Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:52, реферат
Коррекционная работа – это система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития личности Термин появился в конце XIX – начале ХХ в. и долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: коррекционная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности учащегося. Она осуществляется в совместной деятельности.
Введение
3
1.
Предмет и задачи коррекционной психологии
5
2.
Коррекционно-педагогическая деятельность
7
3.
Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности.
9
3.1
Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности
11
4.
Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
14
5.
Особенности коррекционной работы с детьми
18
Заключение
20
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
ИНСТИТУт психологии
Кафедра психологии образования
Реферат
«Особенности коррекционной работы педагога-психолога»
Выполнил:
Студент 11-А группы
Направление – «Психолого-педагогическое образование»
Борунов Константин Евгеньевич
Преподаватель:
Водяха С.А.
Екатеринбург
2013-14 уч.г.
Содержание:
Введение |
3 | |
1. |
Предмет и задачи коррекционной психологии |
5 |
2. |
Коррекционно-педагогическая деятельность |
7 |
3. |
Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности. |
9 |
3.1 |
Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности |
11 |
4. |
Содержание и основные
направления коррекционно- |
14 |
5. |
Особенности коррекционной работы с детьми |
18 |
Заключение |
20 | |
Список использованной литературы |
21 |
Введение
Коррекционная психология как отрасль психологии тесно взаимодействует со многими науками, такое взаимодействие теоретически можно разделить на несколько блоков, которые в свою очередь состоят из самостоятельных наук и отраслей наук.
К первому блоку можно отнести педагогику, которая делится на общую педагогику, методику преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектами. Также взаимодействие наук позволяет формировать научно целостный взгляд на процесс развития человека с ограниченными способностями. Многостороннее изучение одной проблемы позволяет найти развернутый ответ на вопросы, которые возникают при обучении людей с дефектами, а также устранить однобокий подход, который в большинстве случаев является неверным.
Ко второму блоку относится медицина: анатомия, физиология, психиатрия, невропатология. Связь коррекционной педагогики и медицинской отрасли настолько тесна, что разделить сферы их влияния практически невозможно, так как психическое развитие человека, его отклонения можно объяснить только с точки зрения медицины и ее отраслей: физиологии, психиатрии и психопатологии, генетики и анатомии человека в разных возрастных категориях, ортопедии, невропатологии и нейроанатомии, педиатрии и отоларингологии, других отраслей медицины. Некоторые термины используются во многих отраслях медицины, в том числе и в коррекционной психологии: «аутизм», «психика», «аномалия», «деменция» и др. Установление диагноза на основе разных отраслей медицины, бесспорно, позволяет достигать более эффективных результатов в лечении и обучении.
Третий блок гуманитарный,
который состоит из философии, социологии,
психологии всех направлений. Взаимосвязь
коррекционной психологии и гуманитарных
наук позволяет аккумулировать знания
с той же целью, что и все
остальные отрасли наук: для эффективного
и доступного пониманию обучения
людей с дефектами развития. Такие
науки, как политология, философия,
социология позволяют рассматривать
многие явления коррекционной
Использование знаний и опыта многих самостоятельных наук и отраслей наук дает дополнительный шанс специалистам коррекционной психологии подбирать более эффективные методы обучения для каждой категории людей в индивидуальном порядке.
Коррекционная работа –
это система специальных
Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом – аномальные дети.
Термин «аномалия» (от греч. аnomalos – «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития – анатомическим, биохимическим, функциональным.
В отечественной специальной психологии термин «аномальные дети» обозначает категорию детей с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами.
Определен следующий круг задач специальной психологии:
1) выявление общих
2) выявление общих
3) раскрытие специфики
закономерностей психического
4) изучение свойств отдельных психических процессов у детей с различными аномалиями;
5) установление связей
процесса психического
6) разработка мер по
развитию компенсаторных
7) разработка мер по
предупреждению проявлений
8) проведение научных
исследований с целью
9) разработка мер по
оказанию психологической,
Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психо-физиологическое и социально-педагогическое явление, пронизывающее весь
образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающее как его подсистема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Наряду с коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, коррекционно-образовательная деятельность, которые в своем интегративном единстве и объединяют общее понятие «коррекционно-педагогическая деятельность».
Исходя из существующего
положения и трактовки
Коррекция как особая форма
психолого-педагогического
теоретически базируется
на следующих фундаментальных
• положения о том, что позитивно влиять на процесс развития – значит
управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию подростков и на их ведущую деятельность (теория деятельности А.Н. Леонтьева);
• положения о социальной ситуации развития Л.С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка
на каждом возрастном этапе;
• положения о формах
психологических контактов
• положении, разработанном в теоретической концепции В.Н. Мясищева,
согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения;
• положении, разработанном Д.Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий.
Коррекционно-педагогическая деятельность – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум. При коррекции девиаций в поведении и отклонений в развитии важно учитывать, что взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет усвоение воспитанниками опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача) и освоение положительных нравственных норм и правил, культуры поведения (тактическая задача).
При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо
иметь в виду, что цели коррекции должны:
• формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;
• быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;
• быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у ребенка их достигнуть;
• учитывать индивидуальные
и психологические возможности
ребенка, коррелировать с существующими
социально-педагогическими
Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т.е.
на педагогические принципы. В педагогической науке принципы – это основа, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности (в т.ч. и к коррекционно-педагогической), определяются ее направления, конечная цель и результат деятельности. Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению задач коррекционно-педагогического процесса.
В психолого-педагогической
литературе существуют различные подходы
к классификации принципов
Информация о работе Особенности коррекционной работы педагога-психолога