Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования:
1.Определить структуру процесса психологического консультирования.
2.Проведение психологической консультации.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке.
2. Изучить цели психологического консультирования.
3. Проанализировать теоретические представления о процессе психологического консультирования и выделить профессиональные особенности психологов-консультантов.
4. Оказать психологическую помощь клиенту.
Объект исследования: процесс психологического консультирования.
Предмет исследования: структура процесса психологического консультирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1: Особенности психологического консультирования
1.1 Сущность и специфика психологического консультирования…….. 5
1.2 Цели психологического консультирования…………………………… 7
1.3 Принципы психологического консультирования…………………… 10
1.4 Структура процесса консультирования……………………………… 13
1.5 Техники консультирования
1.5.1 Постановка вопросов………………………………………………… 16
1.5.2 Одобрение и успокаивание………………………………………… 18
1.5.3 Отражение содержания: перефразирование, обобщение………… 20
1.5.4 Отражение чувств…………………………………………………….. 21
1.5.5 Паузы молчания…………………………………………………….. 22
1.5.6 Предоставление информации……………………………………… 23
1.5.7 Интерпретация……………………………………………………… 24
1.5.8 Конфронтация………………………………………………………. 25
1.6 Модель эффективного психолога-консультанта…………………… 27
ГЛАВА 2: Проведение психологической консультации…………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИТОЧНИКОВ…………………………………
1.3 Принципы психологического консультирования
Слово «принцип» происходит от лат. principium - основа, начало и означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Принципы психологического консультирования суть правила работы, возникшие из опыта практической деятельности людей в этой области.
Основные принципы психологического консультирования:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.С доброжелательностью тесно сплетается безоценочное отношение к человеку. Это значит, что, общаясь с человеком, мы не выдвигаем по отношению к нему условий ценности. Консультант пытается понять, принять другого человека таким, каков он есть, не берет на себя роль воспитателя, инженера человеческих душ, не стремится подогнать его под некий симпатичный стандарт человека.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип означает, что психолог во время работы ориентируется не на социально принятые нормы и правила и не на те нормы и ценности, которые симпатичны ему лично, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Он центрирован на клиенте, а не на своих правилах. Люди ценят свою автономию, уникальность и склонны противостоять попыткам, расправиться с этими свойствами своей природы. Выстраивая работу с клиентом, консультант должен исходить из его ценностей, из его принципов и идеалов. В предлагаемых вариантах улучшения жизни он должен видеть реализацию своих ценностей, желаний, своих представлений о правильном поведении в этом мире.
3. Осторожное отношение к советам. Ю.Е. Алешина формулирует этот принцип более строго - как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:
В дополнение к этому В.В. Столин выдвигал в пользу отказа от конкретных рекомендаций в процессе психологического консультирования следующие аргументы:
Однако другие авторы полагают, что в определенных случаях совет в психологическом консультировании приемлем и оправдан. Так А.Ф. Копьев считает, что особенно на начальных этапах консультирования допустимо советовать, так как это вполне органично жанровой природе разговора и избегание советов со стороны консультанта сделало бы общение искусственным. Совет может выступать здесь в роли:
■ поддержки, сочувствия клиенту;
■ наиболее удобной актуализации в сознании клиента нравственных норм;
■ индикатора для обнаружения клиентом игнорируемых форм поведения.
Н.В. Самоукина полагает, что советовать в психологическом консультировании можно в случаях, если:
■ клиент находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения;
■ клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологический ущерб близким; совет психолога в этом случае может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание, рецепт;
■ если клиент активен, действует и нуждается только в квалифицированной информации типа «как делать».
Ошибкой Н.В. Самоукина считает стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет, поскольку совет сбивает внимание клиента с анализа самого себя, закрывается движение клиента по пути к самому себе. Она полагает, что если клиент открыт для диалога, то следует воздерживаться от совета.
4. Разграничение личных и профессиональных отношений. Здесь имеется в виду то, что психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные эмоциональные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может разрушить типичные формы межличностных отношений и отдалить людей друг от друга.
5. Включенность клиента в процесс консультирования. Имеется в виду то, что клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы:
■ развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным;
■
клиенту было интересно.
1.4. Структура процесса консультирования
Можно рассмотреть системную модель консультирования, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.
Общие
правила и установки
Процесс
консультирования, даже если это только
единственная встреча с клиентом,
может быть условно структурирован
на несколько стадий. Консультирование
имеет начало, середину и конец, и
консультант должен знать, как начать
консультирование, с помощью каких
средств продолжать его, делать интенсивным
и продуктивным и как его закончить.
1.5 Техники консультирования
1.5.1 Постановка вопросов
Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.
Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", и т.п.
Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Benjamin отмечает, что открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п.Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.
Ivey (1971) выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:
Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.
Информация о работе Особенности психологического консультирования