Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:33, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по межличностным отношениям детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
уровни психических |
тревожность |
фрустрация |
агрессия |
ригидность |
высокий чел.% |
1050% |
840% |
420% |
630% |
средний чел.% |
630% |
525% |
1050% |
840% |
низкий чел.% |
420% |
735% |
630% |
630% |
Мы получили следующие результаты:
По шкале тревожности - 50% детей имеют высокий уровень выраженности тревожности, 30% детей - средний и лишь 20% детей имеют низкий уровень.
По шкале фрустрации - высокий уровень имеют 40% детей, средний - 25% и лишь 35% детей имеют низкий уровень.
По шкале агрессии - высокий уровень имеют 20% детей, средний - 50% и низкий уровень - 30%.
По шкале ригидности - высокий уровень у 30% детей, средний - у 40% и низкий - у 30%.
Анализируя таблицу и из работы с данными детьми, мы можем увидеть некоторую взаимосвязь уровня тревожности, фрустрации и агрессии, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем психических состояний наблюдаются трудности во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и взрослыми.
Используя методику психолога Р.В.Овчаровой по выявлению коммуникативных склонностей мы получили следующие результаты, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2
уровни развития
коммуникативных способностей |
% |
низкий уровень |
420% |
ниже среднего |
1050% |
средний уровень |
525% |
выше среднего |
15% |
высокий уровень |
00% |
Выявление коммуникативных склонностей
Низкий уровень коммуникативных способностей имеют 20% детей, участвовавших в эксперименте, ниже среднего - 50%, средний уровень у 25%, лишь только у 5% уровень выше среднего.
От уровня коммуникативных склонностей во многом зависит атмосфера, взаимодействие, взаимоотношение в группе и влияет на дальнейшую адаптацию воспитанников детского дома в социуме.
Для исследования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР нами был использован модифицированный вариант социометрической методики Р.Желя.
Каждому ребёнку был дан бланк с изображением стола и стульев, и предлагалось посадить за праздничный стол тех одногруппников, которых он пригласил бы на свой день рождения. По данным бланков заполнялась социоматрица и вычислялся уровень взаимности (В3). Определяется этот показатель по процентному содержанию взаимных выборов в общем количестве положительных выборов. Итак, число взаимных выборов у контрольной группы составило 5, а число положительных выборов - 16. Уровень взаимности у данной группы составил 31,25%. У экспериментальной группы - число взаимных выборов - 6, положительных - 19, уровень взаимности - 31,58%, это относительно низкий показатель, свидетельствующий о низком уровне коммуникативных возможностях детей.
Таким образом, на основе проведённой первичной диагностики мы можем сделать вывод: в исследуемой группе детей младшего школьного возраста с ЗПР низкий уровень взаимоотношений, что означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворённость в общении, признании сверстниками.
2.2 Результаты исследования и их анализ
Второй этап - заключался в проведении формирующего эксперимента в ходе, которого использовались занятия по программе Наука быть человеком: уроки общения, включающие знакомство детей с ситуациями, направленными на развитие нравственных, коммуникативных качеств; повышения уровня межличностных отношений; нормализации самооценки психических состояний детей младшего школьного возраста с ЗПР; формирование способности к самоанализу; их обсуждение и положительной рефлексии.
Цель: проверить эффективность проведения занятий по специально созданной программе, направленной на выработку эмоциональной стабильности, положительной самооценки, повышению уровня коммуникативных склонностей, что способствует изменению характера межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста.
Цель и задачи программы Наука быть человеком:
показать значимость воспитания толерантной личности;
воспитание нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;
ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;
формирование нравственной среды воспитания в группе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентаций;
улучшение психологического климата, повышение уровня межличностных отношений в группе.
В ходе работы целенаправленно и систематически применялись игровые, коммуникативные тренинги, беседы, направленные на коррекцию поведения детей с трудностями в обучении и воспитании. Использовались различные типы ситуаций, решение которых предполагало овладение детьми навыками анализа и оценки поступков и действий, нахождения путей оптимального решения предлагаемой проблемы, выбора действий. Ситуации были словесные, воображаемые и практические, взятые из повседневности, т.е. такие, с которыми детям придётся неоднократно сталкиваться во взрослой жизни.
Программа рассчитана на год, состоит из трёх разделов: Познай самого себя, Полюса человеческой личности, Слово, помоги!.
Приведём несколько примеров тем бесед: Глаза - окно во внешний мир, сердце - во внутренний, Богатства человеческого сердца, Человек, познай себя!, Доброжелательность и злонамеренность, Терпимость - путь к миру, Вежливость - важное средство примирения людей, Слово может обидеть, Язык - душа нации, Добро и зло. После каждого занятия проводилась рефлексия, его анализ.
После проведения формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика - третий этап.
Цель: сравнить результаты до и после формирующего эксперимента.
Формы и требования к проведению совпадают
с указанными выше методиками. В ходе проведения
практического эксперимента было установлено,
что целенаправленное и систематическое
использование игровых моментов, бесед,
направленных на коррекцию поведения
детей положительно сказывается на характере
межличностных отношений. Эмоциональный
климат группы для каждого ребёнка становится
более благоприятным, тёплым.
