Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 01:03, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников с ЗПР и выявить его отличие уровня развития с детьми в норме.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников с задержкой психического развития.
Определить методики, позволяющие диагностировать и выявить проблему.
Провести экспериментально - психологическое исследование для изучения особенностей мышления младших школьников с ЗПР и в норме.
Сопоставить данные исследования особенностей мышления младших школьников с нормальным развитием и у детей с ЗПР.
Дать рекомендации учителям и родителям по развитию мышления у младших школьников с ЗПР.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования мышления детей с не резко выраженными интеллектуальными нарушениями
I.1. Мышление как психический процесс 6
I.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста 13
I.3. Особенности мышления детей с не резко выраженными интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста 16
Глава II. Экспериментальное исследование
II.1. Этапы и организация исследования 25
II.2. Анализ результатов 27
II.3. Рекомендации по развитию мышления у детей с ЗПР
Заключение
Библиографический список
Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды человеческого общества.
Виды мышления:
Теоретическое-понятийное мышление это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дело с опытом получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями полученными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретически-понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретически образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом который здесь использует человек для решения задачи являются образы. Они непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба вида относятся к теоретическому мышлению.[14]
Наглядно-образное мышление это мыслительный процесс, в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.
Наглядно-действенное
мышление сам процесс мышления представляет собой практическую
Операции мышления
Абстракция - это выделение какой-либо стороны, свойства отвлечения от остальных. Рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот.
Обобщение – (генерализация) отбрасывание единичных
признаков, при сохранении общих с раскрытием
существенных связей. Обобщение может
совершиться путем сравнения при котором
выделяются общие качества. Так совершается обобщение
в элементарных формах мышления. В высших
формах обобщение совершается
Конкретизация – операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Сравнение это операция сопоставления вещей, явлений и их свойств, выявляя сходство и различия.
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа т.к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У некоторых людей склонность к синтезу, у др. к анализу.
Синтез - восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. [10]
Основные формы логического мышления
Понятие – форма мышления, отражающая существенные
Суждения – форма мышления отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Рассуждение это работа мысли над суждением.
Умозаключения – форма мышления при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключение индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений. Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знаний общих правил и законов.[20]
Вывод: мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А. А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это “обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира”.
I. 2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста.
Особенности мышления младших школьников нельзя рассматривать без учета особенностей мышления детей дошкольного возраста. Наглядно-образное мышление имеют, как известно, уже дети 5 – 6 лет. Старшие дошкольники оперируют в своих рассуждениях конкретными представлениями, которые возникают у них в процессе игры и в повседневной жизненной практике. У дошкольника появляются зачатки словесно-речевого мышления (они уже строят простейшие формы рассуждений и обнаруживают понимание элементарных причинно-следственных зависимостей).
Следовательно, начальное обучение “подхватывает” и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.[27]
Как уже говорилось, мышление
включает ряд операций, таких, как
сравнение, анализ, синтез, обобщение
и абстракция. С их помощью осуществляется
проникновение в глубь той
или иной стоящей перед человеком пробле
* Анализ. Преобладает практически действенный и чувственный анализ; развитие анализа происходит от чувственного к комплексному и системному.
* Синтез. Развитие идет от простого
суммирующего к сложному
* Сравнение. Подмена сравнения простым рядоположением предметов: сначала ученики рассказывают об одном предмете, а потом – о другом; большие затруднения у детей вызывает сравнение предметов, которыми невозможно непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков, когда они скрыты.
* Абстракция. За существенные признаки порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки; легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними.
* Обобщение. Замена обобщения объединением в группы по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов; три уровня развития обобщения: практически-действенное, образно-понятийное, понятийно-образное.[22]
Младший школьный возраст содержит в себе, как отмечает Р. С. Немов, значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости.[2]
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарно образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возрастасвязано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях.
Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.[19]
Первое из названных
направлений связано с
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Если любой их этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.[16]
Таким образом, из вышесказанного видно, что мышление младшего школьника формируется в процессе обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.[28]
Вывод:
Особенности мышления младших школьников:
– мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития;
– происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах;
– активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое.
В младшем школьном возрасте развиваются все три формы мышления (понятие, суждение, умозаключение):
– овладение научными понятиями совершается у детей в процессе обучения;
– в развитии суждений ребенка существенную роль играет расширение знаний и выработка установки мышления на истинность;
– суждение превращается в умозаключение по мере того, как ребенок, расчленяя мыслимое от действительного, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, т. е. положение, которое нуждается еще в проверке.
I. 3. Особенности мышления детей с нерезко выраженными интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР.[6]
Основные клинические типы её дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:
а) конституционного происхождения;
б) соматогенного происхождения;
в) психогенного происхождения;
г) церебрастенического(
При всех вариантах ЗПР существует особенность структуры и характера соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР:
- ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть;
- не осознавая себя
учеником и не понимая мотивов
учебной деятельности и её
целей, такой ребёнок
- информацию, идущую от
учителя, ученик воспринимает
замедленно и так же её перераб
Информация о работе Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития