Особенности психических состояний младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст является сензитивным:
для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоения социальных норм, нравственного развития;

Содержание

Введение
Теоретическая часть:
Определение понятия «психическое состояние»
1.1Сущность и функции психического состояния
1.1.1 Категория состояния
1.1.2 Детерминанты состояния
1.1.3 Непрерывность состояний.
1.1.4 Структура состояния.
1.2 Характеристики состояния
1.2.1 Состав характеристик.
1.2.2. Активация и тонус.
1.2.3 Напряжение.
1.2.4 Временные характеристики психического состояния.
1.2.5 Эмоциональные характеристики психического состояния.
Младший школьный возраст

Особенности психического развития.

2.2. Эмоциональная сфера младших школьников
3.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
3.1 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста.
Практическая часть
1.Предмет методы и цель исследования
2.Исследование
3.Анализ результатов
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

 Для рисунка дерева  характерна размашистая штриховка,  особенно выделены ветки деревьев, которые направлены вверх – проявление тревожности и одновременно – порыв, стремление к власти.  В рисунке дома – окна сильно открыты, может быть ребенок ведет себя несколько развязно и прямолинейно, отсутствие двери, т.е. возможны трудности в общении. Из трубы показана тоненькая струйка дыма , что указывает на чувство недостатка эмоциональной теплоты дома, что скорее всего и является причиной агрессии ребенка.

Возможно Дима Д. –  агрессивный лидер, так как прорисовывается  при изучении рисунка стремление к власти. Мальчик находится в центре отношений, получил много выборов детей, но он предпочитает общаться только с двумя детьми (это взаимные выборы) с группы, которые имеют одинаковую с ним статусную категорию «звезды». У ребят образовался как бы свой круг общения, который не хочет принимать других детей. 

Павел П. Расположил все  три рисунка в самом низу листа  бумаги, рисунки очень маленькие, что может говорить о незащищенности ребенка, о неуверенности в себе, чувство неполноценности. На всех трех рисунках ребенок интенсивно выделял некоторые детали – это показывает тревожность ребенка. В рисунке человека – ноги широко расставлены – возможно пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность) ребенка. Ступни непропорционально длинные – потребность ребенка в безопасности, а может потребность демонстрировать мужественность. В рисунке дерева ветви нарисованы в разные стороны, что показывает поиск контактов с окружающим, чувствительность к окружающему.

 Домик маленький,  расположен с самого края листа бумаги, что говорит о зависимости ребенка от других, неуверенности в себе. Отсутствие двери показывает на замкнутость, неудовлетворенность потребности в общении.

Настя Т. на рисунке изобразила линию земли – это показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими. По данным социометрического исследования мы знаем, что Настя находится в статусе «принятые» и имеет мало выборов. (может быть причина в том, что девочка совсем недавно появилась в группе и возможно еще не установлен контакт с детьми).

На рисунке девочка  штриховкой выделила волосы, платье человека, листву дерева – это также говорит  о признаках тревожности. Руки изображены короткими, кисти не выделены, что говорит о сниженной практике общения. Потребность в общении есть, но не удовлетворена. Штриховка рук также свидетельствует о трудностях в социальных контактах, с которыми у Насти связано чрезмерное эмоциональное напряжение. Во время рисования Настя вела себя спокойно, прикрывала рукой рисунок от других детей.

 

 

 

Заключение

В курсовой работе мы рассмотрели  особенности психических состояний  младших школьников. Психические  состояния - категория психических  явлений, до настоящего времени во многом недостаточно изучена -  как в отношении их теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане.

В общепсихологическом  аспекте такое положение отражено в слабой разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не определено соотношение психического состояния с психическими процессами и свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д.

В прикладном плане область изучения психических  состояний предстает в виде мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и инженерной психологии, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов, детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик.

Что же касается специального изучения психических состояний  младших школьников, то в литературе встречаются только единичные работы, исследующие состояния детей этой возрастной группы. Поведение школьников III-IV классов в состоянии фрустрации было описано Е. А. Даниловой . В исследовании Ю. Е. Сосновиковой  дети рисовали людей в состояниях радости, восторга или печали, горя, скорби и пр. Ею было обнаружено, что дети без затруднений различают разные психические состояния человека, но эти различия детьми не осознаются. Как считает автор, общая картина психических состояний детей младшего школьного возраста связана с их быстрой сменой, повышенной выраженностью и вместе с тем непрочностью вследствие слабости и утомляемости нервной системы ребенка. Психологическое содержание состояний обусловливается, главным образом, ведущей учебной и все еще присущей этому возрасту игровой деятельностью.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о недостаточной изученности психических состояний младших школьников, тогда как без их учета, диагностики и понимания значительно снижается эффективность управления последними, уменьшается продуктивность учительского труда.

Анализируя полученные данные: по симптомокомплексу «незащищенность» - 24% детей имеют средний уровень  выраженности незащищенности и 76% детей  – низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень тревожности  имеют 7% детей, средний уровень тревожности имеют 17% детей и низкий уровень – 76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе» и 76% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «чувство неполноценности»: 14% детей имеют средний уровень выраженности, 86% детей – низкий уровень. 21% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность» и 79% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По симптомокомплексу «трудности общении» имеют средний уровень 17% человек и низкий уровень – 83%  человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень.

Анализируя таблицу  количественной обработки данных по симптомокомплексам, мы увидели некоторую  взаимосвязь  уровня тревожности, степенью выраженности конфликтности и трудности  общения, а именно у  детей с  высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдаются   трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

  1. Л.В. Куликов Проблема описания психических состояний \\ хрестоматия «Психические состояния» под. ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.
  2. Брушлинский А. В. О категориях «непрерывное и прерывное» «качество и количество» в психологии//Категории материалистической диалектики в психологии/Под ред. Л. И. АнцыферовойМ.,1988.
  3. Каширина Л. В. Основные проблемы в исследовании и оценке функциональных состояний// Проблемыинженерной психологии: Тез. VI Всесоюз. конф. по инженерной психологии«Психологические и психофизиологические характеристики операторской деятельности». Вып. 2. Л., 1984
  4. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976
  5. Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека//Психические состояния/Под ред. А. А. Крылова.1981 (Экспер. и прикл. психология; Вып. 10)
  6. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975
  7. Иолов Т. Экстремальные ситуации и ситуативные особенности поведения личности//Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь/Ред. Б.ФЛомов, К. А. Абульханова-Славская. М., 1990
  8. Медведев В. И., Парачев А. М. Терминология инженерной психологии. Л., 1971
  9. Запрожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т, М., 1986. Т. 1
  10. Марищук В. Л. Функциональные состояния и работосп

Информация о работе Особенности психических состояний младшего школьника