Особенности проявления детской агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:19, реферат

Краткое описание

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности проявления детской агрессивности.docx

— 45.27 Кб (Скачать файл)

 

  Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто:  большая часть агрессивности  детей развивается где-то между  этими двумя противоположностями,  приводящими к одинаковому исходу.

 

  Попав в ситуацию, когда его  потребности не удовлетворены,  ребенок (как и взрослый) реагирует  на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента  и психологических особенностей  это могут быть ярость, гнев, страх  и тревога. Для того чтобы  восстановить психологический комфорт,  у него (опять же, как и у  взрослого) есть только два  пути:

 

- совладать с событиями и изменить  ситуацию в нужном ему направлении;

 

- восстановить свое эмоциональное  равновесие, несмотря на неблагоприятную  ситуацию (в основном - с помощью  механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания  и пр.). В этом случае отрицательные  эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

 

  Между тем, управляемые механизмы  психологической защиты у маленьких  еще не сформированы, поэтому  обычно он стремится изменить  ситуацию, и нередко - с помощью  агрессии. Но рано или поздно  проявление агрессивности перестает  вызывать умилительные улыбки  родителей и все чаще приводит  к неодобрению, а то и наказанию,  и это рождает у ребенка  чувство тревоги и страха. У  него вырабатывается комплекс  вины, который затем будет частично  превращаться в чувство совести  и обрастать моральными нормами,  способствуя его социализации  и адаптации в окружающей среде.  Дальше этот комплекс - вина, совесть  и мораль - будут сопровождать  подросшего ребенка всю жизнь,  естественно, изменяясь и развиваясь.

 

  Для того чтобы вызывать одобрение  родителей, ребенок учится контролировать  свою агрессию, причем на первых  порах это достигается внешним  контролем, диктуемым реакциями  окружающих и его страхом. Тревога  обычно двоякая: это и страх  наказания, и боязнь обидеть,  вызвать раздражение родителей  и лишиться из-за этого их  поддержки. При нормальном развитии  система социальных норм и  запретов постепенно интериоризируется ( становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

 

  У многих людей, особенно агрессивных  по природе, внутренний контроль  в силу разных причин формируется  неважно, и внешний контроль  остается ведущим на всю жизнь.  Тогда подросток (а затем и  взрослый человек), если и подчиняется  законам и общественным требованиям,  то не по велению совести,  а из-за страха наказания или  угрозы материальных и моральных  потерь. Поэтому когда путы страха  сбрасываются (ослабление власти, смута,  пребывание в толпе), а внутреннего  контроля - совести - нет, человек  позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.

 

  Развитие внутреннего контроля  у детей и подростков идет  с помощью процесса идентификации  - стремления поступать как значимый  человек. В раннем возрасте  это имитация родительского поведения  - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

 

  В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться  от зависимости от родителей  и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются  уже не с отцом или матерью,  а с другими значимыми для  них людьми - старшими друзьями, авторитетными  педагогами, киногероями и пр. И  здесь агрессивный ребенок ведет  себя не так, как более спокойные  дети: он противостоит родителям  гораздо больше. Эти ребята чаще  и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми мужчинами,  чем с отцами, к которым стараются  не обращаться за помощью без  особой необходимости. А если  жизнь заставляет прибегнуть  к родительской поддержке, то  это вызывает у них раздражение  и неудовольствие.

 

  Чего добиваются дети и особенно  подростки своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали,  и, в конце концов, получают  свое: от них не ждут больших  достижений и реже требуют  выполнения обязанностей. Имея двоих  или более детей, замученная  мать нередко взваливает больше  дел на менее агрессивного  ребенка (он называется "послушным"), вызывая у того чувство неудовольствия  и комплекс неполноценности, но  так ей поступить легче. Более  агрессивного ребенка оставляют  в покое и дают больше свободы.  Однако и агрессивные дети  платят за это свою цену: они  хуже социализируются, поскольку  не усваивают опыт взрослых  и не участвуют в разных  способствующих взрослению делах. 

 

У агрессивного ребенка хуже развивается  самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг:

 

 

 

 

Варианты  проявления детской агрессивности

 

  Классифицировать проявления детской  агрессивности можно по-разному  - можно применить общие схемы  (см. таблицу 1), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.

 

  Далее приведены две такие  схемы. В основе первой лежат  проявления агрессии, второй - механизмы  агрессивного поведения.

 

Вариант 1.

 

  И. А. Фурманов, основываясь на  проявлениях агрессии, выделяет  четыре категории детей:

 

1. Дети, склонные к проявлению физической  агрессии

 

  Это активные, деятельные и целеустремленные  ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью  и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

 

  Кроме того, эти дети отличаются  малой рассудительностью и сдержанностью,  плохим самоконтролем. Обычно  это связано с недостаточной  социализацией и неумением или  нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.

 

  Агрессивные дети действуют импульсивно  и непродуманно, часто не извлекают  уроков из своего негативного  опыта, поэтому и совершают  одни и те же ошибки. Они  не придерживаются никаких этических  и конвенциональных норм, моральных  ограничений, обычно просто игнорируют  их. Поэтому такие дети способны  на нечестность, ложь, измену.

 

2. Дети, склонные к проявлению вербальной  агрессии

 

  Этих ребят отличают психическая  неуравновешенность, постоянные тревожность,  сомнения и неуверенность в  себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях  склонны к сниженному фону  настроения. Внешне часто производят  впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

 

  Еще одной особенностью таких  детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

 

  Спонтанность и импульсивность  у них сочетаются с обидчивостью  и консерватизмом, предпочтением  традиционных взглядов, которые  отгораживают их от переживаний  и внутренних конфликтов.

 

3. Дети, склонные к проявлению косвенной  агрессии

 

  Таких детей отличает чрезмерная  импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений  и низкая осознанность своих  действий. Они редко задумываются  о причинах своих поступков,  не предвидят их последствий  и не переносят оттяжек и  колебаний. У детей с низкими  духовными интересами отмечается  усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются  чувственным наслаждениям, стремятся  к немедленному и безотлагательному  удовлетворению потребностей, не  считаясь с обстоятельствами, моральными  нормами, этическими стандартами  и желаниями окружающих.

 

  Косвенный характер агрессии  является следствием двойственности  их натуры: с одной стороны,  им свойственны смелость, решительность,  склонность к риску и общественному  признанию, с другой - феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

 

4. Дети, склонные к проявлению негативизма

 

  Ребят этой группы отличают  повышенная ранимость и впечатлительность.  Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому  и критику, и равнодушие окружающих  они воспринимают как обиду  и оскорбление и, поскольку  имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт.

 

Вариант 2.

 

  Если брать за основу движущие  силы, мотивацию агрессии, то в  одном случае таковой будет  демонстрация себя, в другом - достижение  своих практических целей, в  третьем - подавление и унижение  другого.

 

  Классификация, строящаяся на  этом основании, выглядит следующим  образом:

 

1. Импульсивно-демонстративный тип

 

  Здесь у ребенка главная цель - продемонстрировать себя, обратить  на себя внимание. Такие дети  чрезвычайно ярко выражают свои  агрессивные эмоции - кричат, громко  ругаются, разбрасывают вещи. Их  поведение направлено на получение  эмоционального отклика от других: они активно стремятся к контактам  со сверстниками, а, добившись  внимания партнеров, успокаиваются  и прекращают свои вызывающие  действия.

 

  Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и правила  поведения, как в игре, так и  вне игры, ведут себя очень  шумно, демонстративно обижаются,  кричат. Однако их эмоции носят  поверхностный характер и быстро  переходят в более спокойные  состояния. Агрессивные акты у  таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения внимания.

 

  Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников.

 

  Вполне вероятно, дети этой группы  отстают от сверстников в общем  психическом развитии. Их обостренная  потребность во внимании и  в признании не может реализоваться  через традиционные формы детской  деятельности, и поэтому в качестве  средства самоутверждения и самовыражения  они использует агрессивные действия.

 

  Данные психологических обследований  показывают, что дети, относящиеся  к импульсивно-демонстративному  типу, отличаются от других (как  обычных, так и агрессивных)  следующим показателями:

 

- низкий уровень интеллекта - и  общего, и социального;

- неразвитая произвольность;

- низкий уровень игровой деятельности.

 

2. Нормативно-инструментальный тип

 

  В эту группу входят дети, которые  используют агрессию в основном  как норму поведения в общении  со сверстниками. Здесь агрессивные  действия выступают как средство  достижения какой-либо конкретной  цели - получения нужного предмета, ведущей роли в игре или  выигрыша у своих партнеров.  Об этом свидетельствует и  тот факт, что положительные эмоции  они испытывают после достижения  результата, а не в момент агрессивных  действий. Деятельность этих детей  отличается целенаправленностью  и самостоятельностью. При этом  они всегда стремятся к лидирующим  позициям, подчиняя и подавляя  других.

Информация о работе Особенности проявления детской агрессивности