Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
Шкала оценки результатов:
·Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.
·Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.
·Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.
·Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.
. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) [1]
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
·Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов
·Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов.
·Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
·Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.
4. Методика Рисунок несуществующего животного (автор - Колосова С.Л.) [24]
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
На основании
анализа каждого рисунка
Шкала оценок результатов:
·Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов
·Высокий уровень агрессивности - 7-10 баллов.
·Средний уровень агрессивности -4-6 баллов.
·Слабый уровень агрессивности -0-3 баллов.
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:
) Оценка уровня
агрессивности детей-
Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
№Ф.И. ребёнкаКол-во
балловУровень
Диаграмма 1. Оценка
уровня агрессивности детей-
2) Оценка уровня
агрессивности детей-
Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
Таблица 2 Оценка
уровня агрессивности детей-
№Ф.И. ребёнкаКол-во
балловУровень агрессивностиСла
Диаграмма 3. Оценка
уровня агрессивности детей-
3) Оценка уровня
агрессивности детей-
Таблица 3 Оценка
уровня агрессивности детей-
Ф.И. Компоненты
123456789101112131415161718И
4) Оценка уровня
агрессивности детей-
) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.5 и диагр.5):
Таблица 4 Оценка
уровня агрессивности детей-
№Ф.И. ребёнкаКол-во
балловУровень
Диаграмма 4. Оценка
уровня агрессивности детей-
Примечание:
П - Повышенный уровень агрессивности
В - Высокий уровень агрессивности
СР - Средний уровень агрессивности
СЛ- Слабый уровень агрессивности
Таблица 5 Оценка
уровня агрессивности детей-
№Ф.И. ребёнкаРезультаты по методикамВыводы об уровне агрессивности12341Костя А.СЛСРСРВСР2Тимур Р.ВСРВВВ3Аня Б.ВСРСЛСЛСР4Виктор З.ВВВВВ5Игорь К.ПСРСЛСЛСР6Катя Л.СРСЛСРСРСР7Коля Л.СРСЛСРСРСР8Артем Т.ППППП9Никита П.СРСРСРВСР10Андрей П.ВСРСЛСЛСР11Кирилл Р.СЛСЛСРСРСР12Ксюша С.ВСРВСРВ13Аня С.ВВСРСЛСР14Герман Х.СРВСРВСР
Диаграмма 5. Оценка
уровня агрессивности детей-
По результатам
констатирующего этапа
Средний уровень агрессивности - у десятерых детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:
Р. Тимур (высокий уровень агрессивности)
З. Виктор (высокий уровень агрессивности)
Т. Артем (повышенный уровень агрессивности)
С. Ксения (высокий уровень агрессивности)
Психолого-педагогическая характеристика на каждого из четверых детей представлены в приложении 7.
Данным детям присуще
такое поведение: враждебность, гнев;
рассказывание историй с
Так, например, из беседы с воспитателем, мы выяснили, что Т.Артем (повышенный уровень агрессивности) часто в группе, если ему что-то не нравится, старается от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда группа идёт на прогулку, всегда стремится пойти за руку с воспитателем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно оттолкнет, постарается завладеть рукой.
Девочка С.Ксения (высокий уровень агрессивности) мало общается со сверстниками, бывает погружена в себя, задумчива. В игре со сверстниками ведет себя достаточно агрессивно, толкает детей, кричит, если ей что-то не нравится. Ксюша вообще довольно своеобразно ведет себя в группе. У нее свой особый мир, который открыт для окружающих, но многим не понятен. Она все делает по-своему, что подтверждается результатами оценок воспитателей: для нее характерны негативизм и раздражительность.
Мы предполагаем, что причинами агрессивного поведения детей являются в большей степени ситуация в семье ребенка. Родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало «достается» теплых слов, нежных касаний, и поэтому соответственно сами дети с трудом вспоминали (а многие не могли назвать ни единого слова) теплые, хорошие слова, которые они говорили своим маме и папе. В семьях агрессивных детей дистанция между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Также одной из причин агрессивного поведения детей может является и неограниченный просмотр телевизионных передач, особенно передач и художественных фильмов с элементами агрессии и насилия. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
2.2 Организационно-содержательные
аспекты профилактики
Дошкольники нуждаются
в понимании и поддержке
Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:
·обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
·обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
·отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
·формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
·работа с родителями агрессивных детей.
Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком [29].
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком
Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции [24].
Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.
Остановимся подробнее на двух последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 3,5 лет. Аутогенная тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление. Эффективней проводить AT перед сном [24].
Представляемые образы (лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.
Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:
Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…
И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Всё тело, грудь, живот, спина - беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.
Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.
Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает. Мы отдохнули, силы к нам, энергия - вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.[36]
Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста