Однако это крайние варианты,
встречающиеся относительно нечасто:
большая часть агрессивности
детей развивается где-то между
этими двумя противоположностями,
приводящими к одинаковому исходу.
Попав в ситуацию, когда его
потребности не удовлетворены,
ребенок (как и взрослый) реагирует
на нее отрицательными эмоциями
- в зависимости от темперамента
и психологических особенностей
это могут быть ярость, гнев, страх
и тревога. Для того чтобы
восстановить психологический комфорт,
у него (опять же, как и у
взрослого) есть только два
пути:
-
совладать с событиями и изменить
ситуацию в нужном ему направлении;
-
восстановить свое эмоциональное
равновесие, несмотря на неблагоприятную
ситуацию (в основном - с помощью
механизмов психологической защиты:
вытеснения, подавления, отрицания
и пр.). В этом случае отрицательные
эмоции канализируются в личное
бессознательное, где и накапливаются
до поры.
Между тем, управляемые механизмы
психологической защиты у маленьких
еще не сформированы, поэтому
обычно он стремится изменить
ситуацию, и нередко - с помощью
агрессии. Но рано или поздно
проявление агрессивности перестает
вызывать умилительные улыбки
родителей и все чаще приводит
к неодобрению, а то и наказанию,
и это рождает у ребенка
чувство тревоги и страха. У
него вырабатывается комплекс
вины, который затем будет частично
превращаться в чувство совести
и обрастать моральными нормами,
способствуя его социализации
и адаптации в окружающей среде.
Дальше этот комплекс - вина, совесть
и мораль - будут сопровождать
подросшего ребенка всю жизнь,
естественно, изменяясь и развиваясь.
Для того чтобы вызывать одобрение
родителей, ребенок учится контролировать
свою агрессию, причем на первых
порах это достигается внешним
контролем, диктуемым реакциями
окружающих и его страхом. Тревога
обычно двоякая: это и страх
наказания, и боязнь обидеть,
вызвать раздражение родителей
и лишиться из-за этого их
поддержки. При нормальном развитии
система социальных норм и
запретов постепенно интериоризируется
( становится частью психики человека,
по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго),
и контроль становится внутренним. Тогда
большая часть поведения, в том числе и
проявления агрессивности, регулируется
уже совестью и/или чувством вины, в разных
пропорциях у разных личностей.
У многих людей, особенно агрессивных
по природе, внутренний контроль
в силу разных причин формируется
неважно, и внешний контроль
остается ведущим на всю жизнь.
Тогда подросток (а затем и
взрослый человек), если и подчиняется
законам и общественным требованиям,
то не по велению совести,
а из-за страха наказания или
угрозы материальных и моральных
потерь. Поэтому когда путы страха
сбрасываются (ослабление власти, смута,
пребывание в толпе), а внутреннего
контроля - совести - нет, человек
позволяет себе делать все, что угодно
ему или толпе, или тому, кто этой толпой
руководит. И не нужно удивляться поведению
наших юных футбольных и хоккейных фанатов
после неудачных выступлений их любимых
команд.
Развитие внутреннего контроля
у детей и подростков идет
с помощью процесса идентификации
- стремления поступать как значимый
человек. В раннем возрасте
это имитация родительского поведения
- ведь именно подражая поведению
родителей мы добиваемся одобрения своего
поведения. А "исправляя ошибки" после
родительского осуждения мы получаем,
опять же, вожделенное родительское одобрение.
Правда, здесь есть одна сложность. Дети
в разговорах, играх и пр. стараются копировать
поведение взрослых, считая его образцовым,
но вот самим родителям в собственном
поведении нравится далеко не все. Причем
взрослые не всегда осознают непринимаемые
формы своего поведения, зато когда видят
его со стороны - сразу же напрягаются
и реагируют очень бурно. В наших детях
мы больше всего не любим те черты, которые
нам не нравятся в нас самих. Страдают
же, как водится, несчастные ребятишки,
которые старательно копируют родительское
поведение, а получают за это неодобрительные
замечания, а то и угрозы наказания.
В подростковом возрасте дети,
как известно, стараются избавиться
от зависимости от родителей
и вести себя максимально самостоятельно.
В своем поведении они идентифицируются
уже не с отцом или матерью,
а с другими значимыми для
них людьми - старшими друзьями, авторитетными
педагогами, киногероями и пр. И
здесь агрессивный ребенок ведет
себя не так, как более спокойные
дети: он противостоит родителям
гораздо больше. Эти ребята чаще
и лучше общаются со сверстниками,
даже с малознакомыми мужчинами,
чем с отцами, к которым стараются
не обращаться за помощью без
особой необходимости. А если
жизнь заставляет прибегнуть
к родительской поддержке, то
это вызывает у них раздражение
и неудовольствие.
Чего добиваются дети и особенно
подростки своей агрессивностью?
Они хотят, чтобы от них отстали,
и, в конце концов, получают
свое: от них не ждут больших
достижений и реже требуют
выполнения обязанностей. Имея двоих
или более детей, замученная
мать нередко взваливает больше
дел на менее агрессивного
ребенка (он называется "послушным"),
вызывая у того чувство неудовольствия
и комплекс неполноценности, но
так ей поступить легче. Более
агрессивного ребенка оставляют
в покое и дают больше свободы.
Однако и агрессивные дети
платят за это свою цену: они
хуже социализируются, поскольку
не усваивают опыт взрослых
и не участвуют в разных
способствующих взрослению делах.
У
агрессивного ребенка хуже развивается
самоконтроль, и тогда он попадает
в порочный круг:
Варианты
проявления детской агрессивности
Классифицировать проявления детской
агрессивности можно по-разному
- можно применить общие схемы
(см. таблицу 1), но удобнее использовать
специальные классификации, отражающие
возрастные особенности проявлений агрессии.
Далее приведены две такие
схемы. В основе первой лежат
проявления агрессии, второй - механизмы
агрессивного поведения.
Вариант
1.
И. А. Фурманов, основываясь на
проявлениях агрессии, выделяет
четыре категории детей:
1.
Дети, склонные к проявлению физической
агрессии
Это активные, деятельные и целеустремленные
ребята, отличающиеся решительностью,
склонностью к риску, бесцеремонностью
и авантюризмом. Их экстравертированность
(общительность, раскованность, уверенность
в себе) сочетается с честолюбием и стремлением
к общественному признанию. Обычно это
подкрепляется хорошими лидерскими качествами,
умением сплотить сверстников, правильно
распределить между ними групповые роли,
увлечь за собой. В то же время они любят
демонстрировать свою силу и власть, доминировать
над другими людьми и проявлять садистские
тенденции.
Кроме того, эти дети отличаются
малой рассудительностью и сдержанностью,
плохим самоконтролем. Обычно
это связано с недостаточной
социализацией и неумением или
нежеланием сдерживать или отсрочивать
удовлетворение своих потребностей. Они
постоянно стремятся испытывать острые
ощущения, а при отсутствии таковых начинают
скучать, так как нуждаются в постоянной
стимуляции. Поскольку всякая задержка
для них непереносима, то свои желания
они стараются реализовать сразу же, не
задумываясь о последствиях своих поступков
даже в тех случаях, когда понимают, что
дело добром не закончится.
Агрессивные дети действуют импульсивно
и непродуманно, часто не извлекают
уроков из своего негативного
опыта, поэтому и совершают
одни и те же ошибки. Они
не придерживаются никаких этических
и конвенциональных норм, моральных
ограничений, обычно просто игнорируют
их. Поэтому такие дети способны
на нечестность, ложь, измену.
2.
Дети, склонные к проявлению вербальной
агрессии
Этих ребят отличают психическая
неуравновешенность, постоянные тревожность,
сомнения и неуверенность в
себе. Они активны и работоспособны,
но в эмоциональных проявлениях
склонны к сниженному фону
настроения. Внешне часто производят
впечатление угрюмых, недоступных и
высокомерных, однако при более близком
знакомстве перестают быть скованными
и отгороженными и становятся очень общительными
и разговорчивыми. Для них характерен
постоянный внутриличностный конфликт,
который влечет за собой состояния напряжения
и возбуждения.
Еще одной особенностью таких
детей является низкая фрустрационная
толерантность, малейшие неприятности
выбивают их из колеи. Поскольку они обладают
сензитивным складом, то даже слабые раздражители
легко вызывают у них вспышки раздражения,
гнева и страха. Особенно сильно эти негативные
эмоции появляются при любых реальных
или мнимых умалениях их значимости, престижа
или чувства личного достоинства. При
этом они не умеют и/или не считают нужным
скрывать свои чувства и отношение к окружающим
и выражают их в агрессивных вербальных
формах.
Спонтанность и импульсивность
у них сочетаются с обидчивостью
и консерватизмом, предпочтением
традиционных взглядов, которые
отгораживают их от переживаний
и внутренних конфликтов.
3.
Дети, склонные к проявлению косвенной
агрессии
Таких детей отличает чрезмерная
импульсивность, слабый самоконтроль,
недостаточная социализация влечений
и низкая осознанность своих
действий. Они редко задумываются
о причинах своих поступков,
не предвидят их последствий
и не переносят оттяжек и
колебаний. У детей с низкими
духовными интересами отмечается
усиление примитивных влечений.
Они с удовольствием отдаются
чувственным наслаждениям, стремятся
к немедленному и безотлагательному
удовлетворению потребностей, не
считаясь с обстоятельствами, моральными
нормами, этическими стандартами
и желаниями окружающих.
Косвенный характер агрессии
является следствием двойственности
их натуры: с одной стороны,
им свойственны смелость, решительность,
склонность к риску и общественному
признанию, с другой - феминные черты
характера: сензитивность, мягкость, уступчивость,
зависимость, нарциссизм (стремление привлечь
к себе внимание путем экстравагантного
поведения). Кроме того, из-за сензитивности
ребята очень плохо переносят критику
и замечания в свой адрес, поэтому люди,
критикующие их, вызывают у них чувства
раздражения, обиды и подозрительности.
4.
Дети, склонные к проявлению негативизма
Ребят этой группы отличают
повышенная ранимость и впечатлительность.
Основные черты характера - эгоизм,
самодовольство, чрезмерное самомнение.
Все, что задевает их личность,
вызывает чувство протеста. Поэтому
и критику, и равнодушие окружающих
они воспринимают как обиду
и оскорбление и, поскольку
имеют низкую фрустрационную толерантность
и не способны владеть эмоциями, начинают
сразу же активно выражать свое негативное
отношение. В то же время эти дети рассудительны,
придерживаются традиционных взглядов,
взвешивают каждое свое слово, и это часто
ограждает их от ненужных конфликтов и
интенсивных переживаний. Правда, они
нередко меняют активный негативизм на
пассивный - умолкают и разрывают контакт.
Вариант
2.
Если брать за основу движущие
силы, мотивацию агрессии, то в
одном случае таковой будет
демонстрация себя, в другом - достижение
своих практических целей, в
третьем - подавление и унижение
другого.
Классификация, строящаяся на
этом основании, выглядит следующим
образом:
1.
Импульсивно-демонстративный тип
Здесь у ребенка главная цель
- продемонстрировать себя, обратить
на себя внимание. Такие дети
чрезвычайно ярко выражают свои
агрессивные эмоции - кричат, громко
ругаются, разбрасывают вещи. Их
поведение направлено на получение
эмоционального отклика от других:
они активно стремятся к контактам
со сверстниками, а, добившись
внимания партнеров, успокаиваются
и прекращают свои вызывающие
действия.
Дети, относящиеся к этой группе,
игнорируют нормы и правила
поведения, как в игре, так и
вне игры, ведут себя очень
шумно, демонстративно обижаются,
кричат. Однако их эмоции носят
поверхностный характер и быстро
переходят в более спокойные
состояния. Агрессивные акты у
таких детей мимолетны, ситуативны
и не отличаются особой жестокостью, даже
физическая агрессия (прямая или косвенная)
используется только для привлечения
внимания.
Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный
и импульсивный характер, враждебные действия
быстро сменяются дружелюбными, а выпады
против сверстников - готовностью сотрудничать
с ними. Их действия отличаются ситуативностью,
а наиболее яркие эмоции наблюдаются в
момент самих действий и быстро угасают.
Такие дети имеют весьма невысокий статус
в группе сверстников.
Вполне вероятно, дети этой группы
отстают от сверстников в общем
психическом развитии. Их обостренная
потребность во внимании и
в признании не может реализоваться
через традиционные формы детской
деятельности, и поэтому в качестве
средства самоутверждения и самовыражения
они использует агрессивные действия.
Данные психологических обследований
показывают, что дети, относящиеся
к импульсивно-демонстративному
типу, отличаются от других (как
обычных, так и агрессивных)
следующим показателями:
-
низкий уровень интеллекта - и
общего, и социального;
-
неразвитая произвольность;
-
низкий уровень игровой деятельности.
2.
Нормативно-инструментальный тип
В эту группу входят дети, которые
используют агрессию в основном
как норму поведения в общении
со сверстниками. Здесь агрессивные
действия выступают как средство
достижения какой-либо конкретной
цели - получения нужного предмета,
ведущей роли в игре или
выигрыша у своих партнеров.
Об этом свидетельствует и
тот факт, что положительные эмоции
они испытывают после достижения
результата, а не в момент агрессивных
действий. Деятельность этих детей
отличается целенаправленностью
и самостоятельностью. При этом
они всегда стремятся к лидирующим
позициям, подчиняя и подавляя
других.