Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 15:42, курсовая работа
Обращение к проблеме взаимосвязи памяти и тревожности обусловлено той ролью, которую память играет в процессе обучения и развития личности школьника.
Наличие хорошо развитого уровня памяти в деятельности школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания.
ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогической литературы по особенностям процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности
1.1.Психологические особенности детей старшего школьного возраста………………………………………………………………………
1.2.Сущность и виды памяти……………………………………………….
1.3.Свойства памяти…………………………………………………………
1.4. Процессы памяти………………………………………………………….
1.5. Особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………..
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи процессов памяти и уровня тревожности личности……………………………………………..
1.1.Организация и проведение исследования…………………………….
1.2.Анализ результатов проведенного исследования……………………
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
«Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине « Психология»
факультета
Блощицына Ольга Владимировна
подпись
ВОРОНЕЖ 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогической литературы по особенностям процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности
1.1.Психологические
1.2.Сущность и виды памяти…………
1.3.Свойства памяти……………………………
1.4. Процессы памяти………………………………………………………….
1.5. Особенности проявления
тревожности в старшем школьном возрасте…………………………………………………………
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи процессов памяти и уровня тревожности личности……………………………………………..
1.1.Организация и проведение исследования…………………………….
1.2.Анализ результатов
проведенного исследования……………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к проблеме взаимосвязи
памяти и тревожности обусловлено той
ролью, которую память играет в процессе
обучения и развития личности школьника.
Наличие хорошо развитого уровня памяти
в деятельности школьника делает ее продуктивной, организованной
активной. В прошлом столетии и на современном
этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно
многосторонний характер. Существует
множество различных точек зрения на природу
происхождения и развития внимания. Проблемой
развития внимания младшего школьника
занимались такие исследователи как Выготский
Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн
С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев
О.Ю. и другие.
Проблема тревожности является одной
из наиболее актуальных проблем в современной
психологии. Среди негативных переживаний
человека тревожность занимает особое
место, часто она приводит к снижению работоспособности,
Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З.Фрейд в своей работе «Страх», затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие.
Цель исследования: выявление зависимости
между уровневыми характеристиками памяти
и тревожностью.
школьников.
Объект исследования:
эмоциональная и познавательная сфера
психики школьника.
Предмет исследования: взаимосвязь уровневых характеристик памяти и тревожности.
Гипотеза исследования: уровневые характеристики памяти и тревожности взаимосвязаны у школьников.
Задачи исследования:
1.Определить понятие и
значение памяти в развитии личности
школьника;
2.Определить понятие тревожности и ее
влияние на процесс памяти;
3.Выявить степень проявления различных
видов тревожности;
4.Выявить зависимости, существующие между
уровнем развития свойств памяти и степенью
проявления различных видов тревожности
школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Юношеский возраст продолжается
от 15 до 22 лет. Большое место в жизни старшеклассника
занимают мечты о будущей профессии, о
той дороге, по которой он будет идти всю
жизнь, Серьезно задумываясь над своим
будущим, юноша или девушка, при внимательном
отношении и помощи взрослых, начинают
заниматься самовоспитанием. Они стараются
прочитать больше книг о понравившейся
профессии, слушают радиопередачи о ней,
записываются в соответствующий кружок,
тем самым подготавливая себя к будущему
[3]. Важнейшая задача родителей и педагогов
— использовать этот важнейший этап активности
старшеклассника, его стремление к самосовершенствованию,
а также помочь ему не только читать книги
и слушать передачи о будущей деятельности,
но и вырабатывать в себе качества, необходимые
для лучшего ее осуществления[4].
В. А, Сухомлинский правильно подметил,
что главное— воспитание человечности.
Намного важнее, каким человеком станет
ребенок, чем то, кем он станет: механизатором,
садоводом, педагогом, инженером и т. д.
В психическом развитии юноши и девушки
также происходят большие изменения[3]
.
Существенно изменяется процесс мышления,
становясь более критическим, способным
к анализу и синтезу. Старшеклассник располагает
уже достаточно большим запасом знаний,
причем знаний проанализированных, обобщенных.
Система знаний, умений и соответствующих
им взглядов на мир, на людей и нормы их
поведения составляет мировоззрение старшего
школьника. Он уже может самостоятельно
разобраться в тех или иных жизненных
явлениях, в поступках окружающих людей
и своих собственных[15].
Память старших школьников совершенствуется,
становясь все более смысловой, логической.
Они теперь могут не только успешно запоминать
большие по объему разделы учебника, но
и применить знания в практической деятельности
в лаборатории, на пришкольном участке,
в мастерских.
Речь старшеклассников становится богатой
и содержательной. Интенсивно формируются
и различные интересы — познавательные,
общественно-политические, эстетические
и этические, причем они становятся более
устойчивыми и действенными. Учащиеся
старших классов уже не просто теоретически
интересуются тем или иным предметом,
они стремятся глубже познать его на практике
— почитать о нем, что-то поделать самостоятельно
в лаборатории и т. п.[4].
Особое значение приобретают эстетические
и этические интересы, возникающие в процессе
общения с природой, искусством, людьми.
Молодежь увлекается художественной литературой,
поэзией, театральным искусством. Многие
юноши и девушки пишут стихи, поэмы, рассказы,
посвящая их своим друзьям, Родине.
Происходящие в годы юности серьезные
сдвиги в физическом и духовном развитии
ведут к усилению интереса к себе и своей
личности. Юноши и девушки начинают внимательно
присматриваться к своим достоинствам
и недостаткам, анализировать свои внешние
и духовные качества. Нередко такой анализ
приводит к самовоспитанию. Наряду с возрастающим
интересом к себе появляется и интерес
к чувствам окружающих. Повзрослев, старшие
школьники начинают понимать «сердечные»
муки того или иного героя книги, тонкие
душевные волнения людей и умеют правильно
Откликнуться на них: утешить, соболезновать,
предложить конкретную помощь и т. п. Такая
душевная эмоциональная чуткость и впечатлительность
— характерная особенность юношества[3].
В годы юношества формируются идеалы.
Юноши и девушки выбирают для подражания
тех людей, с которыми они встречались
или встречаются и которые предстали перед
ними как своеобразный положительный
образец.
Таким образцом могут стать родители,
педагог, герой книги, случайно встретившийся
человек. Наличие идеала у старшего школьника
свидетельствует о его стремлении найти
достойный пример для подражания[15]. Обидно,
когда некоторая часть молодежи, не умея
критически разобраться в увиденном и
услышанном, избирает для себя идеалом
людей недостойных, корыстных, пошлых,
мелочных, но умеющих внешне произвести
приятное впечатление. Попадая под влияние
такого «идеала», молодой человек может
приобщиться к дурному поведению. Доверие
к родителям, их тактичный совет помогут
своевременно развенчать подобный ложный
идеал.
В пору ранней юности укрепляется
воля, развиваются такие ее черты, как
настойчивость, решительность,
смелость, критичность и самокритичность,
выдержка и самообладание, инициативность.
Однако все упомянутые черты воли разовьются
только в том случае, если старшеклассник
поставит перед собой цель самовоспитания,
если родители и педагоги смогут умело
и тактично руководить его жизнью, направлять
его порывы и увлечения в нужное русло.
В иных случаях возникает риск неправильной
организации самовоспитания. Так, мечтая
о героизме, юноша наносит себе раны с
тем, чтобы проверить свою выдержку, отказывается
от пищи с тем, чтобы проверить физическую
выносливость, и т. п.[4].
Особую роль в жизни старшеклассника играют
чувства. Они становятся более стойкими,
глубокими и тонкими. Юношам и девушкам
свойственны мечтательность, лиричность,
устремленность в будущее. Мечтая о будущем,
они нередко видят все «в розовом свете»,
испытывают восторженное состояние, радужные
надежды. Стремление к будущему, мечты
о нем создают у юношей преобладающее
жизнерадостное настроение.
Встречаются такие случаи, когда настроение
у юноши или девушки бывает подавленным,
мрачным. Это может явиться следствием
неправильной атмосферы жизни семьи, холодности
в отношениях с родными и друзьями, а также
индивидуально-психических различий.
Развившееся у старшеклассника умение
владеть собой проявляется и в отношении
чувств. Юноши и девушки умеют неплохо
сдерживать, например, гнев, раздражение,
отвращение, восторг и др., однако нередко
маскируют свои чувства[15].
1.2.СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПАМЯТИ
Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения[1].
Память можно определить как способность
к получению, хранению и воспроизведению жизненного
опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные
и приобретенные механизмы поведения
есть не что иное, как запечатленный, передаваемый
по наследству или приобретаемый в процессе
индивидуальной жизни опыт. Благодаря
своей памяти, ее совершенствованию человек
выделился из животного царства и достиг
тех высот, на которых он сейчас находится.
Да и дальнейший прогресс человечества
без постоянного улучшения этой функции
немыслим[11].
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования[9]. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица[5].
Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше[11].
Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного[13].
Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю[9].
В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная (иконическая)
Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз»[14].
Информация о работе Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности