Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания, изучение взаимосвязи степени эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности учителей своей профессией и влияние консультирования на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения цели исследования были определены следующие
задачи:
Путем теоретического анализа научных исследований в литературе по изучаемой теме изучить освещение проблемы эмоционального выгорания.
Выбрать и обосновать методы и методики эмпирического исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР В
ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПЕДАГОГОВ………….6
Особенности психологического консультирования……………...6
Понятие синдрома эмоционального «выгорания»……………….9
Педагогическая деятельность как, фактор влияющий на эмоциональное выгорание………………………………………..13
ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………………...............................16
2.1 Цель методов исследования и обоснование их выбора…………16
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..22
2.3 Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога……………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
Опросник личностный,
предназначенный для
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
«Напряжение».
"Резистенция».
«Истощение».
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший
шаг в интерпретации
2. Методика для
выявления степени
Стимульный материал опросника состоит из 17 вопросов на которые надо ответить, выбрав один из вариантов ответа(«да», «не знаю», «нет») и поставить под ним знак «+»(приложение 1).
2.2 Анализ полученных результатов
На первом этапе исследования нами были определены участники эксперимента – 30 педагогов со стажем работы от 10 до 30 лет, готовые к сотрудничеству, определены условия эксперимента.
Применив методики, мы получили следующие результаты:
- Исследования синдрома эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко.
Данные представлены в Таблице 2
Таблица 2
Обобщенные результаты исследования эмоционального выгорания педагогов
Наименование шкалы |
Не сложив-шийся симптом |
Складыва-ющийся симптом |
Сложив-шийся симптом | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Напряжение |
11 |
337 |
15 |
550 |
4 |
117 |
Резистенция |
12 |
440 |
16 |
553 |
2 |
77 |
Истощение |
17 |
557 |
12 |
440 |
1 |
33 |
Графически это выглядит следующим образом (Рис. 1):
Рис. 1. Диаграмма обобщенных результатов исследования эмоционального выгорания педагогов
Проведя обработку полученных данных, мы выявили, что у части педагогов наблюдается складывающийся или сложившийся симптом по некоторым параметрам. В итоге получились следующие результаты:
По шкале «Напряжение »:
По шкале «Резистенция» :
По шкале «Истощение»:
- Далее мы провели исследование одного из факторов, оказывающих влияние на эмоциональное выгорание педагогов, а именно – удовлетворенность учителями своей профессией, которая проявляется в снижение оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности, в проявлении безразличия к работе.
Полученные данные представлены в Таблице 3:
Таблица 3
Результаты исследование уровня удовлетворенности
педагогами работой
Наименование признака |
Уровень проявление признака | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Степень удовлетворенности работой |
5 |
317 |
17 |
357 |
8 |
226 |
Данные показали, что около
четверти педагогов (26%) показали высокую
степень удовлетворенности
Рисунок 2. Диаграмма результатов исследования уровня удовлетворенности педагогами работой
Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты:
- Далее мы отразили в сводной таблице данные, полученные в результате исследования эмоционального выгорания педагогов и результаты исследования удовлетворенности педагогов работой. Это было сделано с целью исследования соотношения уровня эмоционального выгорания педагогов и уровня удовлетворенности ими работой.
Таблица 4
Соотношение уровня эмоционального выгорания педагогов и уровня удовлетворенности ими работой
№ респон-дента |
Уровни | |||
Уровень эмоционального выгорания |
Уровень удовлетворенности работой | |||
Напряжение |
Резистенция |
Истощение | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Средний |
2 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Низкий |
3 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Неслож. симптом |
Низкий |
4 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Средний |
5 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Высокий |
6 |
Сложивш.симптом |
Сложивш.симптом |
Складыв.симптом |
Низкий |
7 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Высокий |
8 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Средний |
9 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Высокий |
10 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Средний |
11 |
Сложивш.симптом |
Складыв. симптом |
Не слож.симптом |
Низкий |
12 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Средний |
13 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Высокий |
14 |
Складыв.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Низкий |
15 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Средний |
16 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Не слож.симптом |
Низкий |
17 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Высокий |
18 |
Сложивш.симптом |
Сложивш.симптом |
Складыв.симптом |
Низкий |
19 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Средний |
20 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Высокий |
21 |
Складыв.симптом |
Складыв.симптом |
Складыв.симптом |
Средний |
22 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Низкий |
23 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Высокий |
24 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Средний |
25 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Средний |
26 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Средний |
27 |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Не слож.симптом |
Высокий |
28 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Сложивш.симптом |
Низкий |
29 |
Складыв. симптом |
Складыв. симптом |
Не слож.симптом |
Низкий |
30 |
Сложивш.симптом |
Складыв. симптом |
Не слож.симптом |
Низкий |
В результате обработки полученных данных мы получили следующие результаты:
Информация о работе Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога