Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы общения в трудах отечественной и зарубежных психологов.
2. Изучение особенностей коммуникативной стороны общения.
3. Рассмотрение специфики общения в студенческой среде.
4. Изучить уровень коммуникативного контроля и уровень общительности в студенческом коллективе.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И ЕГО СПЕЦИФИКИ В ПСИХОЛОГИИ 8
1.1 Анализ проблемы общения в трудах отечественных и зарубежных психологов. 8
1.2 Коммуникативная сторона общения: особенности, характеристика, функции 13
1.3 Специфика общения в студенческой среде 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 27
2.1 Этапы и методы исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
Студент, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует. В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.
Студенты общаются ведь не
только со своими сверстниками, а также
с курсами старших и младших
курсов. В основном их взаимодействие
проявляется в общении, участии
какой-нибудь общей деятельности, например,
мероприятиях университета (студенческая
весна, посвящение первокурсников, спортивные
соревнования и т.д.)[19, с.202]. При всем
своем стремлении к самостоятельности
они все - таки нуждаются в жизненном
опыте и помощи старших курсов.
Это и способствует для поддержания
взаимоотношений студентов со старшими.
Для них старшекурсники являются
поддержкой и приобретением большего
жизненного опыта в университете.
Часто у старшекурсников
Что же касается на счет взаимодействия с младшими курсами, то тут уже идет немного другой подход - передача опыта, накопившегося за время обучения в университете. Впервые знакомство с младшими курсами происходит на посвящении первокурсников, в дальнейшем активные студенты встречаются на других мероприятиях. Старшие курсы ведут себя более общительными, раскрепощенными и с удовольствием идут на контакт с младшими курсами.
На протяжении всего процесса социализации студент имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Дети юношеского возраста включаются в новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется место подростка в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.
Расширяется сфера деятельности,
а главное - качественно изменяется
характер этой деятельности, значительно
усложняются ее виды и формы. Студенты
участвуют в разнообразных
Межличностные отношения
строятся как процесс коммуникации.
Общеизвестно, что коммуникация (от
лат. – делаю общим, связываю, общаюсь)
– смысловой аспект социального
взаимодействия. Средствами коммуникативного
процесса являются различные знаковые
системы, прежде всего речь, а также
оптико-кинетическая система знаков
(жесты, мимика, пантомимика) и др.][8,
с.203]. Коммуникативная сторона
В условиях человеческой коммуникации
могут возникать
Особенно важно построение
положительных межличностных
В студенческий период жизни
происходит так называемая стремительная
интенсификация общения. Ценностно-смысловая
доминанта общения
Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. В этой связи оптимизация стиля межличностного взаимодействия является одной из важных задач для студентов. Межличностные отношения влияют не только эффективность совместной групповой сплоченности, но и определяют характер учебной, трудовой и общественной деятельности юношей и девушек.
Итак, выполнив обзор литературы
по проблеме исследования, можно выделить
следующие главные моменты. Общение
имеет огромное значение в развитии
личности, а тем более в возрасте
ее становления – в юношеский
период развития. Межличностные отношения
играют большую роль для личности,
выражая внутренний мир взрослеющего
человека во всем многообразии связей.
Благоприятные межличностные
В психологической литературе проблеме общения посвящены работы многих исследователей: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, Б.Ф.Ломова, В.И.Лубовского, А.В.Мудрика, В.Н.Мясищева, В.Г.Петровой, Л.А.Петровской, широко освящена данная проблема и в зарубежной психологии - Р.A.Хинде, A.Кeндoм, С.Ландис, которые едины в понимании общения, как сложного многогранного явления, проявляющегося во многих сферах человеческой жизни.
Все ученые сходятся во мнении, что общение является одним из основных видов деятельности. Ими подчеркивается тот факт, что межличностное общение по основным своим характеристикам представляет собой специфический вид деятельности. И как всякая деятельность, общение направлено на удовлетворение потребности, а именно, коммуникативной.
Анализ работ по проблеме
коммуникаций показывает, что при
некоторых различиях в подходах
авторов к проблеме общения, в
исследованиях есть много общего
и главное – это признание
роли общения в формировании личности.
В психологии сложилось несколько
подходов к феномену общения. Их сходство
состоит в том, что все они
разделяют принципиальную позицию
о единстве общения и деятельности.
Само психическое развитие ребенка,
формирование его личности рассматриваются
как процесс социализации. Личность
формируется как некое
Целью проведения исследования,
организованного на базе УО «Лунинецкий
профессионально-технический
В исследовании приняло участи 2 группы испытуемых. В группу «А» вошли 20 студентов 1 курса, в группу «Б» - 20 студентов 3 курса. Группы имеют равный гендерный состав.
В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики:
1. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
Методика предназначена
для изучения уровня коммуникативного
контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с
высоким коммуникативным
Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.
Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
2."Оценка уровня
Студенты охотно принимали участив данном исследование. Они с интересом отвечали на предложенные в методиках вопросы, желая выявить свой уровень коммуникативного контроля и уровень общительности.
Для определения достоверности выводов об особенностях потребности в общении в зависимости от срока обучения в студенческом коллективе, выполним матстатистический анализ результатов t-критерием Стьюдента. Данный критерий позволит нам определить достоверность выявленных различий в исследуемых группах.
На первом этапе нашего исследования проводилось исследование коммуникативного контроля испытуемых каждой группы методикой М.Шнайдера. Результаты представим в виде сводной таблицы 2.1.
Таблица 2.1- Результаты диагностики коммуникативного контроля
№ п/п |
Группа «А» |
Группа «Б» | ||
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень | |
1 |
8 |
Высокий |
3 |
Низкий |
2 |
4 |
Средний |
2 |
Низкий |
3 |
7 |
Высокий |
3 |
Низкий |
4 |
5 |
Средний |
5 |
Средний |
5 |
5 |
Средний |
5 |
Средний |
6 |
9 |
Высокий |
3 |
Низкий |
7 |
10 |
Высокий |
6 |
Средний |
8 |
5 |
Средний |
2 |
Низкий |
9 |
5 |
Средний |
2 |
Низкий |
10 |
4 |
Средний |
4 |
Средний |
11 |
6 |
Средний |
4 |
Средний |
12 |
7 |
Высокий |
1 |
Низкий |
13 |
8 |
Высокий |
2 |
Низкий |
14 |
10 |
Высокий |
4 |
Средний |
15 |
4 |
Средний |
3 |
Низкий |
16 |
10 |
Высокий |
2 |
Низкий |
17 |
4 |
Средний |
3 |
Низкий |
18 |
10 |
Высокий |
2 |
Низкий |
19 |
4 |
Средний |
2 |
Низкий |
20 |
6 |
Средний |
3 |
Низкий |
Представим данные, приведенные в таблице 2.1 в виде диаграмм.
Рисунок 2.1 - Уровень коммуникативного контроля у испытуемых группы «А»
На рис.2.1 видно, что у большинства испытуемых группы «А» (55%) средний уровень коммуникативного контроля. Даные испытуемые в общении непосредственны, искренне относятся к другим. Эти люди сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
У 45% испытуемых высокий уровень коммуникативного контроля: испытуемые постоянно следят за собой, управляют выражением своих эмоций.
Рисунок 2.2 - Уровень коммуникативного контроля у испытуемых группы «Б»
На рис.2.2. видно, что для большинства испытуемых группы «Б» (70%) характерен низкий уровень коммуникативного контроля, т.е. высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
Средний уровень коммуникативного контроля выявлен у 30% испытуемых.
Результаты диагностики уровня общительности испытуемых с помощью теста «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховского) также представим в виде сводной таблицы (таблица 2.2).
Таблица 2.2- Оценка уровня общительности
№ п/п |
Группа «А» |
Группа «Б» | ||
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень | |
1 |
28 |
Затруднения коммуникабельности |
11 |
Повышенный уровень |
2 |
30 |
Затруднения коммуникабельности |
16 |
Нормальная коммуникабельность |
3 |
16 |
Нормальная коммуникабельность |
17 |
Нормальная коммуникабельность |
4 |
24 |
Нормальная коммуникабельность |
19 |
Затруднения коммуникабельности |
5 |
15 |
Нормальная коммуникабельность |
20 |
Затруднения коммуникабельности |
6 |
30 |
Затруднения коммуникабельности |
11 |
Нормальная коммуникабельность |
7 |
29 |
Затруднения коммуникабельности |
13 |
Нормальная коммуникабельность |
8 |
24 |
Нормальная коммуникабельность |
16 |
Нормальная коммуникабельность |
9 |
26 |
Затруднения коммуникабельности |
18 |
Нормальная коммуникабельность |
10 |
30 |
Затруднения коммуникабельности |
20 |
Затруднения коммуникабельности |
11 |
22 |
Нормальная коммуникабельность |
22 |
Затруднения коммуникабельности |
12 |
24 |
Нормальная коммуникабельность |
18 |
Нормальная коммуникабельность |
13 |
18 |
Нормальная коммуникабельность |
14 |
Нормальная коммуникабельность |
14 |
27 |
Затруднения коммуникабельности |
29 |
Затруднения коммуникабельности |
15 |
26 |
Затруднения коммуникабельности |
11 |
Нормальная коммуникабельность |
16 |
21 |
Нормальная коммуникабельность |
24 |
Затруднения коммуникабельности |
17 |
25 |
Затруднения коммуникабельности |
10 |
Нормальная коммуникабельность |
18 |
19 |
Нормальная коммуникабельность |
8 |
Повышенный уровень |
19 |
26 |
Затруднения коммуникабельности |
16 |
Нормальная коммуникабельность |
20 |
27 |
Затруднения коммуникабельности |
20 |
Затруднения коммуникабельности |
Информация о работе Особенности коммуникативной стороны общения в студенческом коллективе