутствие критического осмысления ее
содержания и осознанное негативное отношение
к ней.
10. Выявлены особенности возрастной
динамики личностных отношений
подростков 12-17 лет под воздействием рекламы.
Седьмой класс подвержен наибольшему
воздействию рекламы, в связи с недостаточным
уровнем развития критического мышления.
Восьмой и десятый классы характеризуются
увеличением степени доверия к рекламе
и пониманием ее негативного воздействия.
Положительное отношение к рекламе определяется
привлекательностью героев и стремлением
подражать им. У десятиклассников возрастает
осознанность отношений к героям рекламы,
что приводит к стремлению подражать ему,
идеализировать его и копировать в своем
поведении. С возрастом повышается осознанность
отношений к содержанию рекламы, критическое
отношение к ней, что приводит к изменению
экономического поведения и умению адекватно
оценивать рекламную информацию.
Эмоциональный компонент личностных
отношений подростков изменился в улучшении
отношения к себе, сокращении количества
негативных характеристик себя и адекватному
отношению к рекламному персонажу.