Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 01:03, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников с ЗПР и выявить его отличие уровня развития с детьми в норме.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников с задержкой психического развития.
Определить методики, позволяющие диагностировать и выявить проблему.
Провести экспериментально - психологическое исследование для изучения особенностей мышления младших школьников с ЗПР и в норме.
Сопоставить данные исследования особенностей мышления младших школьников с нормальным развитием и у детей с ЗПР.
Дать рекомендации учителям и родителям по развитию мышления у младших школьников с ЗПР.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования мышления детей с не резко выраженными интеллектуальными нарушениями
I.1. Мышление как психический процесс 6
I.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста 13
I.3. Особенности мышления детей с не резко выраженными интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста 16
Глава II. Экспериментальное исследование
II.1. Этапы и организация исследования 25
II.2. Анализ результатов 27
II.3. Рекомендации по развитию мышления у детей с ЗПР
Заключение
Библиографический список
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.
Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ): 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.[3]
Вывод: Обобщая все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что только основные методы: констатирующий и сравнительный – способны дать достоверную информацию об особенностях мышления младших школьников. Подобранная для исследования методика позволяет провести оценку наглядно-образного мышления младших школьников, а также сопоставить между собой полученные показатели.
II.2.Анализ результатов.
В исследовании в качестве объектов исследования принимали участие младшие школьники вторых классов.
В состав первой группы школьников входят 5 учеников класса коррекции.
В состав второй группы входят 5 школьников обычного общеобразовательного класса.
По проведенной методики «Матрица Равена» были получены следующие результаты:
Номер матрицы |
Средний результат первой группы |
Средний результат второй группы |
1 |
80% |
80% |
2 |
60% |
100% |
3 |
60% |
60% |
4 |
60% |
80% |
5 |
20% |
80% |
6 |
40% |
100% |
7 |
20% |
80% |
8 |
0% |
20% |
9 |
0% |
20% |
10 |
0% |
40% |
На диаграмме показана шкала результатов, которая позволяет отчетливо увидеть разницу в результатах группы детей с задержкой психического развития и детей с нормальным развитием.
Подученные данные исследования говорят о том, что развитие наглядно - образного мышление младших школьников с ЗПР ниже, чем у нормы.
Необходимо отметить, что у большинства младших школьников с задержкой психического развития, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи.
В методики «Матрица Равена» уровень сложности заданий с каждым новым увеличивается. По результатам тестирования видно, что чем сложнее задание, тем меньше детей с ним справляются, в первой группе ни кто из детей не справился с последними тремя заданиями, во второй же не смотря на сложность, есть дети, справившиеся с заданиями. Есть и такие дети, которым не хватило времени для ответа на последние вопросы, что говорит о заторможенности мышления и слабо развитой устойчивости произвольного внимания.
Но, не смотря на это, уровень развития наглядно-образного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться.
Анализ уровня развития наглядно-образного мышления, как более высокой его ступени, показывает неоднородные результаты. Среди детей младшего школьного возраста с ЗПР есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.
Вывод: Итак, было установлено, что по успешности решения наглядно-образных задач группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной. Это подтверждает необходимость осуществления целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей. В сравнении же с нормой дети с ЗПР показывают довольно низкие результаты.
II.3. Рекомендации по развитию мышления у детей с ЗПР
Некоторые приемы и методы развития мыслительных операций у детей с ЗПР:
Конструирование по моделям успешно формирует у детей ориентировочную деятельность, способствует развитию самоконтроля своих действий в процессе выполнения конструктивных заданий и при анализе их результатов.
1. «Восстанови рассказ».
Упражнение заключается в
2. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.[24]
Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).
3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.
Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.
Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.[11]
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
4. «Поиск аналогов».
Называется какой-либо предмет
или явление, например «
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
5. «Способы применения
предметов». Называется какой-либо
хорошо известный предмет,
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
Заключение
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста с ЗПР. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления.
2. Составлена и реализована
диагностическая программа,
3. Проанализирована эффективность проведенной работы, сделаны выводы о том, что уровень развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьно возраста с ЗПР в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Результаты тестирования показали, что различия между уровнем развития мышления младших школьников с ЗПР и нормой не значительные, исключения составляют дети с выраженной задержкой психического развития, что отвечает на вопрос обоснованный в гепотезе.
Так же можно сказать, что развитие мышления младших школьников будет происходить более успешно, если своевременно осуществлять диагностику и коррекционно-развивающую работу с такими детьми.
Библиографический список
Информация о работе Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития