Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа
Существует множество подходов к определению границ юношеского возраста. А. Гезелл считал, что юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16). Согласно Э.Шпрангеру, юношеский возраст тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет.
Существует ряд психологических причин, обуславливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отждествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех школьника в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой и самоодобрения. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.
Для подростков, юношей, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям улучшению общества, в котором живут, выбор профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут удовлетворить. Молодые люди, старающиеся быть «практичными», выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор обусловлен прежде всего экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, навыками [Райс 2000: 517]
Таким образом, ведущий вид деятельности в юношеском возрасте – учебно-профессиональный. Цели образования в юности связаны с планами на будущее, определением профессии и сферы деятельности.
Выводы:
1) в учебной деятельности преобладают мотивы, связанные с профессиональным становлением в будущем, юноши и девушки находятся в состоянии выбора своей будущей профессии;
2) в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования, а также социальное и профессиональное;
3)
профессиональное самоопределение влияет
на дальнейшую жизнь человека и не только
на ее профессиональную составляющую,
но и на перспективы создания семьи, и
на материальное состояние, и на самооценку
и взаимоотношения с самим собой.
Список литературы
1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: учеб.-метод. пособие/И.Р. Алтунина. – М.: Моск.псих.-соц.ин-т., 2006. – 130 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для пед.вузов/А.С.Белкин. – М.:Академия, 2000. – 188 с.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/Ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. академия, 1995. – 208 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психолог.труды/Ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1997. – 208 с.
5. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие для для вузов/ Б.С. Волков. – М.: Трикста: Академ.Проект, 2006. – 255 с.
6. Габай Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов/Т.В.Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов/ О.Б.Дарвиш. – М.: Владос Пресс, 2004. – 263 с.
8. Изучение мотивации поведения детей и подростков/под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. –М.:Педагогика, 1972. – 352 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. –СПб: Питер, 2000. – 508 с.
10. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя/ И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
11. Кон И.С. Психология юношеской дружбы/ И.С.Кон. – М.: Знание, 1973. – 92 с.
12. Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг. – СПб: Питер, 2004. – 939 с.
13. Макклелланд Д. Мотивация человека/Д. Макклелланд. – СПб: Питер, 2007. – 669 с.
14. Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ А.Г.Маслоу. – СПб: Евразия, 1999. – 479 с.
15. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие для спецкурса/ В.С.Мерлин. – Пермь, 1971. – 120 с.
16. Немов. Р.С. Общая психология: учебник для сред. учеб. заведений/Р.С.Немов. – М.: Владос, 2001. – 397 с.
17. Немов. Р.С. Психология: учебник для пед.вузов: в 3 кн. /Р.С.Немов. – М.: Владос. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 1999. – 631 с.
18. Поляков А.М. Психология развития: учеб. пособие для вузов/А.М.Поляков. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 303 с.
19. Попова М.В. Психология растущего человека/М.В. Попова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
20. Психология мотиваций и эмоций: учеб. пособие для вузов/ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.:ЧеРо: Омега-Л:МПСИ, 2006. – 751 с.
21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф.Райс. – СПб: Питер, 2000. – 616 с.
22. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.
23. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение/А.А. Реан. – СПб: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2004. – 407 с.
24. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии/Г.С.Салливан. – М.: КСП+: СПб: ЮВЕНТА, 1999. – 346 с.
25. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебник для вузов/Е.Е.Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
26. Фопель К. На пороге взрослой жизни: психологич. работа с подростковыми и юношеск. проблемами: личность, способности и сильные стороны, отношение к телу/К.Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 212 с.
27. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов/О.В.Хухлаева. – М.: Академия, 2005. – 204 с.
28. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. –М.: Педагогика, 1981. – 96 с.
29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учеб. для вузов/И.В.Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/Ред. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.
Информация о работе Особенности мотивации в юношеском возрасте