При повторном проведении теста Г. Айзенка Самооценка психических состояний личности мы получили следующие результаты, представленные в таблице 3:
Таблица 3
Уровень выраженности психических состояний после эксперимента
|
Группы | |||||
контрольная |
экспериментальная | |||||
Уровни |
Уровни | |||||
Высокий чел.% |
Средний чел.% |
Низкий чел.% |
Высокий чел.% |
Средний чел.% |
Низкий чел.% | |
тревожность |
660 |
330 |
110 |
220 |
330 |
550 |
фрустрация |
440 |
330 |
330 |
220 |
110 |
770 |
агрессия |
330 |
550 |
220 |
110 |
440 |
550 |
ригидность |
330 |
440 |
330 |
110 |
330 |
660 |
Проанализировав данные таблицы уровня выраженности психических состояний у экспериментальной и контрольной групп, мы получили следующие результаты:
У детей контрольной группы данные остались прежними. А у экспериментальной мы получили следующие результаты:
По шкале тревожности - высокий уровень снизился на 20%, средний остался прежним (30%), а вот низкий вырос на 20%.
По шкале фрустрация - высокий уровень снизился на 20%, средний - на 10%, низкий уровень вырос на 30%.
По шкале агрессия - высокий - остался прежним (10%), средний снизился на 10%, низкий уровень вырос на 10%.
По шкале ригидность - высокий уровень снизился на 20%, средний - на 10%, а низкий уровень вырос на 30%.
Главным результатом, на наш взгляд, является повышение низкого уровня по всем шкалам.
При повторном изучении коммуникативных склонностей детей контрольной и экспериментальной групп мы получили следующие результаты, отражённые в таблице 4:
Таблица 4
Выявление коммуникативных склонностей после эксперимента
Уровни развития коммуникативных способностей |
контрольная группа |
экспериментальная группа |
низкий |
2 -20% |
0 - 0% |
ниже среднего |
5 -50% |
0 - 0% |
средний |
3 -30% |
6 - 60% |
выше среднего |
0 - 0% |
4 - 40% |
высокий |
0 - 0% |
0 - 0% |
У контрольной группы только средний уровень вырос на 10%, остальное без изменения. У экспериментальной - низкий уровень стал 0% (было 20%), уровень ниже среднего - 0% (было 50%), средний уровень вырос на 40% (было 20%), уровень выше среднего - вырос на 30% (было 10%), высокий уровень остался прежним.
По результатам повторного проведения социометрической методики Р.Желя по выявлению уровня межличностных отношений у контрольной группы число взаимных выборов составило 5, положительных выборов - 16. Уровень взаимности составил 31,25% (что относится к низкому уровню). У экспериментальной группы - число взаимных выборов - 13, положительных - 28. Уровень взаимности составил 46,42% (что соответствует среднему уровню). Из полученных результатов видно, что уровень взаимности у контрольной группы остался прежним, а у экспериментальной вырос на 14,84%.
Таким образом, на основе полученных данных эксперимента, было установлено, что целенаправленное и систематическое применение игровых, коммуникативных тренингов, бесед, направленных на коррекцию поведения детей с трудностями в обучении и воспитании не только обоснованно, но и необходимо с целью большей эффективности в формировании нравственных, коммуникативных качеств; повышения уровня межличностных отношений; нормализации самооценки психических состояний детей младшего школьного возраста с ЗПР. Данные методики позволили сплотить учебную группу в детский коллектив, вовлечь в воспитательную деятельность каждого ребёнка и выявить чёткую закономерность: при грамотно спланированной, системной учебно - воспитательной работе повышается уровень межличностных отношений, значительно улучшается микроклимат в группе, классе. Главное в том, что дети младшего школьного возраста с ЗПР усвоили и применяли в ходе бесед, дискуссий, тренингов знания намного лучше, чем при использовании стандартных методик.
2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений у младших школьников с ЗПР
Современный ребёнок должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Анализ теоретических данных и диагностических методик позволили нам выявить, что ребёнок младшего школьного возраста начинает активно проявлять большой интерес к другим людям, их взглядам, ценностным ориентациям, поведению, заявлять о своём мнении по многим проблемам. И одна из главных задач педагога при организации деятельности детей с задержкой психического развития регулирование межличностных отношений.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психические особенности. В формировании межличностных отношений ведущую роль играет общение. [13, с 56] И именно в младшем школьном возрасте закладываются базовые психологические основы для межличностного общения, коллективистских отношений.
Педагогам необходимо знать и учитывать особенности личности ребёнка с задержкой психического развития. Если ему не уделять достаточно внимания, его развитие ещё больше замедляется и осложняется педагогической и социальной запущенностью. Большие страдания причиняет ситуация неуспеха, которая отрицательно влияет не только на дальнейшее интеллектуальное развитие, но и искажает путь формирования личности, а в более старшем возрасте может привести к нарушениям поведения. [13, с 11]
Информация о работе Особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР