Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

! ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Шкала оценки результатов:

·Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

·Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

·Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

·Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) [1]

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в  данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в  ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

Инструкция. В  ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+»  соответствует 1 баллу (ответ «-»  соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

·Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

·Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов.

·Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

·Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

4. Методика Рисунок несуществующего животного (автор - Колосова С.Л.) [24]

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция: Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

На основании  анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

·Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов

·Высокий уровень агрессивности - 7-10 баллов.

·Средний уровень агрессивности -4-6 баллов.

·Слабый уровень агрессивности -0-3 баллов.

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и  качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

) Оценка уровня  агрессивности детей-дошкольников  по методике Лаврентьевой Г.П.  и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют  слабый уровень агрессивности, 30% средний, 42% высокий и 14% повышенный  уровень агрессивности (см. табл.1 и диагр.1).

 

Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

№Ф.И. ребёнкаКол-во балловУровень агрессивностиСлабыйСреднийВысокийПовышенный1.Костя  А.5 2.Тимур Р.11 3.Аня Б.13 4.Виктор З.135.Игорь  К.16 6.Катя Л.77.Коля Л.10 8.Артем Т.17 9.Никита П.10 10.Андрей П.11 11.Кирилл Р.512.Ксюша С.11 13.Аня С.13 14.Герман Х.7 ИТОГО2 ребенка 14,29%4 ребёнка 28,57%6 детей 42,86%2 ребёнка 14,29%

Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

2) Оценка уровня  агрессивности детей-дошкольников  по методике «Беседа с детьми  на тему: «Я и телевизор»: 20% детей  имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный  уровень агрессивности (см. табл.2 и диагр.2):

 

Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

№Ф.И. ребёнкаКол-во балловУровень агрессивностиСлабыйСреднийВысокийПовышен-ный1.Костя А.4 б.2.Тимур Р.4 б.3.Аня Б.3 б.4.Виктор З.6 б.5.Игорь К.3 б.6.Катя Л.2 б.7.Коля Л.2 б.8.Артем Т.8 б.9.Никита П.4 б.10.Андрей П.3 б.11.Кирилл Р.2 б.12.Ксюша С.4 б.13.Аня С.5 б.14.Герман Х.6 б.ИТОГО:3 ребёнка 21,43%7 детей 50%3 ребёнка 21,43%1 ребенок 7,14%

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

 

3) Оценка уровня  агрессивности детей-дошкольников  по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 28,57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 42,86% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.3 и диагр.3):

 

Таблица 3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

Ф.И. Компоненты 123456789101112131415161718И т о гКостя А.+---+-++--+--+-+--7Тимур  Р.+--++-++--++++-+-+11Аня Б.-+--------+-+-----3Виктор З.--+++++---+++-+-++11Игорь К.-----+-+----------2Катя Л.-+-----+-++-++++-+9Коля Л.-+-----+----------2Артем Т.++-+-+++++++++-+++15Никита П.-+-++----+--+-++--6Андрей П.-+--+-----+------+4Кирилл Р.-+++-+-+--+-+---++9Ксюша С.+--++-++--++++-+-+11Аня С.-+++-+-+--+-+---++9Герман Х.-++--+-+--+-+---++8

4) Оценка уровня  агрессивности детей-дошкольников  по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. табл.4 и диагр.4):

) По результатам  четырёх методик: 0% детей имеют  слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный  уровень агрессивности (см. табл.5 и диагр.5):

Таблица 4 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

№Ф.И. ребёнкаКол-во балловУровень агрессивностиСлабыйСреднийВысокийПовышен-ный1.Костя  А.9 б.2.Тимур Р.8 б.3.Аня Б.3 б.4.Виктор З.9 б.5.Игорь К.1 б.6.Катя Л.6 б.7.Коля Л.4 б.8.Артем Т.11 б.9.Никита П.7 б.10.Андрей П.2 б.11.Кирилл Р.5 б.12.Ксюша С.6 б.13.Аня С.1 б.14.Герман Х.8 б.ИТОГО:4 ребёнка 28,57%4 детей 28,57%5 детей 35,71%1ребенок7,14%

Диаграмма 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

Примечание:

П - Повышенный уровень агрессивности

В - Высокий уровень  агрессивности

СР - Средний  уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень  агрессивности

 

Таблица 5 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

№Ф.И. ребёнкаРезультаты по методикамВыводы об уровне агрессивности12341Костя А.СЛСРСРВСР2Тимур Р.ВСРВВВ3Аня Б.ВСРСЛСЛСР4Виктор З.ВВВВВ5Игорь К.ПСРСЛСЛСР6Катя Л.СРСЛСРСРСР7Коля Л.СРСЛСРСРСР8Артем Т.ППППП9Никита П.СРСРСРВСР10Андрей П.ВСРСЛСЛСР11Кирилл Р.СЛСЛСРСРСР12Ксюша С.ВСРВСРВ13Аня С.ВВСРСЛСР14Герман Х.СРВСРВСР

Диаграмма 5. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

 

По результатам  констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Средний уровень  агрессивности - у десятерых детей, они отличаются тем, что негативно  относятся к замечаниям, не соблюдают  дисциплины, не послушны, пристают к  более слабым.

Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.

Таким образом, по результатам констатирующего  этапа эксперимента, мы выявили, что  из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:

Р. Тимур (высокий  уровень агрессивности)

З. Виктор (высокий  уровень агрессивности)

Т. Артем (повышенный уровень агрессивности)

С. Ксения (высокий  уровень агрессивности)

Психолого-педагогическая характеристика на каждого из четверых детей представлены в приложении 7.

Данным детям присуще  такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Так, например, из беседы с  воспитателем, мы выяснили, что Т.Артем (повышенный уровень агрессивности) часто в группе, если ему что-то не нравится, старается от всех отвернуться  и играть самостоятельно, если ему  начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда группа идёт на прогулку, всегда стремится пойти за руку с воспитателем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно оттолкнет, постарается завладеть рукой.

Девочка С.Ксения (высокий  уровень агрессивности) мало общается со сверстниками, бывает погружена  в себя, задумчива. В игре со сверстниками ведет себя достаточно агрессивно, толкает детей, кричит, если ей что-то не нравится. Ксюша вообще довольно своеобразно ведет себя в группе. У нее свой особый мир, который открыт для окружающих, но многим не понятен. Она все делает по-своему, что подтверждается результатами оценок воспитателей: для нее характерны негативизм и раздражительность.

Мы предполагаем, что причинами  агрессивного поведения детей являются в большей степени ситуация в  семье ребенка. Родители практически  не говорят детям о своих чувствах, детям мало «достается» теплых слов, нежных касаний, и поэтому соответственно сами дети с трудом вспоминали (а многие не могли назвать ни единого слова) теплые, хорошие слова, которые они говорили своим маме и папе. В семьях агрессивных детей дистанция между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Также одной из причин агрессивного поведения детей может является и неограниченный просмотр телевизионных передач, особенно передач и художественных фильмов с элементами агрессии и насилия. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

 

2.2 Организационно-содержательные  аспекты профилактики агрессивности  детей дошкольного возраста

 

Дошкольники нуждаются  в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку - это главное условие профилактики агрессивности.

Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками  включают:

·обучение агрессивных детей  способам саморегуляции, умением владеть  собой;

·обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

·отработка навыков общения  в конфликтных ситуациях;

·формирование таких качеств  как эмпатия и доверие;

·работа с родителями агрессивных  детей.

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком [29].

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

Представляется необходимым  на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции [24].

Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.

Остановимся подробнее  на двух последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 3,5 лет. Аутогенная тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление. Эффективней проводить AT перед сном [24].

Представляемые  образы (лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.

Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:

Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без  движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.

И шея  вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…

И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.

Всё тело, грудь, живот, спина - беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.

Спокойна  каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость  вытекает.

Мы  словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас  блаженно отдыхает. Мы отдохнули, силы к нам, энергия - вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.[36]

Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста