Особенности памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Сегодняшняя жизнь с её бурным информационным потоком требует от человека хорошо развитой памяти. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память является важнейшей психической функцией человека, основа нашего сознания. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность требует хорошо развитой памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Недвигина.rtf

— 321.09 Кб (Скачать файл)

На первоначальном этапе нами была пересмотрена и изучена литература по данной тематике.

Большим подспорьем оказались работы Эльконина «Тренируем память» Касабуцкого «Давайте поиграем» и многие другие.

Было пересмотрено более 100игр и выбраны  на наш взгляд  наиболее эффективные игры  и упражнения для развития памяти. Многие игры были переработаны, дополнены различными  вариантами, некоторые были упрощены ,учитывая уровень интеллектуального развития детей.

Ко всем играм был подготовлен наглядный материал, дающий детям возможность оперирования с ним.

Все игры и задания были разделены на 4 блока, в общем составляющих систему игр, упражнений и игровых заданий для развития внимания, памяти, мышления(поскольку все психические процессы между собой тесно связаны)

В первый блок мы выделим игры  и упражнения, направленные на умение выделять цель запоминания ,воспроизведения ( т.е умение внимательно выслушивать задание до конца, стремиться его запомнить, самостоятельно исправить ошибки(самоконтроль).

Во втором блоке собраны игры на отработку приемов: рассматривание, сравнение, сопоставление, ассоциации и т.д

В этот же блок включены игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

А также игровые упражнения на ориентировку на листе в клетку, в которых активизируются такие процессы как концентрация, переключаемость, устойчивость внимания.

В третий блок включены игры и упражнения, обучающие ребенка обобщать, классифицировать предметы. 

А так же игры и упражнения с палочками на составление и трансформацию групп и фигур, лабиринты и схемы, во время которых ребенок занят поисковой работой, активизируя мыслительную деятельность.

В четвертый блок включены игры и упражнения на группировку предметов, обучение этим играм ведется на заключительном этапе, когда дети уже умеют выделять мнемическую задачу, умеют рассматривать, сравнивать, сопоставлять, а также обобщать  и классифицировать предметы. 

Игры и упражнения были включены в непосредственно образовательную деятельность, а так же используются в индивидуальной коррекционно-педагогической работе.

На втором этапе была проведена диагностика детей. Диагностика проводилась в октябре 2010 года психологом Кураковой Е.Е. по методике Н.Т.Гатановой * 10 картинок *

После проведенной диагностики выяснились следующие результаты:

Высокого уровня зрительной памяти у детей- нет.

Средний уровень - у 5 детей

Низкий уровень - у 10 детей

Сравнительная диагностика проводилась в мае 2012 года по той же методике.

На завершающем этапе обучения мы получили следующие результаты:

Высокий уровень - у 5 детей.

Средний уровень - у 8 детей.

Низкий уровень - у 2 детей.

После вторичной диагностики  нами был составлен  сравнительный график уровня зрительной памяти детей. Где хорошо видно что у детей значительно улучшились показатели зрительной памяти. Высокий уровень возрос на 33%,средний уровень на 20%  ,а низкий уровень снизился на  53%.

Несмотря на то, что у двух детей остался низкий уровень зрительной памяти, их показатели так же улучшились, приближаясь к нижней границе среднего уровня.

Кроме увеличения уровня  зрительной памяти, у всех детей отмечается улучшение свойств. внимания:концентрация,объем,переключаемость,устойчивость,повышение активности на занятиях, так же повышения любознательности и способности к логическому мышления. Дети стали ощущать себя эмоционально комфортно, снизился процент тревожных детей.

Проведя исследования сравнительной диагностики, мы увидели:

1. Созданная система дидактических игр и упражнений дала положительной эффект в развитии зрительной памяти детей.

2.С помощью данной системы, можно развивать тесно связанные психические процессы: внимание, мышления, воображения, речь.

Таким образом, гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Опытно-эксперементальное исследование особенностей развития памяти у детей 6-7 лет.

2.1.Констатирующий эксперемент.

Первая серия запоминания. Изучивание пассивной  непроизвольной памяти.

Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов которые он должен рассмотреть ( стол, стул, диван, кровать, шифоньер, апельсин,лимон ,яблоко , виноград, груша ). Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации картинок, ребенок называет, те которые запомнил.

Вторая серия запоминания.Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлогается разложить набор картинок в ряда, т.е. на 4 группы (мебель, одежда, транспорт, фрукты), «Что к чему подходит?». После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям учавствующим в первых двух сериях, показывают третий набор картинок и предлогают запомнить как можно больше картинок.  Для того, чтобы затем  их припомнить.Средства и приемы запоминания не указываются. Каждая картинка экспонируется в течении 3 секунд. После показа всех картинок дети. Дети воспроизводят по памяти предметы изображенные на них. (яблоко, лимон, ботинки, шапка, стул, диван, велосипед, машина, самолет,пароход).

 

 

 

Уровни развития памяти: низкий, средний,  высокий.

№ п/п.

Фамилия Имя ребенка

Серии запоминания

Итог уровня

развития

1

2

3

1

Куприенко Ирина

с

н

с

с

2

Курапова лера

с

с

         н

с

3

Синяков Костя

с

н

н

н

4

Смородинов Рома

с

с

с

с

5

Данилов Глеб

с

н

н

н

6

Вищунов Андрей

н

с

н

н

7

Колоскова Полина

н

с

н

н

8

Кириченко Люба

н

н

с

н

9

Елфимов Кирилл

н

с

н

н

10

Немухина Полина

с

н

н

н



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формирующий эксперемент.

Комплекс игр, стихотворений, занятий развивающие память ребенка.

Игра «Повтори за мной» 

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят около ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

 

Игра "Фотоаппараты"

Цель игры: развитие памяти и внимания.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось

3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.

4-ый вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие.

5-ый вариант: может проводиться как с группой детей, так и индивидуально.

комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие.

 

Игра "Пуговица".

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

 

Стихотворения на развитие памяти у детей 6-7 лет.

(Я. Акимов).

Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он вовсе стучится норы,

Напевает у воды.

« Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель.

Это будит всех апрель.

 

(А. Плещеев.)

 

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало;  
Короче становился день, лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,  
Гусей крикливых караван тянулся к югу.  
Приближалась  
Довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора...

 

(А. Пушкин).

Скоро белые метели снег подымут от земли.

Улетают, улетают, улетели журавли. 
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел,  
Аист крыльями полощет, улетает, улетел.  
Лист качается узорный в синей луже на воде,  
Ходит грач с грачихой чёрной в огороде по гряде. 
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи,  
Улетают, улетели, улетели и грачи.

(И. Никитин) 
Что такое за окном?  
Сразу в доме посветлело! 
Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый! 
Вот о чём всю ночь свистел за моим окошком ветер!  
Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил. 
На заборах, на крылечке всё блестит и всё бело!  
Нет свободного местечка -- всюду снега намело.

(Е. Трутнева) 
Под голубыми небесами, 
Великолепными коврами 
Блестя на солнце, снег лежит;  
Прозрачный лес один чернеет 
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит.

 

Конспекты индивидуальных занятий в подготовительной группе на развитие памяти.

ТЕМА №1: Запоминаем слова

ЦЕЛИ: Занятие направлено на развитие вербальной памяти ребенка.

МАТЕРИАЛЫ: лист бумаги, ручка, карандаш и т.д.

ИНСТРУКЦИЯ: Запиши как можно больше слов относящихся к теме: 1) школа

2) математика

3) природоведение

4) музыка

5) осень ( зима, лето, весна) и т.д.

На каждую тему дается 5 минут. Эту игру можно проводить в нес-

колько приемов, предлагая для школьника по 2-3 темы.

ИТОГ: Проверяя результаты ребенка, оцениваем сформирован-

ность его вербальной памяти. 

ТЕМА №2: Что в свертке?

ЦЕЛИ: С помощью этой игры развиваем у школьников восприятие и наблюдательность.

МАТЕРИАЛ: свертки, различные предметы.

ИНСТРУКЦИЯ: Взрослый готовит несколько свертков с предме-

тами сложной формы. Ребенок не раскрывая сверток должен попы-

таться назвать предметы. За правильное называние 2-3 предметов

можно дать приз.

ИТОГ: Ребенок развивает восприятие и наблюдательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Контрольный эксперемент

Для эксперемента были взяты те же карточки с пердметами что и в констатирующем эксперементе.

 

№ п/п.

Фамилия Имя ребенка

Серии запоминания

Итог уровня

развития

1

2

3

1

Куприенко Ирина

в

в

с

в

2

Курапова Лера

с

с

         с

с

3

Синяков Костя

в

в

с

в

4

Смородинов Рома

в

в

с

в

5

Данилов Глеб

с

с

в

с

6

Вищунов Андрей

с

с

в

с

7

Колоскова Полина

с

в

с

с

8

Кириченко Люба

с

в

с

с

9

Елфимов Кирилл

с

в

с

с

10

Немухина Полина

в

в

с

в

Информация о работе Особенности памяти у детей дошкольного возраста