Особенности и условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Одной из актуальных задач дошкольного образования на современном этапе является развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательная деятельность в дошкольных образовательных организациях должна проходить в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 87.36 Кб (Скачать файл)

0 баллов  – ребенок никак не передает  характер музыки.

Для определения уровня развития творческого воображения количество баллов, полученных ребенком в ходе выполнения задания, суммировалось. К высокому уровню развития творческого воображения при восприятии музыки относились дети, получившие максимальное количество баллов по каждому критерию и в сумме набравшие 13 баллов. На среднем уровне были дети с общей суммой баллов от 6 до 9.  К низкому уровню относились дети, имевшие 2-4 балла.

Характеристика уровней:

Низкий уровень: тусклый, неяркий рисунок, ребенок пользуется 1-2 цветами. Сюжет рисунка и рассказа типичный, часто встречающийся у других детей. Ребенок никак не передает характер музыки ни в речи, ни в рисунке.

Средний уровень: обычный красочный рисунок, использовано 3-5 цветов. Сюжет рисунка и рассказа необычный, но встречающийся у других. Ребенок передает характер музыки в рисунке или рассказе с помощью различных средств выразительности (цвет, сюжет, композиция).

Высокий уровень: рисунок яркий, красочный, с помощью цвета ребенок отражает характер музыки, изменения в мелодии, ритме, темпе, динамике. Оригинальный, необычный сюжет, который передает характер музыки с помощью различных средств выразительности. Ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности (цвета, сюжета, композиции рисунка и т.д.).

Для изучения состояния работы ДОУ мы разработали и провели анкетирование с воспитателем испытуемой группы (см. приложение 1), а также анализ документации группы.

Также нами были разработаны рекомендации для педагогов по развитию творческого воображения, в соответствии с выявленными особенностями развития творческого воображения при восприятии музыки детей 5-6 лет.

Таким образом, для выявления особенностей развития творческого воображения при восприятии музыки у детей 5 – 6 лет нами была подобрана и апробирована диагностическая методика, представлены критерии оценки и уровни, изучено состояние работы ДОУ по развитию творческого воображения, разработаны рекомендации для педагогов.

 

 

2.2 Результаты констатирующего эксперимента

По результатам проведенного исследования дети были распределены в три группы в соответствии с уровнями проявления творческого воображения при восприятии музыки (см. приложение Б).

Таблица 1 – Уровни проявления творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет

В процентах

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

33

53

14


 

В результате проведенного эксперимента было выявлено, что большинство детей (53%) показали средний уровень развития творческого воображения при восприятии музыки. Эти дети не набрали достаточного количества баллов, т.к. они имели высокие результаты по двум из трех критериев. Характерной особенностью выполнения задания детьми данного уровня является наличие яркого красочного рисунка и необычного, но часто встречающегося в старшем дошкольном возрасте сюжета. Кроме того, дети данного уровня отражали характер музыки. Например, Арина К. нарисовала волшебных лебедей, которые плывут по водной глади, используя при этом красный, синий и черный цвет. Сюжет рисунка необычный, но встречающийся у других детей, в рисунке Арина верно передала характер музыкального произведения с помощью различных средств выразительности, что не удалось ей в рассказе.

14 % испытуемых мы отнесли к высокому уровню проявления творческого воображения при восприятии музыки. Детям данного уровня удалось создать яркий красочный рисунок и придумать оригинальный необычный сюжет, при этом содержание рассказов и рисунков соответствовало характеру музыкального произведения. Например, Настя П. нарисовала много красочных цветков, которые «танцуют и сами себя разукрашивают разными цветами», используя при этом 6 цветов, сюжет рисунка оригинальный, не встречающийся у других детей. Ребенок полностью отразил в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности.

33 % детей показали низкий уровень развития творческого воображения при восприятии музыки. Они создавали тусклые, невыразительные рисунки, рассказывали типичные, часто встречающиеся у детей дошкольного возраста, сюжеты, при этом не передавали характер музыки. Например, Никита П. нарисовал сначала волну, ориентируясь на рядом сидящих детей, и плывущего человека, в рисунке использовал два цвета (черный и голубой), при этом не раскрасил его и ничего не рассказал о своем рисунке, т.е. не передал характер музыки ни в рисунке, ни в рассказе (см. приложение В).

Проведенное нами экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей проявления творческого воображения в условиях восприятия музыки  у детей старшего дошкольного возраста.

Во-первых, музыка способствовала появлению разнообразных и необычных сюжетов детских рисунков. Среди сюжетов можно назвать следующие: танцующие цветы, снежная королева, людоед, который ел облака.

Во-вторых, использование музыки побуждало детей к использованию ярких и красочных средств воплощения художественных образов. Детям было предложено разнообразие цветов и материалов (цветные карандаши и мелки), дети использовали в своих рисунках в основном яркие цвета, такие как: голубой, красный, зеленый, желтый. Чаще пользовались цветными карандашами, чем мелками.

В-третьих, дети испытывали затруднения при использовании речевых средств воплощения продуктов творческого воображения. У детей небольшой лексический  запас и недостаточно сформированы навыки связной речи.

В-четвертых, у детей недостаточно развиты навыки восприятия музыки. Дети не всегда обращали внимание на характер и выразительные средства музыки и затруднялись передавать их в рисунках.

В-пятых, у детей недостаточно сформированы изобразительные умения. Дети затруднялись в использовании средств передачи художественных образов в рисунках.

В целом, экспериментальная работа показала, что дети готовы выполнять подобные задания. Они проявляют интерес и воодушевление в ответ на предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка, желание прокомментировать свои рисунки. Однако, отсутствие необходимых умений в области восприятия музыки, связной речи и изобразительной деятельности не позволяет им в полной мере реализовать собственный замысел.

 

 

2.3 Состояние работы ДОУ по развитию творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет

 

Для изучения состояния работы ДОУ по данной проблеме нами были использованы следующие методы: анкетирование, анализ документации и предметно-материальной среды ДОУ.

Нами было проведено анкетирование с воспитателем старшей группы (см. приложение А).

Проанализировав ответы воспитателя, мы выявили, что воспитатель понимает под творческим воображением процесс создания новых образов, оценивает важную значимость развития творческого воображения для личности ребенка, ставит задачи по развитию творческого воображения в календарном плане, но в основном реализует их в изобразительной деятельности; знает, в каких видах деятельности проявляется творческое воображение, считает, что музыка способствует развитию творческого воображения, отдает предпочтение классической музыке, в частности, таким композиторам как: П.И. Чайковский, М.И. Глинка, И.С. Бах, Э. Григ. 

Также нами был осуществлен анализ документации группы, который показал, что воспитателем ставятся задачи по развитию творческого воображения, но только 2 раза в год и реализуются они через изобразительную деятельность.

Анализ предметно-материальной среды показал, что группа оснащена музыкальным уголком с детскими музыкальными инструментами, литературой по музыке, но данные предметы детьми не используются. Также, нами было выявлено наличие технического обеспечения в группе: телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр и диски с мультфильмами. Данные предметы используются воспитателем редко и в основном только при просмотре мультфильмов.

В результате анализа состояния работы ДОУ  можно сделать вывод о том, что педагог имеет знания о творческом воображении и его роли в развитии ребенка, но целенаправленной работы по его развитию не осуществляет. Реализует развитие творческого воображения только в изобразительной деятельности, не учитывая роли музыки. Анализ предметно-материальной среды показал, что группа обеспечена всеми необходимыми техническими средствами, оснащена музыкальным уголком, содержащим разнообразные предметы, но используются они редко и не в полной мере, как воспитателем, так и детьми.

 

 

2.4 Рекомендации для педагогов ДОУ по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет

Целью создания рекомендаций является определение условий, способствующих развитию творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет. В соответствии с целью нами были  разработаны следующие рекомендации для педагогов ДОУ.

1. Обогащать  опыт восприятия музыкальных  произведений, развитие навыков  музыкального восприятия, связанных  с определением характера и  выразительных средств. Слушая музыку с детьми, надо иногда предлагать им передать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, движениях рук, в игре на музыкальных инструментах, соответствующих по тембру звучанию произведения. Педагог может использовать в своей работе метод контрастного сопоставления, сравнивая различные музыкальные произведения по жанру, средствам выразительности, а также сравнивать произведения с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения на различение оттенков и др.  После прослушивания музыкальных произведений обязательно следует проводить беседу, в ходе которой дети анализируют данное произведение по средствам выразительности и высказывают свои впечатления о нем. Следует проводить различные дидактические игры и упражнения на закрепление знаний о средствах выразительности в музыке. Для реализации данной рекомендации рекомендуется использовать небольшие отрывки классических музыкальных произведений различных жанров, представленных в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

2. Обучать  детей способам воплощения впечатлений  о музыке с помощью речевых  и изобразительных средств. Необходимо учить детей передавать характер музыки в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др.; развивать представления детей о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему. Нужно побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям о характере музыки. Также необходимо ставить детей в проблемную ситуацию, побуждать их к речевой активности. Для реализации данной рекомендации необходимо использовать музыкальные произведения с яркой мелодикой и выразительной интонацией, чтобы дети получали много ярких впечатлений для создания художественных образов в рассказе и рисунке.

3. Использовать  интегрированные формы и методы  работы с детьми, привлекая музыку  в работу по развитию связной  речи и изобразительной деятельности. Педагогу необходимо включать музыку в другие виды деятельности: в изобразительной деятельности подобрать музыку соответствующую теме, предложить детям сравнить музыку и характер персонажа, которого они изображают. На занятиях по развитию связной речи можно включить слушание музыкального произведения, а затем обсудить с детьми тему музыкального произведения, что они представили, когда слушали музыку, предложить сочинить собственный рассказ или сказку. Для решения этих задач можно использовать следующие музыкальные произведения: Э. Григ «Птичка», «В пещере горного короля», «Шествие гномов», «Утро», произведения К. Сен-Санс «Карнавал животных», произведения П.И. Чайковский из детского альбома: «Баба-Яга», «Марш деревянных солдатиков» и др.; Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», произведения из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» и др.

 

 

 

Выводы по второй главе:

Таким образом, нами была проведена экспериментальная работа по изучению особенностей и условий развития творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет. Нами были определены цель, задачи эксперимента, выбрана и апробирована методика констатирующего эксперимента. Нами были описаны критерии оценки развития творческого воображения и соответствующие им уровни, также представлена характеристика данных уровней.

Нами были описаны результаты эксперимента: определено процентное соотношение детей по выделенным уровням. На среднем уровне находится 53% детей, на высоком 14%, на низком 33 процента детей. Также, нами были выявлены особенности проявления творческого воображения в условиях восприятии музыки у детей старшего дошкольного возраста. Музыка способствовала появлению разнообразных и необычных сюжетов детских рисунков, использование музыки побуждало детей к использованию ярких и красочных средств воплощения художественных образов, дети испытывали затруднения при использовании речевых средств воплощения продуктов творческого воображения, у детей недостаточно развиты навыки восприятия музыки и недостаточно сформированы изобразительные умения.

Нами было описано состояние работы ДОУ по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет, а также разработаны рекомендации воспитателям по развитию творческого воображения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наша работа была ориентирована на изучение особенностей и условий развития творческого воображения детей 5-6 лет при восприятия музыки. Нами было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных исследователей, раскрыта специфика восприятия музыки детьми 5-6 лет, выявлены условия развития творческого воображения при восприятии музыки, разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по данной теме, проведена методика, в ходе которой были выявлены особенности развития творческого воображения у детей

Информация о работе Особенности и условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет