Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания, изучение взаимосвязи степени эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности учителей своей профессией и влияние консультирования на снижение уровня эмоционального выгорания.

Для достижения цели исследования были определены следующие
задачи:
Путем теоретического анализа научных исследований в литературе по изучаемой теме изучить освещение проблемы эмоционального выгорания.
Выбрать и обосновать методы и методики эмпирического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. КОСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР В
ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПЕДАГОГОВ………….6
Особенности психологического консультирования……………...6
Понятие синдрома эмоционального «выгорания»……………….9
Педагогическая деятельность как, фактор влияющий на эмоциональное выгорание………………………………………..13

ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………………...............................16
2.1 Цель методов исследования и обоснование их выбора…………16
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..22
2.3 Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога……………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №3.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

Опросник личностный, предназначенный для диагностики  такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов, разработан В. В. Бойко[5].

Стимульный  материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

«Напряжение».

  • переживание психотравмирующих обстоятельств;
  • неудовлетворенность собой;
  • «загнанность в клетку»;
  • тревога и депрессия.

"Резистенция».

  • неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
  • эмоционально-нравственная дезориентация;
  • расширение сферы экономии эмоций;
  • редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение».

  • эмоциональный дефицит;
  • эмоциональная отстраненность;
  • личностная отстраненность (деперсонализация);
  • психосоматические и психовегетативные нарушения.

 

Предложенная  методика дает подробную картину  синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
  • 10-15 баллов - складывающийся симптом,
  • 16 -20 баллов - сложившийся симптом.

20 и более  баллов –  симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший  шаг в интерпретации результатов  опроса - осмысление показателей фаз  развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  • 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

 

2. Методика для  выявления степени удовлетворенности  учителей своей профессией и различными сторонами профессиональной деятельности разработана Н. В. Журиным и Е. П. Ильиным[32].

 Стимульный  материал опросника состоит из 17 вопросов на которые надо  ответить, выбрав один из вариантов  ответа(«да», «не знаю», «нет») и поставить под ним знак «+»(приложение 1).

 

 

2.2 Анализ полученных результатов

 

На первом этапе  исследования нами были определены участники  эксперимента – 30 педагогов со стажем работы от 10 до 30 лет, готовые к сотрудничеству, определены условия эксперимента.

Применив методики, мы получили следующие результаты:

- Исследования синдрома эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко.

Данные представлены в Таблице 2

Таблица 2

Обобщенные  результаты исследования эмоционального выгорания педагогов

 

Наименование  шкалы

Не сложив-шийся  симптом

Складыва-ющийся симптом

Сложив-шийся  симптом

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Напряжение

11

337

15

550

4

117

Резистенция

12

440

16

553

2

77

Истощение

17

557

12

440

1

33


 

Графически  это выглядит следующим образом (Рис. 1):

Рис. 1. Диаграмма обобщенных результатов  исследования эмоционального выгорания педагогов

Проведя обработку  полученных данных, мы выявили, что  у части педагогов наблюдается  складывающийся или сложившийся  симптом по некоторым параметрам. В итоге получились следующие результаты:

По шкале  «Напряжение »:

  • не сложившийся симптом наблюдается у 11 человек, что соответствует 37 %;
  • складывающийся симптом – у 15 человек, что соответствует 50%;
  • сложившийся симптом – у 4 человек, что соответствует 17 %.

По шкале  «Резистенция» :

  • не сложившийся симптом наблюдается у 12 человек, что соответствует 40 %;
  • складывающийся симптом – у 16 человек, что соответствует 53%;
  • сложившийся симптом – у 2 человек, что соответствует 7 %.

По шкале  «Истощение»:

  • не сложившийся симптом наблюдается у 17 человек, что соответствует 57 %;
  • складывающийся симптом – у 12 человек, что соответствует 40 %;
  • сложившийся симптом – у 1 человека, сто соответствует 3 %.

- Далее мы провели исследование одного из факторов, оказывающих влияние на эмоциональное выгорание педагогов, а именно – удовлетворенность учителями своей профессией, которая проявляется в снижение оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности, в проявлении безразличия к работе.

Полученные данные представлены в Таблице 3:

Таблица 3

Результаты  исследование уровня удовлетворенности

педагогами  работой

 

Наименование  признака

Уровень проявление признака

Низкий 

Средний

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Степень удовлетворенности  работой

5

317

17

357

8

226


 

Данные показали, что около  четверти педагогов (26%) показали высокую  степень удовлетворенности работой. Для наглядности полученные результаты представлены на Рисунке 2:

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Диаграмма  результатов исследования уровня удовлетворенности  педагогами работой

 

Проанализировав полученные данные, мы получили следующие  результаты:

  • низкий уровень проявления степени удовлетворенности работой показали 5 педагогов, что соответствует 17%;
  • средний уровень проявления степени удовлетворенности работой показали 17 педагогов, что соответствует 57%;
  • высокий уровень проявления степени удовлетворенности работой показали 8 педагогов, что соответствует 26%.

- Далее мы отразили в сводной таблице данные, полученные в результате исследования эмоционального выгорания педагогов и результаты исследования удовлетворенности педагогов работой. Это было сделано с целью исследования соотношения уровня эмоционального выгорания педагогов и уровня удовлетворенности ими работой.

Таблица 4

Соотношение уровня эмоционального выгорания педагогов  и уровня удовлетворенности ими работой

№ респон-дента

Уровни

Уровень эмоционального выгорания

Уровень удовлетворенности  работой

Напряжение 

Резистенция

Истощение

1

2

3

4

5

1

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Средний

2

Складыв.

симптом

Складыв.

симптом

Складыв.

симптом

Низкий 

3

Складыв.

симптом

Складыв.

симптом

Неслож.

симптом

Низкий

4

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Средний

5

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Высокий

6

Сложивш.симптом

Сложивш.симптом

Складыв.симптом

Низкий 

7

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Высокий

8

Складыв.

симптом

Складыв.

симптом

Складыв.

симптом

Средний  

9

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Высокий

10

Складыв. симптом

Складыв.

симптом

Складыв.

симптом

Средний  

11

Сложивш.симптом

Складыв.

симптом

Не слож.симптом

Низкий 

12

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Средний  

13

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Высокий

14

Складыв.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Низкий  

15

Складыв.

симптом

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Средний  

16

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Не слож.симптом

Низкий 

 

17

 

Не слож.симптом

 

Не слож.симптом

 

Не слож.симптом

 

Высокий

18

Сложивш.симптом

Сложивш.симптом

Складыв.симптом

Низкий 

19

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Средний  

20

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Высокий

21

Складыв.симптом

Складыв.симптом

Складыв.симптом

 

Средний  

22

Складыв.

симптом

Складыв.

симптом

Складыв.

симптом

Низкий  

23

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Высокий

24

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Средний  

25

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Средний  

26

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Средний

27

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Не слож.симптом

Высокий

28

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Сложивш.симптом

Низкий 

29

Складыв. симптом

Складыв. симптом

Не слож.симптом

Низкий 

30

Сложивш.симптом

Складыв. симптом

Не слож.симптом

Низкий 


 

В результате обработки  полученных данных мы получили следующие  результаты:

  1. 8 педагогов показали результаты, соответствующие не сложившемуся симптому эмоционального выгорания по трем шакалам и высокий уровень удовлетворенности работой, что составляет 27 %.
  2. 3 педагога показали результаты, соответствующие не сложившемуся симптому эмоционального выгорания по трем шакалам и средний уровень удовлетворенности работой, что составляет 10 %.
  3. 2 педагога показали результаты, соответствующие не сложившемуся симптому эмоционального выгорания по двум шкалам и складывающийся симптом по одному фактору и средний уровень удовлетворенности работой, что соответствует 6 %.
  4. 1 педагог показал результаты, соответствующие сложившемуся симптому по 1 шкале, складывающемуся симптому по двум шкалам и средний уровень удовлетворенности работой, что соответствует 3 %.
  5. 8 педагогов показали результаты, соответствующие не складывающемуся симптому эмоционального выгорания по трем шакалам и средний уровень удовлетворенности работой, что составляет 27 %.
  6. 2 педагога показали результаты, соответствующие складывающемуся симптому эмоционального выгорания по трем шакалам и низкий уровень удовлетворенности работой, что составляет 7 %.
  7. 2 педагога показали результаты, соответствующие не сложившемуся симптому эмоционального выгорания по одной шкале, складывающийся симптом по двум шкалам и низкий уровень удовлетворенности работой, что соответствует 7 %.
  8. 1 педагог показал результаты, соответствующие не сложившемуся симптому эмоционального выгорания по двум шкалам и складывающийся симптом по одному фактору и низкий ур<span class="dash0411_0435_0437_0020_0438_043d_0442_0435_0440_0432_0430_043b_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'A

Информация о работе Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога