Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:08, курсовая работа
Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Потребность осознать характер этой деятельности, форм общения, складывающихся в ней так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально - психологическими явлениями и каким-то образом пытались их использовать. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.
Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеют дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различные значения.
Для того, чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, то есть в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.
Видный российский психолог С.Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем», то есть расшифровываем, значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматический функционирующий психологический подтекст к их поведению»
Таким образом, знание закономерностей общения, развития навыков и способностей общения достаточно важны для человека. Успешное решение конкретных задач, стоящих перед индивидом, возможно только если ему удается продуктивно включиться в совместную деятельность какой либо группы, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам момента.
Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты.
При этом некоторые образы у всех нормальных людей складываются по одному шаблону. Человек представляет себе Мать добродетельной и ласковой, Отца - суровым, но справедливым. Если есть основание думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна.
Изменить образ нелегко, и мучительность этого процесса является одной из причин, по которой его всячески избегают. Когда умирает любимый и близкий человек, требуется значительное усилие, чтобы приспособить свой образ мира к изменившейся ситуации. Это усилие, именуемое скорбью, весьма изнурительно. Оно приводит к усталости и потере веса. Люди в состоянии скорби не редко встают по утрам более усталыми, чем ложатся вечером, и чувствуют себя, как будто проделали за ночь тяжелую работу. Они и вправду проделывают за ночь тяжкий труд, меняя свои психические образы.
Проблемы общения традиционно находятся в центре внимая психологов в связи с их значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением.
Для решения проблем общения необходимы знания таких социально-психологических феноменов общения, как процесса познания людьми друг друга, взаимодействие и обмена информацией. Понимание сущности данных феноменов поможет человеку устанавливать контакты с другими людьми и преодолевать многочисленные субъективные и объективные трудности общения.
Список использованной литературы
1.Лебедев В. И. Психология и управление. — М.: Агропромиздат, 2009.
2. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л., 2009г.
3. Майерс Д. Социальная психология - С-Пб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2010г.
4. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-н\Д: изд-во «Феникс», 2011г.
5. Бойко В. В и др. Социально - психологический климат коллектива и личность - М.: Мысль, 2009г.
6. Анцупов А. Я и др. Конфликтология - М.: ЮНИТИ, 2010г.
7. Современная зарубежная социальная психология. Тексты \под ред. Г.М. Андреевой\ - М.: изд-во МГУ, 2009г.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений 20010г.
9. Вечер Л.С. Секреты делового общения., М., Высшая школа, 2012г.